МТК «Север – Юг»: Россия перекраивает логистику Евразии

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Длительные переговоры России и Ирана по МТК «Север – Юг» завершились в мае 2023 года. Москва и Тегеран подписали соглашение о строительстве железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. О перспективах развития коридора и его прогнозируемых параметрах читайте в статье эксперта Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева.
МТК «Север – Юг»: Россия перекраивает логистику Евразии

Россия выделит 1,3 млрд евро на реализацию этого технически наиболее сложного сегмента МТК «Север – Юг». При этом общая стоимость проекта в рамках пропускной способности первого этапа до 15 млн тонн грузов в год составит 1,6 млрд евро, а остальные средства будут внесены инфраструктурными банками. Окончание работы запланировано на 2027 год.

Проект предусматривает совмещение и параллельную укладку железнодорожной колеи 1520 мм и 1435 мм для использования обоих типов подвижного состава региона.

Материалы по теме: Каковы перспективы транзитных коридоров Евразии?

Россия и Иран за время работы над общими проектами (АЭС в Бушере. – Прим. a-centr.ru) накопили опыт, позволяющий эффективнее расходовать имеющиеся ресурсы. Например, решено, что часть материалов для строительства железнодорожного полотна – цемент, песок, гравий – будет закупаться на месте. Российские производители, вероятно, поставят сложные изделия – рельсы, железобетонные основания платформ, шпалы, элементы конструкций тоннелей, оборудование автоматики, сигнализации движения подвижного состава.

Инвестиции и характеристики будущего проекта

По оценкам ЕАБР, к 2030 году по проекту «Север – Юг» может быть реализовано около сотни различных логистических и промышленных проектов на общую сумму свыше 38 млрд долларов.

Инвестиции в проект будут состоять сразу из нескольких категорий.

• Первая категория будет включать российские межгосударственные кредиты, а также инвестиции российских банков и логистических компаний.

• Вторая категория может включать инвестиции стран Прикаспия, в частности Казахстана и Азербайджана.

• Третья категория – инвестиции государств «южного портала» МТК «Север – Юг», к которым можно отнести ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию, Индию, Пакистан и Китай.

Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ранее заявил о планах запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран протяженностью 2873 км, а также реконструировать узкие места железной дороги Бейнеу – Мангистау. Азербайджан, в свою очередь, планирует модернизацию железнодорожной трассы между абшеронским узлом и Астарой.

По оценкам заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина, в строительство трасс коридора «Север – Юг» Россия инвестирует около 280 млрд рублей к 2030 году, что позволит увеличить грузооборот на направлении до 35 млн тонн в год.

Наиболее значимыми товарами, составляющими грузопоток коридора, могут стать зерно, удобрения, горюче-смазочные материалы, а также компоненты автопромышленной сборки.

Поворот на Юг?

Вместе с тем в условиях системного конфликта России с Евро-Атлантическим сообществом можно говорить о смещении российских транспортных узлов.  

В новой системе геоэкономического планирования России Самарская, Саратовская, Астраханская области, Татарстан и Дагестан становятся важнейшим приоритетом, учитывая, что основные транспортные потоки наземных коммуникаций в европейской части России разворачиваются в сторону пояса южных соседей России, вплоть до Персидского залива.

Каспийско-трансперсидская дорога (три каспийских маршрута МТК «Север – Юг») станет не только значимой магистральной инфраструктурой для российской внешнеэкономической деятельности, но и символом мощного политического разворота, который Россия осуществляет в горизонте нескольких десятилетий.

Коридор «Север – Юг» становится воротами к странам Глобального Юга: от Ближнего Востока, Африки – до Южной и Юго-Восточной Азии. Благодаря данному проекту будет реализовано смещение промышленных зон России с линии украинского приграничья на бассейн Волги, а также раскрытие потенциала каспийской «пятерки».

Читайте также: Срединный коридор как поле для сотрудничества России и Центральной Азии

Таким образом, коридор «Север – Юг» станет крупнейшим инфраструктурным проектом текущего десятилетия, основой для дальнейшего трансрегионального расширения партнерства ЕАЭС.



Полную версию статьи «Каспийско-трансперсидская магистраль: прогнозируемые параметры сегментов МТК «Север – Юг» до 2030 года» читайте на сайте КИСИ.

Читайте другие материалы по теме:


Единство будет спаяно энергией и капиталом. Эксперт — о приоритетных направлениях сотрудничества ЕАЭС


Для успеха в ЕАЭС странам Центральной Азии нужно договориться между собой

Поделиться: