МТК «Север – Юг»: Россия перекраивает логистику Евразии
Автор: Ia-centr.ru
Россия выделит 1,3 млрд евро на реализацию этого технически наиболее сложного сегмента МТК «Север – Юг». При этом общая стоимость проекта в рамках пропускной способности первого этапа до 15 млн тонн грузов в год составит 1,6 млрд евро, а остальные средства будут внесены инфраструктурными банками. Окончание работы запланировано на 2027 год.
Проект предусматривает совмещение и параллельную укладку железнодорожной колеи 1520 мм и 1435 мм для использования обоих типов подвижного состава региона.
Материалы по теме: Каковы перспективы транзитных коридоров Евразии?
Россия и Иран за время работы над общими проектами (АЭС в Бушере. – Прим. a-centr.ru) накопили опыт, позволяющий эффективнее расходовать имеющиеся ресурсы. Например, решено, что часть материалов для строительства железнодорожного полотна – цемент, песок, гравий – будет закупаться на месте. Российские производители, вероятно, поставят сложные изделия – рельсы, железобетонные основания платформ, шпалы, элементы конструкций тоннелей, оборудование автоматики, сигнализации движения подвижного состава.
Инвестиции и характеристики будущего проекта
По оценкам ЕАБР, к 2030 году по проекту «Север – Юг» может быть реализовано около сотни различных логистических и промышленных проектов на общую сумму свыше 38 млрд долларов.
Инвестиции в проект будут состоять сразу из нескольких категорий.
• Первая категория будет включать российские межгосударственные кредиты, а также инвестиции российских банков и логистических компаний.
• Вторая категория может включать инвестиции стран Прикаспия, в частности Казахстана и Азербайджана.
• Третья категория – инвестиции государств «южного портала» МТК «Север – Юг», к которым можно отнести ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию, Индию, Пакистан и Китай.
Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ранее заявил о планах запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран протяженностью 2873 км, а также реконструировать узкие места железной дороги Бейнеу – Мангистау. Азербайджан, в свою очередь, планирует модернизацию железнодорожной трассы между абшеронским узлом и Астарой.
По оценкам заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина, в строительство трасс коридора «Север – Юг» Россия инвестирует около 280 млрд рублей к 2030 году, что позволит увеличить грузооборот на направлении до 35 млн тонн в год.
Наиболее значимыми товарами, составляющими грузопоток коридора, могут стать зерно, удобрения, горюче-смазочные материалы, а также компоненты автопромышленной сборки.
Поворот на Юг?
Вместе с тем в условиях системного конфликта России с Евро-Атлантическим сообществом можно говорить о смещении российских транспортных узлов.
В новой системе геоэкономического планирования России Самарская, Саратовская, Астраханская области, Татарстан и Дагестан становятся важнейшим приоритетом, учитывая, что основные транспортные потоки наземных коммуникаций в европейской части России разворачиваются в сторону пояса южных соседей России, вплоть до Персидского залива.
Каспийско-трансперсидская дорога (три каспийских маршрута МТК «Север – Юг») станет не только значимой магистральной инфраструктурой для российской внешнеэкономической деятельности, но и символом мощного политического разворота, который Россия осуществляет в горизонте нескольких десятилетий.
Коридор «Север – Юг» становится воротами к странам Глобального Юга: от Ближнего Востока, Африки – до Южной и Юго-Восточной Азии. Благодаря данному проекту будет реализовано смещение промышленных зон России с линии украинского приграничья на бассейн Волги, а также раскрытие потенциала каспийской «пятерки».
Читайте также: Срединный коридор как поле для сотрудничества России и Центральной Азии
Таким образом, коридор «Север – Юг» станет крупнейшим инфраструктурным проектом текущего десятилетия, основой для дальнейшего трансрегионального расширения партнерства ЕАЭС.
Полную версию статьи «Каспийско-трансперсидская магистраль: прогнозируемые параметры сегментов МТК «Север – Юг» до 2030 года» читайте на сайте КИСИ.
Читайте другие материалы по теме:
Для успеха в ЕАЭС странам Центральной Азии нужно договориться между собой
Поделиться: