Модель построения межэтнического согласия в Казахстане - новые вызовы.
Автор: ИАЦ МГУ
*********************************************************************************
Уважаемые организаторы Форума.
Одним из важнейших достижений Республики Казахстан за годы, прошедшие с момента обретения независимости, является построение модели межэтнического и межнационального согласия. В условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, - это, вне всякого сомнения, выдающееся достижение, как руководства страны, так и всего казахстанского общества. Поэтому российские политики и эксперты с большим вниманием оценивают и анализируют опыт Республики Казахстан, ибо для наших стран одинаково характерна полиэтническая структура общества, поликонфессиональность, а, самое главное, что проблему сохранения межэтнического баланса невозможно решить только силами госучреждений, для этого необходим широкий общественный диалог, активное использование механизмов гражданского общества. Опыт ближайших соседей в этом смысле бесценен.
Ассамблея Народа Казахстана, как уже отмечалось неоднократно, является уникальным органом, реализующим стратегические программы в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. Собравшиеся в этом зале хорошо помнят, что за период с марта 1995 года, когда АНК оформилась в качестве консультативно-совещательного органа до момента обретения Ассамблеей в 2007 году нового, более высокого статуса, зафиксированного в Основном Законе Республики, был пройден очень непростой путь, на котором были опробованы самые разные механизмы взаимодействия как в рамках единой государственной стратегии, так и в контексте общественных инициатив.
Почему в России так пристально всматриваются в опыт работы АНК? Прежде всего, потому, что очевидно, что национальные проблемы невозможно решать только лишь путем преобразований сверху. Без широкой общественной инициативы, без «самодеятельности» населения казахстанская модель межэтнического согласия не могла бы функционировать, что называется, на 100 процентов.
Государство создает вектор развития, выстраивает схему, механизмы его реализации, но каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем, невозможно без участия гражданского общества. Если взглянуть на модель межэтнического согласия с этих позиций, то мы четко видим ту роль и то место, которое занимает Ассамблея Народа Казахстана в этой системе: это коммуникатор, который соединяет общество и власть в рамках столь тонкого и столь сложного сюжета, которым является проблема межнациональных отношений.
Неслучайно, что особое место в работе АНК занимает деятельность ее региональных отделений, так называемых, этнокультурных центров. Без их участия огромное тело АНК не было бы наполнено реальной жизнью. В условиях огромной территории Республики и специфических особенностей расселения отдельных этносов, которые в ряде районов проживают компактно, такая модель строения позволяет осуществлять двустороннюю связь, не только транслируя стратегические установки президента страны на низовой уровень, но и формируя двухканальную связь с тем, чтобы власть располагала объективной, достоверной информацией о тех процессах, которые происходят в сфере межэтнических отношений.
В 21 столетии уже, наверное, всем очевидно, что метод ограничительных, запретительных, жестко административных мер в межэтнической сфере не работает. Проблема в другом: как пробудить общественную инициативу и встроить ее в единый каркас государственной политики? Тем более, что вопрос о степени зрелости гражданского общества в постсоветских странах никто не снимал с повестки дня, и, очевидно, что предстоит приложить еще много усилий для формирования более высокого уровня политической культуры населения РК, да и межнациональных отношений тоже.
Еще одна проблема - уровень подготовки чиновников к решению столь сложных и тонких проблем. Кадровая проблема в этой сфере - ключевая.
Одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в Казахстане является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. Они характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантностью, готовностью без отчуждения принять культурные традиции соседних народов. Это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического диалога не только в рамках единой государственной политики, но и через общественную инициативу, которая каждодневно проявляется в простом человеческом общении на уровне каждого аула и города.
Ощущение внутреннего равенства, отсутствие разделения на главную и второстепенную нации позволяют эффективно воспроизводить механизмы межэтнического согласия, в том числе, на уровне семьи, поскольку ребенок проходит весь цикл воспитания в обстановке, когда и дома, и школе абсолютно исключены проявления нетерпимости, и, напротив, толерантное отношение к представителям другой конфессии, другого этноса абсолютно естественно.
Таким образом, я еще раз хотел бы подчеркнуть, что в России с большим вниманием и интересом обращаются к опыту казахстанских реформ. Совершенно очевидно, что именно сейчас наступает момент, когда необходимо осуществлять постепенное «переключение» уровня ответственности государства за состояние и качество процессов, происходящих в самых различных сферах общественной жизни, на институты гражданского общества. Общественная самодеятельность, гражданские инициативы неизбежно возьмут на себя большую долю ответственности, чем это было в начале становления независимого казахстанского государства.
Давайте еще раз обратимся к основным вехам Казахстана на пути построения модели межнационального согласия:
На третьей сессии АНК была поддержана идея Президента страны, направленная на развитие демократических процессов во всех сферах общественной жизни, в том числе в области межэтнического, межконфессионального диалога;
На пятой сессии Н.А. Назарбаев сформулировал ключевые положения национальной политики государства, определил ее составляющие и приоритеты;
Седьмая сессия стала временем актуализации темы казахстанского патриотизма; Десятая сессия подвела итог создания казахстанской модели межнаионального согласия.
Новые рубежи - время для определения роли и места общественных инициатив в реализации уже сложившейся правовой базы.
Это вовсе не означает, что государство будет уходить из этой сферы. Глобальные вызовы и риски ориентируют на необходимость постоянного мониторинга, анализа и оценки происходящих процессов. Эта функция, вне всякого сомнения, будет оставаться за органами государственной власти.
Но в то же время, уже сейчас в Казахстане существуют все возможности и условия для того, чтобы главным регулятором в системе межнациональных отношений выступало гражданское общество. А это значит, что роль Ассамблеи Народа Казахстана, которая уже сейчас является конституционным органом, будет поступательно возрастать.
Спасибо за внимание!
Поделиться: