Мнение реалиста. Интервью Модеста Колерова украинской интернет-газете "Обозреватель".

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для действующей украинской власти исторический вопрос менее всего является научным. Это – предмет политической, государственной, пропагандистской линии, введенный указами президента, внятный, без двойных или тройных толкований. Есть прямые поручения Службе Безопасности Украины. Есть замглавы СБУ, который непосредственно занимается этими историческими в кавычках вопросами. Есть практика института национальной памяти, музеев оккупации евроатлантического образца, которая прямо подчиняет любой исторический контекст прямым политическим интересам.
Мнение реалиста. Интервью Модеста Колерова украинской интернет-газете "Обозреватель".

"Украина наказывает русских за доверчивость"

Накануне стало известно об очередных перестановках в Управлении Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Возглавлявшего Управление с октября 2007 г. Николая Цветкова на этом посту сменил бывший помощник председателя правительства РФ Сергей Винокуров. Покинувший должность начальника Управления Николай Цветков, как известно, ранее был заместителем Модеста Колерова - первого начальника этого подразделения Администрации Президента России, созданного в 2005 году после серии т.н. "цветных революций" на постсоветском пространстве.

На днях первый начальник Управлении Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, недавно вернувшийся к руководству ИА REGNUM, дал развернутое интервью украинской интернет-газете "Обозреватель", в котором рассказал о своем видении важнейших вопросов как российско-украинских отношений, так и глобальной мировой политики

Какие планы у России по отношению к Украине? Что планирует Кремль?

- Россия планирует адекватно реагировать на действия Украины в отношении России. Повестку дня в наших отношениях формирует Украина. Следовательно, именно она создает все испытания, которые ей придется пережить.

Что для Москвы главное в этом списке?

- Ускоренное вступление Украины в НАТО. Напрасные иллюзии Киева относительно вступления в ЕС. Непросчитанные до конца последствия пребывания Украины в ВТО. Тщетные усилия наполнить ГУАМ экономическим содержанием и соответственно - все больший акцент на военно-политические функции ГУАМ. Дальнейшее отступление перед политическими и неполитическими инициативами Румынии и Турции: Румынии - на юге Бесарабии и Северной Буковины, Турции - в Крыму. Экономический шок от самой энергозатратной в Европе экономики.

Отказ новых крупных западных инвесторов горнорудной промышленности Украины принять на себя социальную ответственность. Ради повышения рентабельности своих вложений они будут максимально сбрасывать бремя социальной сферы, что делает вероятными масштабные социальные конфликты.

Кроме того, Украина вступила в длительный избирательный цикл, который сам по себе не является фактом стабильности. Этого достаточно, чтобы мы понимали: Украина для России в ближайшие годы будет скорее фактором нестабильности, чем добрым соседом.

Есть ли у России позитивная программа в отношении Украины или это набор хаотических реакций?

- Украина отказалась от позитивной международной экономической программы Москвы. Отказалась от единого экономического пространства. Рассчитывать, что Россия будет настаивать на этом, не приходится.

Применительно к Украине между ЕС и США - разница в стратегии или в акцентах?

- Думаю, что это - разница в акцентах, потому что стратегия на интеграцию Украины в евроатлантическое пространство едина. Но акценты разные, потому что платить за евроинтеграцию Украины придется именно Европейскому Союзу. А он сейчас не в том психологическом, экономическом и политическом положении, чтобы расширяться, ослаблять себя, брать на себя новое бремя. Перспектива вступления Турции в ЕС была заблокирована не только по политическим причинам, но и обстоятельствам сугубо прикладного характера. По социологическим опросам, при вступлении Турции в ЕС около 15 млн турецких граждан были намерены немедленно переехать в Европу. Украина территориально и по населению сопоставима с Турцией. Это в потенциале - не только большой трудовой поток. Это - многотысячные квоты бюрократии в Брюсселе. И это сразу превращает нынешнюю Европу, которая и так более всего похожа на СССР, в весьма рыхлое имперское образование. Этого брюссельская бюрократия хочет в последнюю очередь.

Вопрос о вступлении Украины в НАТО можно считать принципиально решенным?

- Да, безусловно. Если исходить из позиции украинских властей, в том числе всех участников будущей широкой коалиции и оппозиционными Тимошенко, то у них этот вопрос уже не вызывает никаких сомнений. Тем больше шансов, что НАТО будет принимать в свои ряды Украину, чем меньше у нее шансов на прием в ЕС.

Какие аргументы у Москвы? Чем уломать украинцев на пороге НАТО?

- Уламывать их не надо. Я довольно скептически смотрю на перспективы убеждения Украины. Во-первых, потому, что Украина неоднократно демонстрировала, что политические инициативы для них важнее экономической ответственности и ответственности за безопасность.

В связи с этим вопрос о визах между Россией и Украиной когда может встать?

- Он неизбежен. А когда он встанет - это уже вопрос техники. Но он встанет неизбежно. И это зависит только от темпов вступления Украины в НАТО. Я имею в виду приведение политической системы и безопасности Украины в соответствие с натовскими стандартами. А это - граница. А если граница - значит и визы. Границу Украина будет вынуждена обустраивать в одностороннем и первоочередном порядке, а затем это придется сделать России.

Вы не считаете, что Украина хитрее Москвы - этнически, культурологически, политически? Кажется, они, украинцы, обставляют россиян?

- В чем?

В общем-то, шаг за шагом Украина получает то, чего добивалась.

- Их последовательность понятна. Если хитрость в том, что они...

...очень активны в международном плане...

- ...если хитрость состоит в том, что они использовали наше некоммерческое расположение, то это - хитрость короткого срока годности. Сейчас, если говорить на этом языке, эта хитрость, которая наказывает русских за доверчивость, может иметь очень тяжелые исторические, многодесятилетние последствия для атмосферы, для градуса наших отношений. Я не думаю, что Украине любой политической ориентации выгодно иметь на севере и востоке от себя "соседа", разочарованного в договороспособности.

Украинское политическое лоббирование начинает ощущаться? Оно явно активизировалось.

- Это все - не украинское лоббирование. Украинские деятели выступают исполнителями. Это лоббирование из кармана в карман. Это все в руках единого субъекта. То, что какая-то латиноамериканская страна признала Голодомор геноцидом украинского народа - вовсе не заслуга украинской дипломатии. Это - заслуга их партнеров в том полушарии.

Вы хотите сказать, что эту идею американцы поддерживают и продвигают?

- Конечно!

А ее стратегический смысл в чем?

- Это все - фрагменты, части сдерживания: созданы музеи оккупации, институт национальной памяти под копирку, как в Польше. Это все - единая схема.

То есть центральноевропейская модель: десталинизация, декоммунизация, денацификация...

- ...дерусификация - следующая ступень.

Каких высказываний и предложений ждать от кандидата в президенты Барака Обамы или Джона Маккейна в вопросах отношений Москвы с ближним зарубежьем, в частности Россия-Украина?

Не думаю, что им известно понятие "ближнее зарубежье".

Так подскажут - они отрефлексируют!

Ничего хорошего ждать не приходится. В политической элите США в части российского ближнего зарубежья существует консенсус. Долго пытались нас уверять, что Бжезинский - маргинал, и его никто не слушает, но он - голос консенсуса.

Вы ждете от Збигнева Бжезинского инициатив в отношении Украины и российско-украинских отношений?

- Самая главная инициатива Бжезинского последнего времени - глобальные Балканы от Суэца до Синь-Цзяна, которая достраивается на север Балтийско-Черноморско-Каспийской дугой. Эта инициатива является повторным изданием линии сдерживания против России. Новость в том, что после провала концепции Большого Ближнего Востока он рискованно достраивает линию напряжения далее Афганистана в Синь-Цзян - то есть таким образом делает объектом евроатлантического попечения не только Россию, но и Китай. На мой взгляд, это рискованно.

Какое место в нем Украины?

Украина - фигура на доске, не более чем. Украина - участник Балтийско-Черноморско-Каспийской дуги.

Важный или скорее маргинальный?

- Центральный географический участник, но не ресурсный. Центральный ресурсный участник этой дуги - Азербайджан и в перспективе, возможно, Казахстан.

Нынешняя международная роль оси Киев-Тбилиси в чем? Это сотрудничество имеет стратегический замах, либо это - личностные отношения, или это - вопрос энергетики?

- Никаких энергетических связей между ними нет. Они вполне внятно и рационально осознают себя как передовой отряд евроатлантической экспансии в регионе, и это отражается во взаимном интересе политического класса Грузии и Украины к событиям в партнерских странах. То есть стержнем этой солидарности выступает их евроатлантическое стремление, а не двусторонние отношения.

Некоторое время назад казалось, что их собственная миссия связана с продолжением оранжевого процесса в СНГ. Сейчас, похоже, этот процесс затух.

- Да, он прекратился. Сценарий экспорта оранжевых революций дошел до стены. Например, последним ярким всплеском попытки экспорта оранжевого сценария была поездка министров иностранных дел Грузии и Украины в 2005 году в Киргизию после переворота. Пожалуй, все.

Стоит ли проблема политических беженцев между Россией и Украиной в обоих направлениях и как она будет решаться?

- Нет такой проблемы. Какие-то люди пересекают границу. Наши несогласные поселяются, кажется, в Виннице. Ну, и ради Бога.

Российский МИД считает Приднестровье участком, на котором переговорный процесс может обрести динамику и успех. Какую роль сможет сыграть Украина? План Ющенко по урегулированию считается провальным или успешным?

- План Ющенко отвергается самими приднестровцами, поскольку не содержит в себе ничего нового против того, что предлагается Приднестровью Молдавией. Единственным практическим результатом этого плана была солидарная молдавско-украинская железнодорожная блокада. Но без Украины в Приднестровском урегулировании, конечно, не обойтись. Потому и формат его сегодня 5+2. Да и сама география диктует эту связь. Очевидна огромная роль Приднестровья для экономического здоровья Одессы. Сейчас Приднестровье по понятным причинам активизировало свои усилия на украинском направлении. Но на мой взгляд, оно не имеет большой перспективы. Украина в процессе урегулирования менее всего склонна учитывать интересы Приднестровья.

Тогда зачем Ющенко едет в Тирасполь? По поводу российско-молдавских отношений? В Москве нам усиленно намекали, что вот-вот произойдут большие изменения в Приднестровье и вокруг.

- Вряд ли они произойдут ранее, чем состоится встреча президентов Смирнова и Медведева в Москве, которая планируется на осень. Ющенко хочет быть там раньше. Это - борьба за шахматное качество.

Историческая дискуссия между Россией и Украиной - крайне политизирована и действительно очень важна. Что Вас не удовлетворяет в стратегии, если таковая имеется, с российской стороны?

- Не удовлетворяет российское близорукое мифотворчество в этих принципиальных вопросах. Для действующей украинской власти исторический вопрос менее всего является научным. Это - предмет политической, государственной, пропагандистской линии, введенный указами президента, внятный, без двойных или тройных толкований. Есть прямые поручения Службе Безопасности Украины. Есть замглавы СБУ, который непосредственно занимается этими историческими в кавычках вопросами. Есть практика института национальной памяти, музеев оккупации евроатлантического образца, которая прямо подчиняет любой исторический контекст прямым политическим интересам.

В главных государственных решениях, которые касаются толкования исторического прошлого Украины, нет никакого поля для дискуссии. В указах президента уже даны ответы, как в экзаменационных методичках. К сожалению, в России, в Москве наши академические и неакадемические активисты тщат себя надеждой, что у них есть возможность дискуссии с украинцами. Они приглашают нас к этой дискуссии исключительно для того, чтобы по американской схеме сослаться на общение с экспертами и выдать запрограммированное резюме.

Украинские историки, которые занимаются этими вопросами, - формальные и неформальные государственные чиновники. Высказывания, отличные от президентской точки зрения, будут иметь следствием не только крах карьеры, но и административную ответственность. Наши же собеседники - академические ученые, которые высказывают разные точки зрения.

Историческая политика в Украине намертво привязана к фигуре нынешнего Президента либо скорее к функциям?

- Президент создал инфраструктуру исторической пропаганды, вплоть до бывших ленинских комнат в ротах - там уголки Шухевича сейчас уже, наверное. Созданы разветвленные нормативные базы. Чтобы любой следующий президент вернул это в исходное состояние, он должен либо игнорировать эту нормативную базу, что не есть хорошо, либо ее отменять, что сомнительно.

Я думаю, что эти линии исторической пропаганды - или как говорят в Германии и Польше, исторической политики - избраны ими надолго. И нам нужно осознать, что участвуя в круглых столах с историками в погонах, мы не добьемся результатов. К счастью, на Украине есть значительное число независимых историков-исследователей, но на историческую политику власти они не влияют.

У нас складывается впечатление после присутствия на целом ряде форумов, что российские историки буквально начинают открывать для себя историю Украины, украинских земель и сам народ и поэтому не отличаются глубиной мысли.

- Если вы таких видели, то это - историки КПСС. Нормальный историк, который имеет наглость участвовать в специальном форуме, должен сначала оценить самого себя: компетентен ли он в этом вопросе. У нас есть небольшое число квалифицированных профессионалов. И в Московском университете, который занимается этим вопросом, и в системе Академии наук.

В последние годы вышел ряд книг по украинской проблематике, они вполне фундаментальные. Они доставили массу неприятных минут историкам новой украинской партии КПСС в Украине.

Вместе с тем дело-то доходит до отрицания того, что Киев - мать городов русских, государство Российское пошло от кургана на Ладоге и прочее.

- Старая Ладога никогда не мыслилась альтернативой. Ойкумена нашей цивилизации изначально развивалась в 3 центрах - это Киев, Новгород, Ладога. Это все азбучные истины. К счастью, у нас нет исторической политики, как в Украине. Поэтому у нас обеспечена свобода высказываний. И к несчастью, у нас нет исторической политики, потому что эта свобода высказываний должна быть поддержана государством во всем ее разнообразии. Поэтому пока усилия Москвы в круглых столах с историками в погонах выходят, как пар в свисток.

Погоны российские или украинские?

- Украинские. У России нет историков в погонах.

Вам, как бывшему начальнику подразделений Госархива, как никому понятно, почему Москва отказывается передать Киеву документы о Переяславских соглашениях и ликвидации Украинской метрополии в 1686 году?

- А почему она должна отдавать?

Какова позиция Москвы - не отдадим и все? Какая правовая база существует на этот счет?

- Давайте представим себе ситуацию, что крупнейшие мировые музеи должны будут отдать картины Гогена Таити только на том основании, что они были там нарисованы. Это - такое же национальное достояние. Есть какие-то прецеденты в политическом торге, но почему мы должны отдавать? Это - часть нашей истории.

А посмотреть на них можно?

- Могу вам сказать, что доступ к ним открыт. Недавно украинская президентура выступила с инициативой о передаче Украине так называемого Батуринского архива мазепинских документов. Очевидна анекдотическая логика этих претензий. Дело в том, что батуринского архива как целого не существует. Это - научный термин, который был введен в конце прошлого года питерской исследовательницей. Она собрала сведения, корпус документов из разных архивов об этой экспедиции и назвала его Батуринским архивом. Он существует в научном сознании. Здесь этот шовинистический сыск, сыск по 5-му пункту, сыск по принадлежности к Украине более всего превалирует не только в исторической политике, но и в претензиях к российским архивам. Я бы счел это менее анекдотическим требованием, если бы Ющенко ожесточенно потребовал от Канады, от Виннипега, передачи украинских документов. Тогда бы это было понятно - у него такая линия: все к себе. Но пока эти требования предъявляются только к нам, мы понимаем их избирательный характер.

А зачем России эти материалы? Где в России изучают Украину? Где исследователи? Где школы украинистики?

Есть центры украинистики в МГУ и Институте Европы. Но я не думаю, что у нас есть некий умственный комитет, который специально занимается Украиной.

Но кто-то же занимается Украиной. Это - ближнее зарубежье, поэтому это - скорее эгида администрации, чем МИДа.

- Есть, естественно, распределение обязанностей и работа и у дипломатов, и у экономических ведомств. Что касается политических экспертов, которые компетентно занимаются Украиной, то общая перенастройка политической сцены Украины отразилась сейчас и на их деятельности. Крах Партии регионов как представителей Юго-Востока, окончательная инкорпорация русских политических консультантов в интеллектуальные штабы разных оранжевых сил - все это создало некоторую патовую ситуацию.

И те, кто сотрудничал с Партией регионов, и те, кто имел дело с их противниками, сейчас сами переживают момент выбора, переоценки ситуации. Мы настолько часто доверяли самопрезентации политических сил Украины, что не смогли оценить их объективные ресурсы. Нам явно не хватало собственной, если угодно, коммерческой дистанции, которая позволяет калькулировать рентабельность. Мы долго еще будем страдать от того, что мы вели себя, как добрые соседи.

На самом деле Украина вступила в длительный период жесткой перемены политического класса вообще, и любая непродуманная попытка протянуть руку утопающему может просто утопить спасающего. Нам надо держать дистанцию.

Недавно сменился украинский посол в РФ. Москва будет реагировать симметрично? Ходят слухи о замене Виктора Черномырдина...

- Мне ничего об этом неизвестно, и это исключительно в компетенции президента.

Проблему территориальной целостности Украины Вы считаете актуальной или нет?

- Я считаю, что главная угроза территориальной целостности Украины исходит не из России, а из Румынии, Турции и изнутри Украины. Изнутри, потому что президентская вертикаль, назначающая всех глав районных администраций, - слишком жесткая для столь исторически разнообразной территории. Значительные части территории Украины входят в ее состав всего 50-60 лет. Если к тому же учесть, что они осознали себя впервые полноценными частями Украины всего лет 20 назад, то такая жесткая, негибкая, несамортизированная вертикаль власти не позволяет местным олигархическим, политическим, языковым, этническим силам находить выход своей политической и экономической энергии. То есть современная олигократия Украины будет и уже сейчас является естественным двигателем регионализации, которая, как курица яйцо, несет в себе потенциал федерализации. И там, где эта федерализация будет вызывать нервную реакцию Центра, там возникнет потенциал территориального конфликта.

Кроме того, представим себе, что в ближайшее время глава Секретариата Президента Балога выйдет в отставку и вернется в Закарпатье. Я не исключаю того, что он поведет борьбу за повышение статуса Закарпатья до автономного и дальше. Тем более, что стартовые возможности Закарпатья как диспетчерского транзитного узла Украины, не говоря о приграничной торговле, контрабанде, - очень солидны. Балоге выгодно это ради сохранения себя в качестве политической единицы. Он настолько отчаянно ведет борьбу против Тимошенко, которая победит, что ему в любом случае надо на что-то опираться.

А как Польша, Чехия, Венгрия влияют на Украину?

- С этими странами у Украины нет территориальных вопросов. Они решены.

А с Турцией?

- Турция действует через крымских татар. И повышение роли крымских татар в крымской автономии неизбежно будет проходить под гарантиями Турции.

Есть ли контакты между Россией и Турцией по поводу Крыма?

Турция с Россией не будет обсуждать крымский вопрос, прежде всего потому, что туркам не нужны свидетели. Кроме того, меджлис представляет интересы всего 30% крымско-татарского народа, а противоположная треть крымско-татарских активистов и влиятельных политиков успешно сотрудничает с русской общиной и русскими движениями Крыма.

Считается, что Татарстан так или иначе причастен к крымскому вопросу?

- Сомневаюсь.

Это необоснованные слухи?

- Эти слухи были связаны с борьбой против "Татнефти". Или с обсуждением того, что "Татнефть" могла бы разыграть татарскую карту или за счет местных активистов и так далее. Но надо понимать, что казанские и крымские татары - это разные народы. И генетически разные, и философски.

Есть ли у Киева стратегия консолидации?

- Да, есть. Это - линия растущего национализма под западным зонтиком.

Нет ли здесь противоречия? Национализм, особенно в Европе, - не в большой чести.

- Евроатлантические структуры отводят странам Новой Европы особое место, и его можно описать как позволительный этнонационализм.

В каких рамках?

- Главная рамка этого этнонационализма - функция санитарного кордона.

Как можно на платформе нарастающего этнонационализма консолидировать такую страну, как Украина?

- Невозможно. Но поскольку политические элиты Юго-Востока Украины капитулировали, и на политической сцене доминируют так называемые западенцы, то я думаю, что вопрос о политическом доминировании национализма решен.

Кстати, никто не ставит задачу консолидировать. Что касается татар, то оранжевые уже допустили массу ошибок и продолжают допускать, делая ставку на радикальное татарское движение в Крыму и отступая перед самозахватами. Они соединяют радикальный национализм и экономические интересы. Это - самое худшее, что можно придумать в Крыму и вообще в национальном вопросе. Это - гремучая смесь.

Татарский вопрос может выйти из-под контроля?

- Татарский вопрос не выйдет из-под украинского контроля, поскольку он издавна находится под контролем Турции.

А русский вопрос? Он гораздо масштабнее.

- Но он - менее конфликтный в Крыму. Русскоязычный электорат сосредоточен на Юго-Востоке Украины и очень слабо представлен политически. Главная сила, которая претендовала на представительство интересов русскоязычного Юго-Востока, капитулировала и усиленно строит широкую коалицию. Только после того, как со сцены сойдет Партия регионов, возможно какое-то развитие ситуации. А пока бело-синие амортизируют и предают интересы своих избирателей. У "регионов" имеется политическая инфраструктура и гигантские деньги, и в свое время только "регионы" помешали партии Натальи Витренко попасть в Верховную Раду.

Перенесемся на Запад. В чем главный потенциал западенцев? Их не так много.

- Их потенциал - монополия на власть. Власть основывается на галицийском электорате, отчасти - на электорате Центра Украины. Но более всего западенский национализм ориентируется не столько на свой электорат, который заведомо меньше, чем электорат всей Украины, сколько на крышу евроатлантических структур.

Кто на сегодня представляется Вам лидером западноукраинского звена? Президент?

- Сам Президент претендует на то, чтобы быть таким лидером. Но чем дальше - тем больше он отступает перед Юлией Тимошенко. И Тимошенко будет таким лидером! Безальтернативным лидером Запада Украины. Тимошенко - классический популист. Она стала своей для "западенцев", потому что перешла на тот политический язык, который используют украинские националисты. Но антирейтинг у Тимошенко чрезвычайно велик. И еще чуть-чуть - и он будет несовместим с политическим выживанием.

Тимошенко как политический лидер с женской интуицией не будет более гибкой в этих вопросах федерализации?

- Не будет. Потому что ей нужна вся Украина. А вести борьбу за федерализацию, опираясь на западенский электорат, можно только в том случае, если вы готовы объединить несколько славянских областей в Галицию и повысить ее статус до субъекта федерации. Это прямо противоположно претензиям любого политика на управление всей Украиной. Для политика уходящего типа Балоги - это естественно. Для идущего по восходящей - это как минимум преждевременно.

Планирует ли Москва договориться с Юлией Тимошенко?

А о чем с ней договариваться? Есть надежда, что Тимошенко как человек из бизнеса - человек более умеренный и рациональный, считающий рентабельность. Но к сожалению, политический перегрев в Украине столь велик, что, боюсь, Тимошенко будет трудно проявить чудеса рационального подхода.

Формируется ли некая украинская идентичность?

Пока нет. По риторике политиков нельзя делать вывод о формировании идентичности. Политики - оппортунисты. Они завтра неграми назовутся. И это у них будет получаться очень похоже на правду.

С ваших слов вырисовывается картина страны без всякой идентичности.

- Идентичность есть, но она не украинская. И чем дальше - тем больше украинская идентичность будет становиться бандеровской. Встраиваться в глубь растущих поколений, в аргументы массовой государственной пропаганды, учебники, школы. Любая идентичность, которая строит себя на основе мифа травмы, внешнего врага, реванша, является успешной. Это делать легко. Другое дело, что по логике выстраивания этой идентичности, придется очень скоро найти врага. Он уже найден. Придется этих врагов преследовать и наказывать колеблющихся. Придется постоянно подтверждать отмобилизованность идейных борцов. Мы это проходили.

Это - бизнес в первую очередь. И бизнес - глубоко осознанный как национальная идея. Что касается диалога, то у бандеровцев с радикальными крымскими татарами диалог уже есть вокруг единого врага. Русских в качестве стороны, субъекта диалога они не видят и не приглашают. Его для них нет.

Москве удастся организовать русских в интеллектуальную силу в Украине?

Никакая Москва или Ханой не организуют русских, если они не организовываются сами, где бы то ни было. Сейчас впереди и уже начался процесс переосмысления ухода регионалов с этой электоральной ниши. Потребуется некоторое время. Думаю, что русские имеют немного шансов выступить в качестве самостоятельного, осознанного, рационального, консолидированного фактора в этом избирательном цикле. Но этот фактор никуда не денется. Он расколется на лоялистов и более радикальные движения. На сегодня в весомом виде он не представлен нигде, кроме Крыма.

Москва может манипулировать украинской диаспорой, живущей в России?

- 5 миллионов украинцев в России - это статистика на бумаге. Консолидированной украинской диаспоры в России нет. Разумеется, есть агенты влияния. Было бы странно, если бы их не было. Но их роль ничтожна.

Российские кадровики уже получили указания отсеивать этнических украинцев?

Я ничего об этом не слышал.

Прошел большой съезд украинской диаспоры. Вы придаете значение тому, что подтягиваются силы из Америки, работает лоббизм из Канады...

Украинские силы из Америки давно активно участвуют, с конца советского времени. Я не думаю, что сейчас это новость. Скорее - попытка американских украинцев и кураторов, а также тех на Украине, кто на них ориентируется, получить дополнительный политический ресурс.

Виктор Калашников, Марина Калашникова

Поделиться: