В Узбекистане, особенно на начальном этапе системного обновления, как и во многих постсоветских странах, наблюдались черты пост тоталитарного авторитаризма. В этом отношении следует, во-первых, указать на то, что Узбекистан, как и другие Центрально-азиатские республики, провозгласил создание демократического общества, основанного не только на универсальных ценностях, но и особенностей национальной культуры и исторических традициях. При этом, как справедливо отмечает известный западный политолог Проф Ру, патерналистская природа aзиатской политической культуры характеризуется зависимостью от авторитета, преодоление открытого конфликта и акцент на стабильность.
В Узбекистане, особенно на начальном этапе системного обновления, как и во многих постсоветских странах, наблюдались черты пост тоталитарного авторитаризма. В этом отношении следует, во-первых, указать на то, что Узбекистан, как и другие Центрально-азиатские республики, провозгласил создание демократического общества, основанного не только на универсальных ценностях, но и особенностей национальной культуры и исторических традициях. При этом, как справедливо отмечает известный западный политолог Проф Ру, патерналистская природа aзиатской политической культуры характеризуется зависимостью от авторитета, преодоление открытого конфликта и акцент на стабильность[1]. Во-вторых, в этом политическом феномене проявлялась закономерная тенденция общественного развития в переходной период. Освобождение от тоталитаризма требует огромных усилий, поэтапности, в том числе на начальной стадии -сильной авторитарной власти, способной эволюционировать в сторону реальной демократии. Как заметила в этой связи известная американская исследовательница Проф. Марта Олкот, «комплекс сложного советского населения может быть трансформирован медленно»[2]. Это особенно касается Узбекистана, который наряду с тяжелым советским наследием явился страной противостоящей усиливающейся экспансии исламского экстремизма. По верному замечанию западного политолога Л. Левитина, «...Кардинальные прогрессивные изменения в такой стране невозможно осуществлять без сильной власти, способной принимать достаточно жесткие решения и последовательно проводить их в жизнь».[3]Как показал исторический опыт, политические реформы и процессы демократизации в суверенном Узбекистане носят подвижный характер и поступательно развиваются в русле движения "от сильного государства к сильному гражданскому обществу". В целом к настоящему времени в ходе формирования новой политической системы, ориентированной на демократические ценности, Республика Узбекистан прошла уже ряд этапов. Первый охватил период 1991-1994 гг. Его основным содержанием явились демонтаж и ликвидация старой, однопартийной, административно-командной системы и соответствующих ей органов власти, создание политика - правовых основ новой государственности, формирование адекватных политической и административной структур. Второй этап включал 1995-1999 гг. На этом этапе проводилась институализация демократии путем укрепления многопартийной системы, развития демократических институтов и закрепление системы разделения властей. Третий этап ознаменовался вступление страны в XXI век. Его отличительной чертой явился курс на либерализацию во всех сферах общества. Формирование новой структуры власти как важнейший компонент политической системы Республики Узбекистан За короткий исторический период в Узбекистане была создана правовая для функционирования законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.Законодательная ветвь государственной власти представлена в Республике в лице национального парламента - Олий Мажлис и местных органов представительной власти - Кенгашей народных депутатов. В процессе политического реформирования начального периода независимости образование высшего представительного органа – Олий Мажлис явилось важным шагом национально-демократического обновления. Впервые в истории Узбекистана открытые демократические выборы в Олий Мажлис, а также местные представительные органы власти состоялись 25 декабря 1994 года. За 250 депутатских мест национального парламента боролись тогда 654 кандидата. Таким образом, избирателям была предоставлена реальная возможность выбрать лучших представителей. В выборах приняли участие более 10.5 млн человека, что составляло 93,6% от общего числа граждан, имеющих избирательное право. В депутатский корпус вошли представители 15 национальностей, баллотировавшихся от Народно-демократической партии Узбекистана, партий «Ватан тараккиёти», «Адолат» «Миллий тикланиш». 83,2% депутатов (208 чел.) были впервые избраны в высший орган власти[4]. По истечение срока полномочий первого созыва Олий Мажлиса в декабре 1999 г. состоялись новые выборы в национальный парламент. Тогда за 250 депутатских мест боролись уже 1010 кандидатов от пяти политических партий, местных представительных органов власти и инициативных групп граждан. В частности, от социал-демократической партии «Адолат» - 119, от партии «Ватан тараккиёти» - 108, демократической партии – «Фидокорлар» - 207, Народно – демократической партии Узбекистана – 180, от представительных органов власти – 250 и от инициативных групп избирателей – 98 кандидатов[5]. По итогам первого и второго туров депутатами Олий Мажлиса оказались избраны от НДПУ – 49, партии «Фидокорлар» - 34, партии «Миллий тараққиёти» - 10, партии «Адолат» - 11, партии «Ватан тараккиёти» - 20, представительных органов власти – 110, от инициативных групп граждан – 16. В целом Олий Мажлис с первых шагов своей практической деятельности в соответствии с Конституцией сосредоточил усилия на разработке законов, обеспечивающих независимость страны, обеспечения гражданских прав и свобод человека, осуществление кардинальных реформ. Уже к концу 90-х гг. было принято и стали действовать более 100 основных законодательных актов, создающих правовую базу реформирования экономических отношений, решения проблем гуманитарно-культурного развития общества. Значительные изменения произошли и в деятельности представительных органов власти на местах - областных, городских и районных Кенгашей народных депутатов. В отличие от прежних Советов, по сути являвшихся формальным органом власти, Кенгаши стали обладать широким кругом полномочий, позволяющих им отражать жизненных интересы населения.Другим крупным политическим событием стал, состоявшейся 27 января 2002 г. референдум по вопросам формирования двухпалатного парламента, призванного обеспечить повышение качества законотворческого процесса, баланс интересов различных общественно-политических сил и отдельных регионов. На основе результатов всенародного референдум в 2002-2004 гг. были приняты новые конституционные законы. В их числе: "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти", "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан".Эти законы были нацелены на повышение эффективности законодательной власти, усиления роли Олий Мажлиса, как ведущего политического института, определяющего конкретные пути демократического обновления и поступательной либерализации общества. В частности, если образованный ранее национальный парламент состоял из одной палаты, а депутатская деятельность основной части депутатов строилась не на профессиональной основе, то теперь была введена двухпалатная структура Олий Мажлиса: нижняя Законодательная и верхную палату - Сенат. Формирование Законодательной палаты на постоянной профессиональной основе способствовало не только качественному изменению состава избираемых в палату депутатов, повышению требований к их квалификации и профессионализму, но и принципиальному изменению самого процесса законодательной работы, улучшению качества принимаемых законов и нормативных актов.В свою очередь, формирование верхней палаты – Сената – как представительного органа, объединяющего в своем составе депутатов территориальных субъектов – местных кенгашей, позволило Олий Мажлису – высшему законодательному органу, образно говоря, держать руку на пульсе страны, осуществлять непосредственную связь с регионами, представлять и защищать их интересы. Сенат состоит из 100 членов, 16 из которых назначают Президентом страны. Эта мера обуславливалась стремлением обеспечить должный баланс в случае какого – либо крена в деятельности нижней палаты. Остальные 84 места занимают представители областных, районных и городских законодательных советов (Кенгашей) – по 6 для каждой из 12 областей, города Ташкента и Республики Каракалпакстан. При этом законодательной регламент, определил, что выборы в Сенат проводятся тайным голосованием на заседаниях депутатов Жокарги Кенгеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, районов и городов из числе этих депутатов. В ходе выборов 2004 г. за места в парламенте боролись пять зарегистрированных политических партий. В том числе от социал-демократической партии «Адолат» официально было зарегистрировано 74 депутата, от Демократической партии «Миллий тикланиш» - 61, от Либерально-демократической партии «Фидокорлар» - 89, от Народно-демократической партии – 118 кандидатов, от независимых инициативных групп граждан 56 кандидатов[6].Всего в процессе выборной компании, которая проходила в двух турах голосования (второй состоялся 9 января 2005 г.) оказалось избрано 120 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса республики. Места в нижней палате национального парламента была поделены между пятью партиями и независимыми кандидатами инициативных групп граждан. При этом лидирующие позиции заняла Либерально-демократическая партия – 21 депутат (34,2 %), у Народно-демократической партии – 18 (23,3 %). Имевшая большую популярность на выборах 1999 г. Национально-демократическая партия «Фидокор» получила 18 мест, Демократическая партия «Миллий тикланиш» - 11, Социал-демократическая партия «Адолат» - 10. Независимым кандидатом, прошедшим в парламент, досталось 2 мест[7]. Таким образом, новая система представительства в нижней и верхней палатах создало необходимые предпосылки и гарантии для того, чтобы в парламенте Республики Узбекистан были достаточно полно представлены интересы не только политических групп и движений, но и региональных сил – одним словом, всех социальных слоев населения страны. Важнейшим стержнем новой системы государственного управления и политического строя Узбекистана стала президентская форма правления. Президентская властная вертикаль, в которой сконцентрированы полномочия Президента, как главы государства и исполнительной власти, явилась несущей конструкцией в здании современной государственности.Президент Республики Узбекистан на первых этапах независимого развития являлся одновременно Председателем Кабинета Министров узбекского государства. Согласно конституционным нормам Президент избирается всенародным голосованием сроком на 7 лет. Президентом может быть избран гражданам Республики Узбекистан не моложе 35 лет, свободно владеющим государственным языком и постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и тоже лицо не может быть Президентом Узбекистана более двух сроков подряд. Конституционные полномочия Президента обширны. Он выступает гарантом соблюдения Конституции и прав человека, представляет Узбекистан в международных отношениях, заключает и обеспечивает соблюдение подписанных международных соглашений и договоров, формирует и руководит аппаратом исполнительной власти, подписывает законы, является верховным главнокомандующим и так далее. Состав Кабинета Министров формируется Президентом и утверждается Олий Мажлисом. Кабинет Министров является высшим исполнительным органом власти. В состав Кабинета Министров входят Премьер – министр, первый заместитель Премьер – министра, заместители Премьер – министра, министры, председатели государственных комитетов, руководители крупных государственных концернов и объединений, а также председатель правительства Каракалпакстана. Кабинет Министров обеспечивает исполнение законов и других решений Олий Мажлиса, указов и распоряжений Президента. В функции Кабинета Министров входит также обеспечение эффективного функционирования экономики, общества и духовной сферы. Он издает постановления и распоряжения обязательные к исполнению на всей территории государства всеми действующими органами, учреждениями и гражданами.Одновременно на новой основе была создана система правоохранительных органов и национальной безопасности, образованы собственные Вооруженные Силы, способные, как уже отмечалось выше, защитить границы и суверенитет страны. Вместе с тем были сформированы институциональные структуры, обеспечивающие внешние связи Министерство иностранных дел и внешне – экономических связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности и другие специализированные учреждения. На местах основной государственной власти в областях, районах и городах наряду с советами народных депутатов выступают избираемые ими хокимы. Этот институт власти, в котором воплощен опыт исторического развития национальной государственности, основам на принципе личной ответственности и отвечает современным потребностям в сильной власти, способной решать насущные проблемы. Хоким представляет собой представительную и исполнительную власть. Хокимы обеспечивают законность и порядок, решают вопросы экономического и социального развития, формируют местный бюджет и так далее. Хокимы всех уровней – области, района и города – выполняют свои функции по принципу едино начала. Это означает, что они несут персональную ответственность за свои решения и действия руководимых ими органов. Инициатива в выдвижении кандидатур хокимов областей принадлежит Президенту Республики Узбекистан, а в выдвижении кандидатур хокимов городов и районов - хакимами областей.Коренным образом изменилась в ходе преобразовательных процессов и сама суть государства. Оно стало главным инициатором и координатором проводимых реформ, основным проводником приоритетных идей в общественной жизни, ведущей силой обновления общества.Заметным политическим событием нового этапа структурного обновления явились, предпринятые в конце 1999 г. парламентские выборы, а в январе 2000 г. - всенародное избрание Президента страны. Главным событием внутриполитической жизни Узбекистана явились, безусловно, выборы Президента, которые состоялись 23 декабря 2007 года. 28 декабря 2007 г. Центризбирком Узбекистана вынес постановление о том, что Президентом избран действующий глава государства Ислам Каримов. В постановлении ЦИК отмечается, что за кандидатуру Ислама Каримова, выдвинутого Либерально-демократической партией Узбекистана (Движением предпринимателей и деловых людей) - проголосовали 13 008 357 избирателей (из общего числа 16 297 400). Таким образом, по итогам выборов Президента Республики Узбекистан: - Ислам Каримов (ЛДПУ) - 13 008 357 голосов (88,1 %), - Аслиддин Рустамов (НДПУ) - 468 064 голоса (3,17 %),- Дилором Ташмухамедова (СДП "Адолат") - 434 111 голосов (2,94 %),- Акмаль Саидов (независимый кандидат) – 420 815 голосов (2,85 %). За ходом выборов наблюдали более 23 тысяч наблюдателей от политических партий и инициативной группы избирателей. В мониторинге за выборами Президента принимало участие 264 иностранных наблюдателя, представители авторитетных международных организаций: СНГ, ОБСЕ, ШОС, ЕврАзЭС, ОИК. От СНГ – было 78 наблюдателей, от ОБСЕ – 26, от ШОС – три, от ЕврАзЭС – два, от Организации исламской конференции (ОИК) – шесть человек. За весь период мониторинга избирательной кампании только наблюдатели от СНГ посетили 1207 избирательных участков, в том числе 743 – непосредственно в день голосования. Следует отметить, что в соответствии с новой редакцией Закона "О Кабинете Министров Республики Узбекистан", принятого 29 августа 2003 г., его стал возглавлять не президент а Премьер-министр. Кабинет Министров, хокимы областей, туманов, городов, представляющих исполнительную власть, сосредоточивают усилия на непосредственной организации практической деятельности по созиданию нового общественного строя, решению на местах узловых задач системного социально-экономического и духовного обновления, развертыванию инфраструктуры гражданского общества.Особое место в правовом государстве отводится судебной власти. В структуру судебной власти Республики Узбекистан входят Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный суд, Верховный и Хозяйственный суды Республики Каракалпакстан, областные, районные и городские суды.Проводимая в Узбекистане судебно-правовая реформа исходит из парадигмы укрепления роли суда как самостоятельной "третьей власти", превращения его в действенный институт либерализации общества и обеспечения верховенства закона. Она направлена на достижение подлинной независимости судей, решительное избавление от прежних взглядов на суд как на карательный орган, на усиление судебной защиты прав и интересов граждан, юридических лиц, демократизацию судебной и правоохранительной системы.Значимой акцией явилось законодательное закрепление специализации судов общей юрисдикции. Её необходимость обуславливалась тем, что еще с советского времени гражданские и уголовные дела рассматривались одними и теми же судами. Дела не рассматривались специалистами. В результате этого допускались ошибки, оказывающие влияние на уровень правосудия. Образование отдельных самостоятельных судов по гражданским и уголовным делам, специализация судей способствовало повышению качества рассматриваемых дел, усилению гарантии защиты прав и свобод граждан.Знаковым выражением курса на либерализацию в судебно-правовой системе стало утверждение на VI сессии Олий Мажлиса второго созыва (август 2001 г.) пакета законодательных актов, содействующих дальнейшему воплощению принципов правового государства и гуманизации уголовно-правовой политики. Так, принятой на этой сессии Закон "О прокуратуре" в новой редакциях всем своим содержанием был нацелен на то, чтобы прокуратура служила народу, а не надзирала над ним. С этих позиций существенно изменились полномочия прокуратура. В демократическом обществе объектом прокурорского надзора являются не сами граждане, а то как соблюдаются их законные интересы и права. Основная задача органов прокуратуры Узбекистана стала заключаться в том, чтобы следить за законностью правовых актов органов управления и контроля с тем, чтобы своевременно пресекать факты ущемления прав граждан. Другим нововведением явилось исключение полномочий прокурора приостанавливать исполнение судебных решений. Данная норма содействовала усилению независимости суда, установлению адекватного соотношения их правомочий с прокуратурой. В новом законе были также закреплены механизмы обеспечивающие эффективный контроль за деятельностью прокураторы, и в первую очередь, со стороны общества. Важный шаг сделал Узбекистан на пути к современному уголовному праву, ориентированному на международные стандарты, в последние годы. Особенно это касается вопросов смертной казни. Известно, что отмена смертной казни представляет один из главных принципов современного уголовного права и исполнения наказания. Со вступлением в ХХI век в Узбекистане применение смертной казни стало последовательно сокращаться. Переломным в этом отношении стал 2005 год. 1 августа этого года Президент независимого Узбекистана подписал Указ "Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан". Согласно ему с 1 января 2008 г. в уголовном законодательстве республики вводится отмена высшей меры наказания. Теперь Узбекистан непосредственно включился в круг государств, которые законодательно внедрили в жизнь данный принцип гуманизма. Особенности развития политических партий и институтов гражданского общества в Республике Узбекистан Необходимым и закономерным атрибутом подлинной демократии является наличие многопартийности. Опыт демократически развитых стран свидетельствует о том, что многопартийность - не случайное стечение исторических условий, а характерная черта естественно развивающегося демократического процесса. Многопартийность позволяет отразить насущные интересы самых различных социальных слоев общества.Поэтому в Узбекистане в новых общественных реалиях стали образовываться новые общественные движения и партии, выражавшие запросы времени. В частности, 1 ноября 1991 г. была создана Народно-демократическая партия, насчитывающая более 40 тыс. членов. Весной 1992 г. образовалась партия "Ватан тараккиёти" ("Прогресс Отечества"). 18 февраля 1995 г. в Ташкенте состоялся учредительный съезд социал-демократической партии "Адолат" ("Справедливость"), а 25 мая того же года- демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение"). 28 декабря 1998 г. была проведена учредительная конференция нового политического движения Национально- демократической партии "Фидокор" ("Патриот"). В апреле 2000 г. произошло слияние партий "Фидокор" и "Ватан тараккиёти" под названием "Фидокор". 15 ноября 2003 г. сформировалось общественное движение предпринимателей и деловых людей "Либерально-демократическая партия Узбекистана".Политические партии Узбекистана становится неотъемлемой частью общественно-политической системы страны, играют определенную роль в решение конкретных проблем обновления общества и модернизации республики. Принятие в 2006 году Конституционного закона страны «Об усиление роли политических партий в обновление и дальнейшей демократизациии государственного управления и модернизации страны», безусловно, стало важным шагом в плане реализации концепции перехода «От сильного государства к сильному гражданскому обществу», подняло на качественно новый уровень проводимых в стране реформ. Новые законы направлены на повышение роли политических партий и позволяют оппозиции сформировать и консолидировать новые идеи, а также выдвигать на политическую арену новых партийных лидеров. В месте с тем успех данных реформ также зависит от самих политических партий, их активной модернизации и совершенствования. В Узбекистане наряду со структурами гражданского общества, присущего многим странам мира, функционирует древнейший традиционный институт самоуправления – махалля, именуемый в национальном законодательстве органом самоуправления граждан. Функции органа самоуправления граждан на местном уровне очень широки. Они тесно связанны с населением и осуществляют различные формы общественного контроля за деятельностью местных органов государственной власти, оказывают адресную поддержку малоимущим, участвует в благоустройстве территорий и в воспитании молодежи. Махалля – уникальная система самоуправления граждан, своеобразный институт гражданского общества. Махалля олицетворяет в себе тот очаг, где царит мир и спокойствие, взаимное уважение и почитание, дружба и сплоченность, достаток и благосостояние народа.Сегодня органы самоуправления граждан является наиболее близким для всех институтом гражданского общества, как с точки зрения территориальной доступности, так и возможности реализовывать социально-культурные интересы. Выборы председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, проведенные в мае-июне 2006 года показали возросшую активность населения. Среди избранных аксакалов 68% имеют высшее образование, с 9 до 11% возросло количество женщин среди председателей сходов граждан. Около 50% аксакалов это лица в возрасте до 50 лет. Важное место в структуре политических институтов суверенного Узбекистане занимают неправительственные общественные организации (НПО) - деятельность которых приобретает все большее значение в решение основополагающих задач построения демократического государства и гражданского общества. Первые "ростки" этих организаций стали пробиваться в Узбекистане еще на рубеже 80-90-х годов XX в. В частности, в 1988 г. был учрежден Республиканский детский фонд. В июне 1991 г. образовалась Ассоциация деловых женщин Узбекистана - "Тадбиркор аёл". С 1992 г. начал действовать фонд "Экосан". 23 апреля 1993 г. был создан благотворительный фонд "Соглом авлод учун". Наиболее массовый характер носит молодежное движение «Камолот».Подобные общественные объединения отражает стремление граждан независимого Узбекистана внести свой вклад в экономическое и духовно-нравственное обновление общества, в решение назревших проблем, стали все активнее выступать в качестве социального партнера государства по разным направлениям общественной жизни и национального возрождения. В целом уже к концу XX в. в республике было создано более 2,3 тыс. таких общественных объединений, в том числе 20 фондов и благотворительных организаций, свыше 40 женских объединений. В настоящее время их численность превысила 3 тыс.[8]Узбекистан, как известно, выбрал светский путь развития. В обеспечении задач возрождения поручанной ранее религии, повышению ее роли в духовной жизни народа за годы независимости была проведена внушительная работа по возращению запрещяемых в советский период национально-религиозных традиций, обычаев, праздников. Так, из года в год все более масштабно празднуются Навруз, Курбан-хаит и Рамадан – хаит у мусульман, Пасха и Рождество – у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука – у иудеев. В тоже время правительство Узбекистана инициировало восстановление мечетей и мусульманских учебных заведений. Так, за годы суверенного развития оказалось восстановлено или построенно заново более 3 тыс. мечетей, в том числе открыто 10 медресе. В сравнении следует заметить, что во всем бывшим советском государстве насчитывалось только два таких типов учебных заведений. В 1999 г. по инициативе руководства республики был открыт Ташкентский Исламский Университет[9]. Каждый год при всесторонней помощи руководство суверенного Узбекистана верующие совершают паломничество к святым местам: мусульмане в Саудовскую Аравию для отправления обрядов хаджа и умры, христиане в Россию, Грецию и Израиль, иудеи – в Израиль. Всего за годы независимости более 60 тыс. граждан республики была предоставлена возможность осуществить хадж в святую Мекку и около 200 гражданам – поломничество в Россию, Грецию и Израиль, в святые места для христиан и иудеев. Проводимая в Узбекистане масштабная работа по восстановлению духовного наследия исламской цивилизации нашла признание мирового сообщества. Ярким выражением его стало объявление в 2007 г. Ташкента столицей исламской культуры. И это соответствует авторитету крупнейшей школы просвещенного ислама, истоки каторого берут начало в работах известных ученых – энциклопедистов аль-Бухари, ат-Термизи, Накшбанди, аль-Мотрууди и других великих мыслителей прощлого.В целом на начало 2007 г. в Узбекистане было зарегестрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2046 – 92 % от общего количества. Наряду с ними в республике осуществляют свою деятельность 165 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, одно общество кришнаитов и один буддийский храм.[10]Крупнейший среди них как в составе христианских организаций, так и иных немусульманских конфессий является русская православная церковь (РЦП). В республике ныне насчитывается около 30 ее приходов. В Ташкенте в составе РПЦ действует женский монастырь, в г. Чирчике открыт мужской. С 1998 г. на базе ранее действующего духовного училища быта открыта Семинария, которая готовит духовников для церковных приходов Среднеазиатской епархии. Кроме православной церкви в составе христианских организаций действует Римско-каталическая, армяно-грегорианская и лютеранская общины. Все конфессиональные объединения обладают правом участия в социальной жизни страны в качестве самостоятельных юридических лиц. Надо сказать, что Республика Узбекистан является частью очень сложного и многоранного исламского мира, в котром существет достаточно формальных и неформальных движений, стремляющихся использовать ислам в качестве орудия борьбы за обладание рычагов влияния на массовое политическое сознание. Следствием данной интерпретации являются вызовы и угрозы безопасности, связанные с религиозным экстремизмом, ксенофобией, межконфессиональными и межцивилизационными столкновениями. В зоне пристального внимания этих деструктивных сил находятся и независимые государства Центральной Азии, в том числе Узбекистан. Сторонники исламского фундаментализма, отстаивающие “идеи” исламского халифата, стремятся вовлечь центральноазиатский регион в свою орбиту, растространить на молодые государства свое влияни. Причем, как показали события последних лет, характерным сегодня выступает не только внешняя интервенция идеологических установок религиозного экстремизма, но и его проявление в форме конкретных агрессивных действий. Поэтому руководство Узбекистана придает принципиальное значение тому, чтобы наряду с возрождением религиозных ценностей предотвратить использование религии в деструктивных целях. Эта позиция нашла правовое отрожение в законе “О свободе совести и религиозных организаций” (1998 г.). в нем особо подчеркивается “недопустимость использования религии в целях антигосударственной, антиконституционной пропаганды, нарушения нравственных устоев и гражданского согласия.., совершения иных действий, ноправленных против государства, общества и личности”. Таким образом, опыт прошедших лет наглядно свидетельствует, что обновляющейся Узбекистан стремиться следовать по пути построения правового демократического государства. Однако в ходе преобразовательных процессов обозначилось немало трудностей, определились серьезные вызовы времени. Тем не менее общий стратегический курс остается неизменным. Как верно заметил эксперт из Великобритании Б.Мартин-Разумилович, в нынешних сложных условиях, харакреризующихся наличием негативных эффектов глобализации, ростом терроризма, наркотрафика и других международных проблем, Узбекистан дейстивтельно показал, что его собственный путь демократизации приметен, выгоден и даже необходим для предотврашения и нивелирования указанных проблем.[11] Узбекистан определяет поступательное движение от сильного государства к сильному гражданскому обществу, к развитой демократии, создание необходимых предпосылок эффективного партнерства между государством и сильными демократическими институтами. [1] См. Rye, L. and Ruy, M. 1985 Asian Power and Politics: cultural Dimensions of Authority. Cambridge, Mass, Harvard University Press. P. 6. [2] Olcott, M.B. 2005 Central Asian second chance. The Brookings Institutions Press. USA. P.156. [3] Левитин Л. Узбекистан на историческом повороте. Критические заметки сторонника Президента Ислама Каримова. – М.: Вагриус, 2001. С.21. [4] Текущий архив Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Справка отдела организационной работы. 1995. С.57. [5] Там же. Справка отдела организационной работы. 1999. С. 20. [6] Исмоилов С. Узбекистан: новые технологии политических партий на парламентских выборах – 2004 // ж. Центральная Азия и Кавказ. 2005, №2 (38). С.17. [7] Центральная Азия и Кавказ, 2005. №2. С.46. [8] Алимова Д., Годованов А., Нуриддинов Э. Указ. Соч. С.12. [9] Правда Востока. 2007, 20 марта. [10] Правда Востока. 2007, 20 марта. [11] Из выступления Б.Мартин-Разумиловича на международном семинаре «Современный опыт общественно-политической модернизации и обеспечения стабильности». 20-22 апреля 2007 г. в Бухаре.