Мирзохид Рахимов: Этапы развития ШОС и перспективы гуманитарного сотрудничества
Автор: ИАЦ МГУ
К.и.н. Мирзохид Рахимов
Зав. отделом «Современной истории и международных отношений»,
Института Истории АН РУз.
Ул.Муминова 9. Ташкент
e-mail:mirzohidr@mail.ru
Региональные интеграционные процессы стали неотъемлемой часть международных отношений XX-начало XXI-го веков. В разных частях мира четко просматривается устойчивая тенденция к постепенному, но неуклонному формированию региональных политических и экономических объединений таких как Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация африканского единства, Лига Арабских государств и многие другие.
С развалом Советского Союза объективные условия и необходимость многостороннего сотрудничества требовали от новых независимых стран Центральной Азии поиска новых форм взаимоотношений и кооперации между ними, а также другими бывшими советскими странами в различных областях экономики, политики, культуры. В результате республики региона инициировали создание СНГ, ЕврАзЭС, ОЦАС, ОДКБ, ШОС и ряда других региональных организаций.
Среди данных организаций Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет особый интерес и за годы своего существования данная организация прошла несколько этапов и претерпела существенные изменения. За короткий исторический период ШОС совершила качественную и количественную эволюцию, в ходе которой обозначились приоритеты организации, сформировались цели и задачи организации. Здесь попытаемся обозначить основные этапы формирования ШОС в качестве международной организации. Следует отметить, что среди специалистов не существует единой точки зрения по вопросу о дате начала «шанхайского процесса». На наш взгляд все таки 1996 год является отчетной в процессе развития более тесных многосторонних отношений стран-членов, и этот год является началом первого этапа развития ШОС. Данный период характеризуется нормализацией отношений стран-членов по ряду ключевых проблем безопасности, предотвращения любых возможных конфликтов между странами-участниками, преодоления многодесятилетнего взаимного недоверия.
Началом второго этапа может отметить 1999 год, который характеризуется расширения сфер деятельности, в частности, сотрудничество в сфере борьбы с проявлением терроризма, экстремизма и сепаратизма. Расширение формата переговоров, встречи руководителей правоохранительных органов и спецслужб, министров обороны и иностранных дел.
2001 год является началом третьего этапа, характеризующегося большими структурными преобразованиями и выработкой целей и задачи организации. 15 июня 2001 года на саммите глав стран в Шанхае была принята Декларация о создании ШОС, в которую наряду с членами «пятерки» вошёл и Узбекистан. Здесь следует, отметить что, по мнению ряда экспертов, участие Узбекистана в ШОС сыграла очень важную роль в дальнейшем развитие организации. Принятая в ходе встречи Декларация о создание ШОС, а также Конвенция о борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма были распространены в качестве официальных документов ООН. Принятая в ходе встречи Декларация о создание ШОС, а также Конвенция о борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма были распространены в качестве официальных документов ООН. В соответствии с Конвенцией члены ШОС будут взаимодействовать в деле предупреждения, выявления и пресечения этих противоправных деяний, проводить консультации, согласовывать позиции по борьбе с ними, обмениваться информацией.
Трагические события 11 сентября 2001 года в США и новые геополитичсеские реалии привели к переосмыслению целей и задач организации, её предназначение и роли в современном мире [1] .
В июне 2002 года на встрече в Санкт-Петербурге был подписан основополагающий документ - Хартия (Устав) организации, а также была принята Санкт-Петербургская Декларация. Через год на очередном саммите ШОС в Москве был завершен процесс формирования ШОС в качестве международной организации. Утверждены документы, регламентирующие деятельность уставных органов ШОС, символика, кандидатура первого исполнительного секретаря ШОС, соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета организации На данном саммите была также принята договоренность о перенесение штаба региональной антитеррористического центра в Ташкент, что свидетельствует о признание активных практических действий Узбекистана по борьбе с терроризмом, его международные инициативы по этой проблеме.
Началом четвертого этапа развития ШОС был Ташкентский саммит глав государств организации в июне 2004 года. В ходе саммита было принято девять документов по дальнейшему развитию между странами-членами ШОС. Также в ходе саммита было официальное открытие штаба Pегиональной антитеррористического центра (РАТС) в Ташкент. координирующей взаимодействие органов правопорядка и безопасности государств-членов в борьбе против подобных угроз и обеспечивающей обмен оперативной информацией между ними. В настоящее время РАТС завершает работу над формированием единого реестра террористических организаций и лиц, причастных к террористической деятельности на территориях стран ШОС.
Также с 2004 года постоянно действует Секретариат ШОС в Пекине. В Ташкентский саммит целом было завершено структурное формирование ШОС. В кануне саммита был создан важный механизм взаимодействия - регулярные встречи секретарей советов безопасности стран - участников ШОС, главной целью которых станет координация сотрудничества в рамках организации компетентных органов сторон в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, ядерных и радиоактивных веществ, наёмничеством. Также был подписан Протокол о сотрудничестве и координации деятельности Министерствами Иностранных дел стран членов ШОС. Наконец, было принято положение о статусе наблюдателей при ШОС, что является очень важным на пути дальнейшего развития и расширения ШОС.
Главным итогом данного саммита по определению Президента России В. Путина было создание еще одного дееспособного инструмента для ведения политики в Средней и Южной Азии [2] .
В весьма интересным является саммит глав государств ШОС в Астане (Казахстан) в июле 2005 года. На данном форме были приняты ряд очень важных документов включая Соглашения между правительствами государств - членов "шанхайской шестерки" о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, положения о постоянных представителях государств - членов ШОС при региональной антитеррористической структуре, соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий. Другим важным моментом саммита было итоговой декларации, которая продемонстрировала позицию ШОС по ряду региональных и международных событий, частности отмечая позитивные динамику стабилизации в Афганистане, члены ШОС "считают необходимым, учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, чтобы соответствующие участники коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран - членов ШОС" [3] . Данное заявление, вызвавшее широкий международный резонанс, само по себе не имеет какой-либо антинаправленности в отношении какой-то страны, но говорит о том, что страны региона стремятся играть более ответственную роль в судьбе своих народов. И это вовсе не означает, что ШОС превращается в антизападный блок - военная инфраструктура стран западной коалиции сохраняет свое присутствие в регионе. Главные итог саммита в Астане это существенные геополитические изменения в регионе и активизация позиций и действий ШОС.
Саммит ШОС в Шанхае в июле 2006 года был посвящен 5-летию создания организации и были подписаны ряд интересных документов в частности, Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества, Заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о международной информационной безопасности, Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007 - 2009 годы, Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, Протокол об итогах Учредительной сессии Делового совета Шанхайской организации сотрудничества.
Таким образом, мы видим, ШОС прошел ряд интересных этапов в своем институциональном, политическом развитие. Не случайно, результаты проведенного нами социологического опроса и интернирования специалистов стран Центральной Азии и России показала, что большинство экспертов (90%) рассматривают ШОС как наиболее успешную организацию в Евразии. [4]
В месте с тем, существует определенные проблемы в развитие ШОС. В частности, не выполняются всеми странами принятые соглашения, не выработан механизм принятия новых членов ШОС. Большинство проектов ШОС в основном спонсируется китайскими инвестициями, однако, другие члены в частности Россия могла также вести более активную инвестиционную политику в рамках ШОС.
Вопросы гуманитарного сотрудничества является важным аспектом многостороннего сотрудничества в рамках ШОС. Однако к настоящему времени взаимосотрудничество в области образования, культуры и науки находится не на высоком уровне. Необходимо выработка контренных программ по развитию в этих областях.
В настоящее время существует Институт ШОС в Китае и Центр по изучению ШОС в Казахстане. Создание Виртуального Университета будет основой для создания Реального Университета ШОС. Данный Университет может находится в России или Узбекистане.
На наш взгляд для широкого гуманитарного сотрудничества не обходимо реализация ряда проектов и программ, в частности,
- - Разработка и реализация конкретных проектов;
- - Налаживание контактов научных и образовательных учреждений стран ШОС;
- - Объявления коллективных и индивидуальных грантов для институтов и университетов и исследователей стран ШОС для совместных исследований;
- - Разработка проектов направленных на развитие сотрудничества общественных организаций и культурных учреждений стран ШОС;
- - ШОС необходимо изучит опыт гуманитарного сотрудничества в рамках Европейского Союза, НАФТА, АСЕАН и других региональных и международных организаций.
В перспективе ШОС может открыть новые возможности политического, экономического и гуманитарного сотрудничества и интеграции странами членов и укрепление сотрудничества с различными регионами мира.
[1] Шайхуддинов М.Е. Шанхайская Организация Сотрудничества: этапы эволюции и перспективы в изменяющем мире. // Шанхайская Организация Сотрудничества как международная организация: этапы эволюции, проблемы и перспективы в глобальном мире. (Сборник статей). Под. редакцией Шайхутдинова М.Е. - Астана. Изд. Казахско-Российского Университетаб 2004. Стр.35.
[2] http.www.Kremlin.Ru, ИТАР-ТАСС, 17.06.2004.
[4] Mirzokhid Rakhimov, Трансформация ШОС в условиях геополитических изменений в Центральной Азии. // Общественное мнение и права человека. 2006. №4 стр. 16-23.
Поделиться: