Миграционные процессы и укрепление безопасности. Взгляд из Ташкента.
Автор: ИАЦ МГУ
Низомиддин Зиямов, кандидат исторических наук
член Ташкентского отделения Общества историков Узбекистана
Узбекистан и до независимости являлся республикой с наибольшим количеством населения в Средней Азии. При этом, интенсивный демографический рост пришелся на 60-е годы, когда в репродуктивный возраст вступили поколения, родившиеся после второй мировой войны. Так, если в 1950 году численность населения Узбекистана составляла 8 миллионов 119 тысяч человек, то к 1970 году этот показатель достиг 11 миллионов 799 тысяч человек, а в 1979 году - 15 миллионов. Прирост населения происходил в основном за счёт высокого процента рождаемости, преобладающая часть которой приходилась на представителей коренного населения. Другим источником существенного пополнения численности населения республики в период с 1959 по 1979 годы, то есть за 20 лет, являлась миграция в Узбекистан из других, в основном, центральных районов бывшего Союза. За указанный период приезжие составили 17,6 процента среднегодового прироста населения, но это не было каким то, характерным только для этого периода, демографическим разовым всплеском. Механически прирост из России происходил и в предыдущие периоды, но в меньших количествах [1] .
Такая миграция в Узбекистан, другие республики региона, объяснялась не просто экзотическими интересами переселенцев, а целенаправленной деятельностью бывшего совесткого государства по укреплению своих позиций в крае. Целенаправленно осуществляя свою колониальную политику в национальных республиках, добиваясь сформирования такого социального объединения, как «советский народ», Центр стремился размыть национальное и любые проявления национального. Президент Узбекистана И. А. Каримов в связи с этим отмечает, что «Центр стоял на позициях принудительной «интернационализации», уничтожения национальных особенностей и старался ускорить процесс создания «многонациональной» общности, отвечающей собственным имперским интересам» [2] . Все это, вместе взятое, неблагоприятно сказывалось и на содержании межнациональных отношений в республике. В последующие периоды, особенно в 1989-1998 годы, темпы прироста населения снизились. Это в значительной степени объяснялось и уменьшением рождаемости, которая сократилась в среднем с 27,6 в 1989 году до 17,2 на тысячу человек в 1998 году. Если в 1992 году прирост населения составлял 2,38 процента, то в 1997 году - 1,87 процента.
Обозначенная выше тенденция снижения темпов прироста населения объяснялась и другими причинами, в том числе некоторым снижением жизненного уровня населения в переходный период и миграцией выезда русскоязычного населения, которая активизировалась еще во второй половине 80-х - начале 90 годов. Так, если в 1981 - 1985 годы из Узбекистана мигрировало в Россию около 200 тысяч человек, то в 1986-1990 годы - более 300 тысяч. Увеличение числа мигрировавших было связано как со спровоцированными извне межэтническими конфликтами, имевшими место в 1989 году в Ферганской области Узбекистана и в 1990 году в Ошской области Кыргызстана, которая граничит с территорией Узбекистана, так и с целым рядом других причин, в том числе и с экономическими проблемами «Перестройки». И в первые годы после распада бывшего Союза численность мигрировавшего из Узбекистана в Россию русскоязычного населения оставалась существенной.
Однако мотивация их выезда за этот период несколько изменилась. Выезд стал больше объясняться стремлением воссоединиться с людьми одной с ними идентичности на исторической родине. Современные размеры выезда русскоязычного населения в Россию значительно сократились [3] . Подавляющее большинство оставшихся в республике русских, в нескольких поколениях проживающих здесь, считают Узбекистан своей родиной, не могут представить свою жизнь вне его пределов. С ним связана жизнь их предков, детей, близких. И по своему менталитету, образу жизни они являются неразрывной частью многонационального народа Узбекистана [4] . Это можно сказать и в отношении представителей других национальностей и народов республики, не являющихся коренным населением, но прочно связавших свою судьбу с Узбекистаном.
Здесь необходимо также отметить, что миграция населения является закономерным процессом нормального функционирования любого общества, и нельзя делать вывод о том, что этот процесс характеризовался в исследуемый период только односторонним движением. В 90-е годы имело место и миграция из России в Узбекистан. Так, с 1989 по январь 1999 года из России в Узбекистан прибыло 197981 человек.
Данные свидетельствуют также о том, что самая высокая миграция в Россию из центральноазиатских республик была не из Узбекистана, а из других соседних стран, где русскоязычное население было значительным. Например, из Казахстана, только за 1991-1994 годы, в Россию выехало более восемьсот тысяч человек, а из Кыргызстана около трехсот тысяч, что составило 12 процентов ко всему населению этой страны. Миграционный процесс был характерен не только для направления Узбекистан-Россия и наоборот, он имел место также между Узбекистаном и другими странами СНГ, в том числе центральноазиатскими странами. Определенная часть этнических казахов, кыргызов, узбеков, таджиков, туркмен в период независимости переехали в страны проживания основной части своего народа. И правительства независимых государств региона рассматривали это как естественный процесс. Другая часть этнических групп населения, рассматривая место своего рождения своей родиной, осталась в прежних местах проживания [5] . При этом необходимо отметить, что география миграции населения стран Центральной Азии, в том числе Узбекистана во второй половине 90-х годов ХХ столетия и в начале XXI века значительно расширилась. Граждане Узбекистана в условиях демократизации общественной жизни, уже выезжают в основном на постоянное или временное пребывание для заработков не только в Россию, Украину и другие страны СНГ, но и государства «дальнего зарубежья», в том числе США, Англию, Германию, Турцию, Республику Корея, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны. Многие выезжают через биржу труда, Министерство труда и социальной защиты, но имеются и такие, которые выезжают на свой страх и риск. Правительство Узбекистана предпринимает все шаги, направленные на стабилизацию миграционных процессов, их регулирование, совершенствование межнациональных отношений, увеличение количества новых рабочих мест в республике и т.д.
Улучшению работы по решению миграционных вопросов способствовало и создание в феврале 2001 года, по решению правительства Узбекистана, Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. Предпосылкой создания нового Агентства послужили необходимая централизация управления процессами внешней трудовой миграции, а также необходимость модернизации существующего в республике механизма экспорта и импорта рабочей силы [6] .
Позитивно на миграционные процессы влияет и осуществление руководством Узбекистана мер по укреплению стабильности и безопасности в республике, создание межгосударственных гарантий защиты интересов и прав этнических групп, постоянно проживающих в Узбекистане, других стран Содружества. В частности, в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, который был заключен в мае 1992 года, сформулированы и обязательства сторон по вопросам, относящимся и к сфере межнациональных отношений. Такие же межгосударственные обязательства включены и в договоры Узбекистана с другими странами, в том числе с Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном. Эти межгосударственные гарантии и обязательства не только вселяют уверенность в людей различных национальностей в своем завтрашнем дне, открывают широкие возможности для их активного участия в политической, экономической и культурной жизни, осуществлении ими своих этнических особенностей, ограждают от возможного насилия на национальной почве, но и способствуют формированию благоприятных условий для укрепления межнационального согласия. Вместе с тем, имеются и проблемы, связанные с недостаточностью ещё договоров и соглашений по миграционным вопросам, межгосударственных правовых норм, регулирующих пребывание мигрантов в той или иной стране СНГ, защищающих их права и интересы. Создание такой правовой базы является актуальной и потому, что основную долю миграционных потоков продолжают формировать страны Содружества, главным образом Россия, примерно 70 %[7] .
Создание таких правовых норм, механизмов позволит в определенной степени регулировать миграционные процессы, создавать условия для легитимного, безопасного пребывания выезжающих на заработки. Это отвечало бы, как государственным интересам, так и людей стремящихся работать на постсоветском пространстве. Определенные сдвиги в этом вопросе наметились в отношениях между Узбекистаном и Россией, которые в 2007 году достигли соглашения по решению существующей проблемы.
Расширение договорной основы между странами в вопросах миграции, регулирование этих процессов будет способствовать и дальнейшему укреплению стабильности и безопасности в обществе.
[1] Alikan Aman. Population migrations in Uzbekistan 1989-1998. Published by United Nation high commissioner for Refugees. Second edition. T., 1999, p. 70-71
2 Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т., «Ўзбекистон», 1997, с. 70
[3] Максакова Л. П. Потенциальная трудовая миграция из Узбекистана в Россию // http: // www. migrocenter. ru / publ / konfer / ekaterinburg / m ekaterinburg 05. php
[4] Зинин С. Русский культурный центр Узбекистана.// Ўзбекистон миллатлараро хамжихатлик йулида. Т.: «Университет», 1996. с. 121-122
[5] Alikan Aman. Population migrations in Uzbekistan 1989-1998. Published by United Nation high commissioner for Refugees. Second edition. T., 1999, p. 74-76, 87-88, 93-100
[6] Сайт агентства по вопросам внешней трудовой миграции //http: // genesis. uz / portfolio/ migration. html
[7] Максакова Л. П. Миграция населения Республики Узбекистан. Т., 2000, с. 42
Поделиться: