Миграционная политика Казахстана в отношении трудовых мигрантов из ЦАР

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Республика Казахстан является принимающей, для мигрантов из стран ЦАР, основная масса мигрантов прибывает из соседних Кыргызстана и Узбекистана. Этот факт понимает и прекрасно осознает руководство республик стран региона, создавая инфраструктуру, отвечающую за работу с внешними трудовыми мигрантами.
Миграционная политика Казахстана в отношении трудовых мигрантов из ЦАР

Т. В. Мармонтова

К.и.н., доцент кафедры регионоведения

Факультет международных отношений

ЕНУ им Л. Н. Гумилева

Миграционная политика Казахстана в отношении трудовых мигрантов из ЦАР

(социальные аспекты).

Республика Казахстан является принимающей, для мигрантов из стран ЦАР, основная масса мигрантов прибывает из соседних Кыргызстана и Узбекистана. Этот факт понимает и прекрасно осознает руководство республик стран региона, создавая инфраструктуру, отвечающую за работу с внешними трудовыми мигрантами.

Так еще в 2006 г в Кыргызстане был принят закон о внешней трудовой миграции, в котором намечены основные направления государственной политики Кыргызской республики в области внешней миграции. Основными ее целями являются:

- регулирование процессов внешней трудовой миграции;

- удовлетворение потребности рынка труда Кыргызской Республики в необходимой рабочей силе, формирование его рациональной и сбалансированной структуры в целях повышения эффективности экономики;

- обеспечение приоритетного права граждан Кыргызской Республики на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда;

- предупреждение и предотвращение нелегальной внешней трудовой миграции;

- обеспечение правовой и социальной защиты трудящихся-мигрантов;

- оказание содействия в установлении квот других государств по привлечению и трудоустройству граждан Кыргызской Республики за границей;

- защиту интересов граждан Кыргызской Республики при присоединении к международным актам в области трудовой миграции;

- формирование базы данных о вакантных местах на рынке труда, возможности организации трудовой деятельности граждан Кыргызской Республики за границей и постоянное информирование населения Кыргызской Республики через государственные сети средств массовой информации.

В законе определены условия, при наличии которых граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, могут заниматься трудовой деятельностью в зарубежных странах. Граждане Кыргызской Республики могут трудоустроиться за ее пределами при посредничестве отправителей либо частным образом. Государственный уполномоченный орган в области миграции организует трудоустройство граждан Кыргызской Республики за ее пределами. [1].

Подобно Кыргызстану, в Узбекистане имеется Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. Предпосылкой создания нового Агентства послужили необходимая централизация управления процессами внешней трудовой миграции, а также необходимость модернизации существующего в республике механизма экспорта и импорта рабочей силы[2].

Мигранты из Кыргызстана в Казахстан выезжают в основном с целью трудоустройства в сфере сельского хозяйства. В нем трудоустраиваются прежде всего выходцы из сельской местности, особенно южных областей Киргизии, у которых, соответственно, уровень образования в большинстве случаев не выше среднего.

По сферам трудоустройства мигранты, из Кыргызстана въезжающие в Казахстан имеют по сферам трудоустройства разделяются следующим образом: строительство - 34%, торговля - 26%, сфера услуг - 24%, сфера общественного питания - 11%, сельское хозяйство - 5%.

Мигранты в Астане занимаются различными видами деятельности. Наиболее распространенными среди них являются рабочие профессии, затем работа в качестве служащего в государственных и негосударственных организациях. Каждый десятый из них учится.[3]

Трудовые мигранты из Узбекистана находят работу в различных сферах занятости. Исследователи Чулик и Алимова, проведя исследование по трудовой миграции граждан Узбекистана в южных районах Казахстана отмечают следующий разрез профессий мигрантов [4, 22]

Таблица 1.

Профессиональная структура мигрантов

Род занятий

% занятых трудовых мигрантов

Строительство

31,0

Торговцы на рынке

31,9

Сельское хозяйство

8,9

Пекари

6,9

Повара

8,5

Другое (работа не требующая специальной подготовки)

5,2

Большинство мигрантов из Кыргызстана имеют среднее или средне-специальное образование. 46% респондентов до выезда в Казахстан не имели постоянного места работы и стабильного заработка.[5]

Уровень образования мигрантов из Кыргызстана оценивается следующим образом: среди мигрантов из Бишкека высшее образование имеют 40%, неоконченное высшее - 2%, среднее 58%; среди мигрантов из Чуйской области высшее образование имеют 11%, неоконченное высшее - 23%, среднее - 49%, неоконченное среднее - 17%. Уровень образования выезжающих в Россию и дальнее зарубежье превосходит уровень образования выезжающих в Казахстан.

Практически половина прибывших в Астану имеет высшее образование 41,4 %, а число людей имеющих ученые степени равно 5,3 %. Незаконченное высшее образование имеют десятая часть мигрантов (9,6 %). Это в основном студенты вузов, в первую очередь ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Среднее специальное или техническое образование имеют 16, 9% опрошенных, среднее общее - 17, 2%, профессионально-техническое - 4,0%, начальное - 4,9%.

Следует отметить, что уровень образования среди женщин, участвующих в трудовой миграции, выше, чем у мужчин - 2,38, - 2,51 лет соответственно. По сравнению с Россией, Казахстан привлекает большее количество неквалифицированных мигрантов. В Казахстане средний уровень рабочих мигрантов из Узбекистана составляет 2 года (средняя школа). Объяснение этому может быть более высокий спрос в Казахстане на сельскохозяйственных работников. 85,7% трудовых мигрантов из Узбекистана, занятых в Казахстане, в сфере сельского хозяйства, имеют только среднее образование. В южных регионах Казахстана самый низкий (2,16 лет) уровень образования среди мигрантов наблюдался в Махтааральском районе, в то время как средняя цифра в других областях, где основным родом деятельности для трудовых мигрантов является сельское хозяйство составляла 2,42 года. Самый высокий (2,91) уровень образования в Алмаатинской области [4, 20]

Многие мигранты из-за недостаточной подготовки до отбытия сталкиваются с трудностями по прибытии в принимающую страну. Для того, чтобы снять данную проблему, эксперты МОМ предлагают проводить предвыездной тренинг. Предвыездной тренинг включает в себя практические знания об условиях жизни и работы в принимающей стране, основы финансового менеджмента, базовые знания языка, консультации врача, а также курс по правам человека. Такой тренинг может также подготовить мигрантов к их социально-экономической адаптации по возвращении на родину. Для подготовки мигрантов к их новой жизни за рубежом МОМ разработала программы по языковому тренингу и культурной ориентации, обучила преподавателей, основала или усовершенствовала уже существующие тренинговые центры, а также выпустила предвыездные информационные буклеты[6].

Помощью в адаптации мигрантов способствуют международные и неправительственные организации, назовем некоторые из них.

Международное бюро по правам человека и соблюдению законности предоставляет юридическую поддержку для трудовых мигрантов в Астане, Алматы, Актау и Шымкенте, в том числе защиту их интересов в суде.

ОО "Береке" через свои центры в Сары-Агаше и Жетысае обеспечивает трудовых мигрантов, живущих вдоль узбекской границы, юридическими, медицинскими и социальными услугами, проводит мониторинг условий работы .

ОО "Центр поддержки женщин" открыло центр содействия трудовым мигрантам в Петропавловске, не далеко от российской границы, для предоставления правовой, информационной и психологической помощи.

ОО "Два крыла" проводит мониторинг условий работы и проживания трудовых мигрантов в Алматинской области[7].

25 июня 2008 в здании Национального пресс-клуба в г. Алматы прошла пресс-конференция, посвященная открытию в городе Алматы Центра поддержки трудовых мигрантов (ЦТПМ), созданного при содействии Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) на средства Агентства США по международному развитию (USAID).

В рамках программы ФЕЦА «Содействие соблюдению законодательства трудовыми мигрантами в Казахстане и защита их прав и интересов» в 2007 г. были открыты четыре таких центра в Шымкенте, Актау, Петропавловске и других городах Казахстана. Программа по трудовой миграции направлена на повышение уровня безопасности и соблюдения законности в Республике Казахстан и Российской Федерации в отношении трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Центры поддержки трудовых мигрантов призваны не только защищать прав и интересов мигрантов, но и регулировать миграционные процессы в целом.[7]

Система подобных организаций существует и в ряде республик ЦА, так в Республике Таджикистан существует информационно-ресурсный центр для трудовых мигрантов, который оказывает консультационные услуги мигрантам, в том числе и тем, кто отправляется на работу в Казахстан

Общественный Фонд «Сеть Центров Содействия Трудовым Мигрантам» в Кыргызстане ведет осуществление проектной деятельности через Центры содействия трудовым мигрантам, расположенным в городах Бишкек, Ош, Жалалабат, Кызыл-Кия.

Таким образом, мы можем говорить о наличии определенной инфраструктуры, которая занята организацией процесса трудовой миграции. В этой структуре можно выделить несколько уровней. Государственный уровень представлен наличием государственных структур, которые отвечают за внешнюю миграцию из страны донора. «Негосударственный» уровень более разветвленный и состоит из нескольких подуровней. Сюда можно отнести международные и неправительственные организации, которые занимаются проблемами трудовой миграции, причем как в стране - доноре, так и стране - реципиенте.

Список использованной литературы

Закон Кыргызской Республики "О внешней трудовой миграции" от 13 января 2006 года N 4//www.mz.kg

Сайт агентства по вопросам внешней трудовой миграции// http: // genesis. uz / portfolio/ migration. html

Мигранты в новой столице Казахстана/ под ред. Татибекова Б.Л.Международная организация по миграции. - Алматы, 2005 - с. 4

Чулик В. В., Алимова К. З. Трудовые мигранты из Узбекистана в южных регионах Казахстана - Алматы, 2005 - с. 22

Исследование «Положение трудовых мигрантов из Кыргызстана в Республике Казахстан: правовые, экономические, социальные аспекты» http://www.expert.kg/content/social/9

Трудовая миграция // www.iom.com

http://www.efcentralasia.org/ru....emid=19

Теги: Казахстан

Поделиться: