Миграционная политика Казахстана в отношении трудовых мигрантов из ЦАР
Автор: ИАЦ МГУ
Т. В. Мармонтова
К.и.н., доцент кафедры регионоведения
Факультет международных отношений
ЕНУ им Л. Н. Гумилева
Миграционная политика Казахстана в отношении трудовых мигрантов из ЦАР
(социальные аспекты).
Республика Казахстан является принимающей, для мигрантов из стран ЦАР, основная масса мигрантов прибывает из соседних Кыргызстана и Узбекистана. Этот факт понимает и прекрасно осознает руководство республик стран региона, создавая инфраструктуру, отвечающую за работу с внешними трудовыми мигрантами.
Так еще в 2006 г в Кыргызстане был принят закон о внешней трудовой миграции, в котором намечены основные направления государственной политики Кыргызской республики в области внешней миграции. Основными ее целями являются:
- регулирование процессов внешней трудовой миграции;
- удовлетворение потребности рынка труда Кыргызской Республики в необходимой рабочей силе, формирование его рациональной и сбалансированной структуры в целях повышения эффективности экономики;
- обеспечение приоритетного права граждан Кыргызской Республики на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда;
- предупреждение и предотвращение нелегальной внешней трудовой миграции;
- обеспечение правовой и социальной защиты трудящихся-мигрантов;
- оказание содействия в установлении квот других государств по привлечению и трудоустройству граждан Кыргызской Республики за границей;
- защиту интересов граждан Кыргызской Республики при присоединении к международным актам в области трудовой миграции;
- формирование базы данных о вакантных местах на рынке труда, возможности организации трудовой деятельности граждан Кыргызской Республики за границей и постоянное информирование населения Кыргызской Республики через государственные сети средств массовой информации.
В законе определены условия, при наличии которых граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, могут заниматься трудовой деятельностью в зарубежных странах. Граждане Кыргызской Республики могут трудоустроиться за ее пределами при посредничестве отправителей либо частным образом. Государственный уполномоченный орган в области миграции организует трудоустройство граждан Кыргызской Республики за ее пределами. [1].
Подобно Кыргызстану, в Узбекистане имеется Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. Предпосылкой создания нового Агентства послужили необходимая централизация управления процессами внешней трудовой миграции, а также необходимость модернизации существующего в республике механизма экспорта и импорта рабочей силы[2].
Мигранты из Кыргызстана в Казахстан выезжают в основном с целью трудоустройства в сфере сельского хозяйства. В нем трудоустраиваются прежде всего выходцы из сельской местности, особенно южных областей Киргизии, у которых, соответственно, уровень образования в большинстве случаев не выше среднего.
По сферам трудоустройства мигранты, из Кыргызстана въезжающие в Казахстан имеют по сферам трудоустройства разделяются следующим образом: строительство - 34%, торговля - 26%, сфера услуг - 24%, сфера общественного питания - 11%, сельское хозяйство - 5%.
Мигранты в Астане занимаются различными видами деятельности. Наиболее распространенными среди них являются рабочие профессии, затем работа в качестве служащего в государственных и негосударственных организациях. Каждый десятый из них учится.[3]
Трудовые мигранты из Узбекистана находят работу в различных сферах занятости. Исследователи Чулик и Алимова, проведя исследование по трудовой миграции граждан Узбекистана в южных районах Казахстана отмечают следующий разрез профессий мигрантов [4, 22]
Таблица 1.
Профессиональная структура мигрантов
Род занятий |
% занятых трудовых мигрантов |
Строительство |
31,0 |
Торговцы на рынке |
31,9 |
Сельское хозяйство |
8,9 |
Пекари |
6,9 |
Повара |
8,5 |
Другое (работа не требующая специальной подготовки) |
5,2 |
Большинство мигрантов из Кыргызстана имеют среднее или средне-специальное образование. 46% респондентов до выезда в Казахстан не имели постоянного места работы и стабильного заработка.[5]
Уровень образования мигрантов из Кыргызстана оценивается следующим образом: среди мигрантов из Бишкека высшее образование имеют 40%, неоконченное высшее - 2%, среднее 58%; среди мигрантов из Чуйской области высшее образование имеют 11%, неоконченное высшее - 23%, среднее - 49%, неоконченное среднее - 17%. Уровень образования выезжающих в Россию и дальнее зарубежье превосходит уровень образования выезжающих в Казахстан.
Практически половина прибывших в Астану имеет высшее образование 41,4 %, а число людей имеющих ученые степени равно 5,3 %. Незаконченное высшее образование имеют десятая часть мигрантов (9,6 %). Это в основном студенты вузов, в первую очередь ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Среднее специальное или техническое образование имеют 16, 9% опрошенных, среднее общее - 17, 2%, профессионально-техническое - 4,0%, начальное - 4,9%.
Следует отметить, что уровень образования среди женщин, участвующих в трудовой миграции, выше, чем у мужчин - 2,38, - 2,51 лет соответственно. По сравнению с Россией, Казахстан привлекает большее количество неквалифицированных мигрантов. В Казахстане средний уровень рабочих мигрантов из Узбекистана составляет 2 года (средняя школа). Объяснение этому может быть более высокий спрос в Казахстане на сельскохозяйственных работников. 85,7% трудовых мигрантов из Узбекистана, занятых в Казахстане, в сфере сельского хозяйства, имеют только среднее образование. В южных регионах Казахстана самый низкий (2,16 лет) уровень образования среди мигрантов наблюдался в Махтааральском районе, в то время как средняя цифра в других областях, где основным родом деятельности для трудовых мигрантов является сельское хозяйство составляла 2,42 года. Самый высокий (2,91) уровень образования в Алмаатинской области [4, 20]
Многие мигранты из-за недостаточной подготовки до отбытия сталкиваются с трудностями по прибытии в принимающую страну. Для того, чтобы снять данную проблему, эксперты МОМ предлагают проводить предвыездной тренинг. Предвыездной тренинг включает в себя практические знания об условиях жизни и работы в принимающей стране, основы финансового менеджмента, базовые знания языка, консультации врача, а также курс по правам человека. Такой тренинг может также подготовить мигрантов к их социально-экономической адаптации по возвращении на родину. Для подготовки мигрантов к их новой жизни за рубежом МОМ разработала программы по языковому тренингу и культурной ориентации, обучила преподавателей, основала или усовершенствовала уже существующие тренинговые центры, а также выпустила предвыездные информационные буклеты[6].
Помощью в адаптации мигрантов способствуют международные и неправительственные организации, назовем некоторые из них.
Международное бюро по правам человека и соблюдению законности предоставляет юридическую поддержку для трудовых мигрантов в Астане, Алматы, Актау и Шымкенте, в том числе защиту их интересов в суде.
ОО "Береке" через свои центры в Сары-Агаше и Жетысае обеспечивает трудовых мигрантов, живущих вдоль узбекской границы, юридическими, медицинскими и социальными услугами, проводит мониторинг условий работы .
ОО "Центр поддержки женщин" открыло центр содействия трудовым мигрантам в Петропавловске, не далеко от российской границы, для предоставления правовой, информационной и психологической помощи.
ОО "Два крыла" проводит мониторинг условий работы и проживания трудовых мигрантов в Алматинской области[7].
25 июня 2008 в здании Национального пресс-клуба в г. Алматы прошла пресс-конференция, посвященная открытию в городе Алматы Центра поддержки трудовых мигрантов (ЦТПМ), созданного при содействии Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) на средства Агентства США по международному развитию (USAID).
В рамках программы ФЕЦА «Содействие соблюдению законодательства трудовыми мигрантами в Казахстане и защита их прав и интересов» в 2007 г. были открыты четыре таких центра в Шымкенте, Актау, Петропавловске и других городах Казахстана. Программа по трудовой миграции направлена на повышение уровня безопасности и соблюдения законности в Республике Казахстан и Российской Федерации в отношении трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Центры поддержки трудовых мигрантов призваны не только защищать прав и интересов мигрантов, но и регулировать миграционные процессы в целом.[7]
Система подобных организаций существует и в ряде республик ЦА, так в Республике Таджикистан существует информационно-ресурсный центр для трудовых мигрантов, который оказывает консультационные услуги мигрантам, в том числе и тем, кто отправляется на работу в Казахстан
Общественный Фонд «Сеть Центров Содействия Трудовым Мигрантам» в Кыргызстане ведет осуществление проектной деятельности через Центры содействия трудовым мигрантам, расположенным в городах Бишкек, Ош, Жалалабат, Кызыл-Кия.
Таким образом, мы можем говорить о наличии определенной инфраструктуры, которая занята организацией процесса трудовой миграции. В этой структуре можно выделить несколько уровней. Государственный уровень представлен наличием государственных структур, которые отвечают за внешнюю миграцию из страны донора. «Негосударственный» уровень более разветвленный и состоит из нескольких подуровней. Сюда можно отнести международные и неправительственные организации, которые занимаются проблемами трудовой миграции, причем как в стране - доноре, так и стране - реципиенте.
Список использованной литературы
Закон Кыргызской Республики "О внешней трудовой миграции" от 13 января 2006 года N 4//www.mz.kg
Сайт агентства по вопросам внешней трудовой миграции// http: // genesis. uz / portfolio/ migration. html
Мигранты в новой столице Казахстана/ под ред. Татибекова Б.Л.Международная организация по миграции. - Алматы, 2005 - с. 4
Чулик В. В., Алимова К. З. Трудовые мигранты из Узбекистана в южных регионах Казахстана - Алматы, 2005 - с. 22
Исследование «Положение трудовых мигрантов из Кыргызстана в Республике Казахстан: правовые, экономические, социальные аспекты» http://www.expert.kg/content/social/9
Трудовая миграция // www.iom.com
Поделиться: