Место Согда и согдийцев в региональной торговле

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Согд являлся одним из крупнейших историко-культурных областей Центральной Азии и её территория включала в себе оазисы Заравшана и Кашкадарьи и отличалась особым стратегическим и геополитическим статусом в регионе. В протяжении многих веков Согд играл важную роль в формировании Великого шелкового пути - соединявшего Восток с Западом. Согдийцы, одним из первых положили основу межрегиональных торговых отношений и кооперации производства, и этим внесли свой вклад к распространению разных культур и мировых религий. Надо отметить в раннее средневековье для Согда и согдийцев надёжным торговым партнером было тюрко-язычное население Центральной Азии. Оседлые и полукочевые тюркские народы с древности имели с согдийцами общие интересы не только в торговле, но и в политическом, экономическом и культурном плане. Это привело к интенсивным экономическо-политическим и культурно-духовным взаимоотношениям между Согдом и тюрко-язычными народами, где в этих отношениях особое место занимали караванные пути Центральной Азии.
Место Согда и согдийцев в региональной торговле

А. Атахужаев

кандидат филологических наук,

Институт истории АН Узбекистана

Согд являлся одним из крупнейших историко-культурных областей Центральной Азии и её территория включала в себе оазисы Заравшана и Кашкадарьи и отличалась особым стратегическим и геополитическим статусом в регионе. В протяжении многих веков Согд играл важную роль в формировании Великого шелкового пути - соединявшего Восток с Западом. Согдийцы, одним из первых положили основу межрегиональных торговых отношений и кооперации производства, и этим внесли свой вклад к распространению разных культур и мировых религий. Надо отметить в раннее средневековье для Согда и согдийцев надёжным торговым партнером было тюрко-язычное население Центральной Азии. Оседлые и полукочевые тюркские народы с древности имели с согдийцами общие интересы не только в торговле, но и в политическом, экономическом и культурном плане. Это привело к интенсивным экономическо-политическим и культурно-духовным взаимоотношениям между Согдом и тюрко-язычными народами, где в этих отношениях особое место занимали караванные пути Центральной Азии.

Как отметил китаевед Э.Г. Пуллейблэнк, согдийцы были «не только выдающиеся торговцы, но и художники, ремесленники и носители новых религий, согдийцы путешествовали и селились как вдоль торговых путей Центральной Азии, так и в глубинных областях Китая и в кочевьях степных народов. Согдийцы имели большое цивилизующее влияние на тюрков. От Кореи на востоке и до Византии и Рима на западе, от Индии на юге и до Волжской Болгарии на севере тюрко-согдийские караванные пути занимали важное место.

После того как Согд вошел в состав Первого Тюркского каганата (551-603) и до завоевания Средней Азии арабским халифатом в конце VIII века взаимоотношения между тюрками и согдийцами, уже существовавшие ранее, становятся более тесными. Благодаря этим факторам согдийцы - торговцы, ремесленники, строители, проповедники играли значительную роль в истории Центральной Азии.

Торговцы из Согда по караванным путям создали многочисленные торговые фактории. Согдийцы активно сотрудничали с другими народами Центральной Азии и Китая. Покупая китайский шелк ввозили в Среднюю Азию и далее вывозили этот ценнейший товар в Иран и Византию. Как отмечает китайские паломник и путешественник Сюан Цзан (629-630 годы) в своих воспоминаниях, согдийцы были умелыми и предприимчивыми в деле ремесла и торговли.

Овладев шелководством и шелкоткачеством согдийцы с первых веках нашей эры начали выпускать свой шелк во внутренний рынок, а в раннем средневековье производство шелковых тканей стало одним из традиционных ремесел согдийских и других среднеазиатских мастеров, которые совершенствовали свое искусство и развивали технологию. Обогатив национальными особенностями, впоследствии оказали обратное влияние на текстильную технологию средневекового Китая. В проникновении шелка в текстильное ремесло Согда, решающую роль сыграл великий шелковый путь, проходивший через согдийские города - колонии в Центральной Азии. Первоначально согдийцы выступали в роли посредников в торговле шелком, но в дальнейшем сами стали производителями шелковых тканей. Кроме того, для производства тканей согдийцы, как и другие среднеазиатские земледельцы в этот период вырастили хлопок. Об этом упоминает другой китайский паломник Хой Чао (нач.VIII века - 726 год). Он выделяет особое внимание ношение среднеазиатскими народами белую хлопчатобумажную головной убор и шерстяную одежду.

Политические событие в раннем средневековье дали импульс развитию политических институтов, экономическую динамику, и этнокультурное своеобразие. После разгрома государства эфталитов между 560-567 годами, среди союзников - тюрками и Сасанидами возникли трения, вызванные противоречиями по их экономическими интересами, в частности установления контроля на торговых трассах. После неудачи дипломатических отношений согдийского посланника Маниаха и после фиаско второго посольства в Иран, Тюркские каганат решил установить политические контакты с Византией - соперником Сасанидов на западе. Благодаря успешной посольской миссии Маниаха со стороны каганата и Земарха со стороны Византии в 568-569 гг., Тюркский каганат стал политическим гегемоном Центральной Азии, и это произошло благодаря деятельности согдийского дипломата. Кроме того, каганат со своим сюзереном Согдом включился в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени - Византии, Сасанидского Ирана, Китая и стал вести борьбу за контроль на Великом шелковом пути. После успешной дипломатии Мониаха открылись новые перспективы сотрудничества каганата с Хорезмом и Хазарским каганатом.

Западнотюркские ябгу-каганы в отличии от эфталитов активно начали участвовать в административном управлении своих владений. При этом сохранили местных правителей - прежние династии. Они были заинтересованы в политической стабильности, экономическом развитии оседлых областей Средней Азии. Каганат не только контролировал сборы налогов и даней, также укреплял свои позиции в регионе создавая большие возможности для тесных экономических, культурных и духовных взаимоотношениях. Они постепенно становились активными участниками среднеазиатских политических и социально-экономических процессов. Участие тюркских администраторов - тудунов, тарханов, тутуков, тегинов, шадов в местном управлении благоприятно действовали в создание единого историко-культурного пространство в Центральной Азии, привёл к тюрко-согдийскому симбиозу.

Как утверждают исследователи-историки, в IV-III вв. до н.э. согдийцы начали активно сотрудничать с китайцами и прототюркскими племенами. Сотрудничество тюрко-согдийских народов имеют полутора тысячи летнюю историю. Сравнительно-типологический анализ согдийского и тюркского общества дает возможность делать выводы о том, что они были практически ровесниками, что облегчало установление межэтнических контактов.

Согд осуществлял свою торговлю по сухопутным путям, однако есть сведение, что купцы из Пайкента даже принимали участие в морских торговлях. Из Согда во внешний рынок вывозились в основном сельхозпродукты: сырье и сушёные фрукты, шерсть, ситец, шелковые материалы, кожа, изделии из металла, дерево и кости, а также лошади и овцы. Согдийское золото, оружие и ковры пользовались особым спросом в других странах.. Из Маймурга вывозился металлический сплав - латунь. Во внешний рынок поставлялись также пищевая и цветная соль, добытая из Маймурга и Кеша.

Во время управления западно-тюркского кагана Тун ябгу (618-630) в Западно-тюркском каганате была декларирована административная реформа. Суть его включался в том, что местные правители вели совместную деятельность во владениях с представителями каганата. Тун ябгу своим наместникам дал соответствующие тюркские титулы. Надо отметить, что тюркские правители имели очень мощный аргумент - военные силы. Элементы тюркского административного управления входили в состав управления местных владений Согда, Чача, Тахаристана.

Каганат также не забыл про интересы своих сюзеренов, давая большие возможности в развитие взаимоотношений во внутренней и внешней торговле. Тюркская военная охрана и чакиры (кит. чи-киа) дружина местных правителей сопровождали среднеазиатские караваны до назначенного места. По словам Сюань Цзана, чакиры были в Самарканде и отличались невероятной храбростью. Дружину чакиров содержали дихкане и купцы. Судя по рассказу Наршахи, чакиры жили вместе с другими подчиненными людьми при замках, в особых домах, предназначенных для них. Одними из их обязанностей были сопровождение своих дихкан в путях. Также сопровождали они и так называемые посольства, торговые караваны. В 759 г. в 12-м месяце при дворе китайского императора Су Цзун (756-762) был устроен в трех залах пир для чакиров. После пира каждый из них получил по 30 кусков шелка, что равнялось плате воину за 30 месяцев его службы у тюрков. Надо отметить, что чакирами были и согдийцы, и тюрки.

Как известно, хозяйственной деятельностью тюркских, огузских и других племен было экстенсивное скотоводство. Различные формы скотоводческого хозяйства совмещались с постепенной оседлостью в ограниченных масштабах. Поэтому, домашние методы производства земледельческих продуктов не могла удовлетворить потребность этих племен. Спрос заполнялся за счет оседлых соседей Средней Азии и Китая. Извне поступали зерно, фрукты, шелк, хлопчатобумажные ткани, железо, золотые и серебряные украшении, а также земледельческие орудия.

По дорогам Великого шелкового пути появились ряд согдийских поселений, а в раннем средневековье некоторые из них превратились в крупные города с тюркским и согдийским населением. Как известно, проникновение согдийцев в Восточно-туркестанские оазисы началось еще в конце IV и начале III веков до н. э. А с V-VI вв. н.э. согдийские города и поселения в Семиречье, Восточном Туркестане и Ганьсу были не только торговыми, но и ремесленно-земледельческими центрами.

В большинстве районов Восточного Туркестана согдийцы жили бок о бок с тюрками, особенно на территории Турфанского оазиса и в Дуньхуанском уезде. В книге «Новая история династии Танг» говорится: «Согдийцы весьма предприимчивы в торговых делах. Их мужчины, по достижению 20 лет, отправляются в другие страны, где зарабатывают себе средства на жизнь». Во времена войн правители Хеси на выгодных условиях, привлекали согдийцев к внутренней торговле, таким образом, колонии согдийцев возникли и в других районах страны. Пл этому поводу, китайские историки как - Ванг Чженгъя, Гуан Лянжи, Ли Мингвэй, чен Айчжу и Жин Юэ - сообщая о господстве согдийцев в торговых и культурных связях по Великому шелковому пути, отмечают что если саки были первопроходцами Евразийского северного торгового пути, пролегавшего по кочевым пастбищам, то согдийцы, на притяжении 1500 лет (с V в. до н. э. до X в.) способствовали развитию связей на этом пути, получившем в последствии название Великий шелковый путь. Там шла интенсивная торговля между среднеазиатскими и восточно-туркестанскими купцами с одной страны и с китайцами с другой.

При этом, пограничная торговля с Китаем зависела от настроений китайских правителей. Суть китайской политики четко сформулирована историком Хоу Жэнь-чжи: «Нет дани - нет торговли, есть дань - есть и вознаграждение.

Для стабильного развития земледелия, ремесла и торговли необходим мир и спокойствие в регионе. Хорошо осознавая эти факторы, тюркские каганы всемерно занимались обеспечением мира и вожди согдийцев, занимая высокое положение в восточно-тюркском каганате, оказали особое влияние на политику тюркских правителей. Роль согдийцев проявились в событиях, связанных с правлением Шиби-кагана (609-619 гг.), при нем сильно обострились китайско-тюркские отношения. Так как Китай пытался не допустить подъема Восточно-тюркского каганата, но попытки разжечь междоусобицу среди тюрков оказались тщетными, Причины своих неудач китайцы видели в согдийцах. По этому в 607 году один из китайских лазутчиков Пэй Цзюй писал в своем донесении двору: «Тюрки сами по себе простодушны и недальновидны, и можно внести между ними раздор. К сожалению, среди них живет много согдийцев, которые хитры и коварны. Они имеют большое влияние на тюрков!».

Во время управление династии Танв в 679 г., были учреждены шесть округов в южной части Ордоса для согдийцев. Эти округи Лучжоу, Личжоу, Ханьчжоу, Сайчжоу, Ичжоу и Цичжоу. В 698 году по требованию правителей Восточно-тюркского каганата - Капагана значительная часть согдийцев были возвращены на территории каганата, но какая-то часть их остались в Ордосе. Роль согдийцев в Китае было значительной, основная часть торговли с Западом была сосредоточена именно в руках согдийцев.

В VIII веке в городе Личжоу жили китайцы, индийцы, народы из междуречья Окса и Яксарта. Одним из торговых центров того времени был город Чаньань. Тогда в нем проживали около 1,5 млн человек. В городе кроме китайцев жили люди из Запада, т.е. из Средней Азии, Ирана, Византии. Также в городе постоянно жили иностранные купцы. В VIII веке они составляли примерно 4000 человек. Основная масса этих иностранцев составляли согдийцы. Основными соперниками согдийцев были персы. Но согдийцы оставались надежными посредниками между тюрками и китайцами.

Купцы из Согда имели свободные торговые точки в Восточном Туркестане. Согдийский язык стал языком общение между различными народами Центральной Азии. Объем внешней торговли был очень велик. Как утверждает хронология династии Тан - "Тан шу", в Турфане находились два рынка, один из них расположен вблизи западных ворот, другой рядом с восточными воротами. Рынок у западного ворота назывался «западным рынком». Здесь осуществили свои торги купцы «ху» - выходцы из Согда, Чача и Ферганы. Некоторые владения Согда отправляли свои драгоценные товары в качестве дани китайским императорам. Например, Иштихан в 742 г. отправил в кчестве дани свои местные товары .

Ежегодно из Самарканда, Бухары, Чача, а также из Маймурга, Кеша, Иштихана, Кушании, Мерва отравлялись отдельные и объединенные караваны на Восток - в Восточно-тюркский каганат, Китай, Уйгурский каганат даже Корею и Японию.

Судьба согдийцев и других народностей Средней Азии осевших в древности и в раннем средневековье, в Китае неизвестно. Возможно, они смешались и ассимилировались с местными тюрко-язычными и китайскими народами. В данное время, именуемые себя китайцы с фамилиями Канг, Ан, Ми привлекают внимание тем, что их фамилии совпадают с этноними «ху», «сай», «суо». Особенно, «Сай» и «Суо» - не свойственные китайскому языку по происхождению, поскольку в древности эти иероглифы означали слово «Сек», «Сак».

Можно сделать вывод, что Согд и согдийцы, играли заметную роль в истории Центральной Азии. Все это происходила как с их торгово-экономической жизнью, так и с общими социально-экономическими, политическими, этнокультурными процессами, протекающими внутри самого согдийского общества и Центрально-азиатского региона.

Поделиться: