Мартовская «кадровая революция» - 2010. Часть 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Заметные изменения произошли и в идеологическом блоке правительства. Агентство по информатизации и связи было преобразовано в Министерство связи и информации с передачей в его ведение всех вопросов в области массовой информации. Данный шаг свидетельствует о повышении роли информационной политики в процессе функционирования государства и его органов.
Мартовская «кадровая революция» - 2010. Часть 2
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ Культура и информация: очередной развод Заметные изменения произошли и в идеологическом блоке правительства. Агентство по информатизации и связи было преобразовано в Министерство связи и информации с передачей в его ведение всех вопросов в области массовой информации. Данный шаг свидетельствует о повышении роли информационной политики в процессе функционирования государства и его органов. В связи с этим следует вспомнить, что еще 29 января на расширенном заседании Бюро Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» глава государства высказал свое недовольство тем, что казахстанский эфир заполнен иностранными передачами, которые давят на отечественные телеканалы. Он также возмутился выпуском в Казахстане большого количества печатных изданий, которые не упоминают нашу страну вообще. В этот же раз президент обратил внимание на отсутствие в деятельности соответствующих госструктур «агрессивной политики», должного уровня управления и «современной работы», а также необходимость развития отечественных и прежде всего казахскоязычных СМИ, внедрения новых информационных технологий, включая цифровое и спутниковое вещание. Можно предположить, что заметное влияние на создание Минсвязи и информации оказал фактор регулярных информационных «атак», ведущихся на «Ак Орду» из-за рубежа, в первую очередь со стороны находящихся там ее оппонентов. Похоже, что в этих условиях назрела необходимость реагировать на появление неприятной для казахстанских властей информации путем не столько ее блокирования всеми возможными способами, сколько подачи по всем доступным каналам альтернативных сведений. Иначе говоря, пришло время силовой составляющей государственной информационной политики уступить место пропагандистской. Одновременно с этим актуализировался вопрос централизации управления государственными информационными ресурсами. В связи с этим был упразднен Национальный информационный холдинг «Арна Медиа», созданный в июле 2008 года и управляющий такими ключевыми медиа-ресурсами государства, как телеканалы «Хабар», «Казахстан», газеты «Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан», «Казахское информационное агентство», «Казахстанские телекоммуникации» (КАТЕЛКО), «Казтелерадио» и т.д. В результате данные медийные структуры перешли в полное подчинение Минсвязи и информации. Не исключено, что такой шаг обусловлен стремлением не только преодолеть отмеченные выше недостатки в работе государственных медиа-ресурсов и направить эту работу в нужное русло, но и максимально ограничить влияние на них со стороны ведущих внутриэлитных групп в условиях развертывания «войны компроматов». Возможно также, что таким же образом власти поступят с другой аналогичной и созданной одновременно с «Арна Медиа» структурой - Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», в состав которого входят национальная компания «Kazsatnet», АО «Национальные информационные технологии», «Национальный процессинговый центр», ТОО «Центр информатизации финансовых систем» и т.д. Этому может способствовать обнародованное недавно заключение Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета по итогам осуществленной в прошлом году проверки эффективности использования «Зерде» активов государства с оценками не в пользу этого холдинга. Министром связи и информации назначен Аскар Жумагалиев, бывший до этого президентом АО «Казахтелеком». Этому назначению предшествовал прием Жумагалиева 8 февраля этого года главой государства, в ходе которого президент был проинформирован об итогах работы «Казахтелекома» в 2009 году и перспективах развития услуг мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет. Нельзя также не отметить, что в январе-октябре 2006 года Жумагалиев возглавлял Агентство по информатизации и связи. А в «Казахтелекоме» он сменил Хайрата Карибжанова, снятого с должности президентом страны за непомерные размеры своей зарплаты. Путем рокировки бывший председатель Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев возглавил АО «Казахтелеком». До этого времени он, кстати, в силу своих должностных обязанностей в правительстве уже участвовал в управлении данной компанией в качестве члена совета директоров. Единственным в информационном блоке, чье дальнейшее трудоустройство пока остается неизвестным, является экс-председатель правления холдинга «Арна Медиа» Ерлан Байжанов. Он, в частности, известен тем, что в 2007-2008 гг. работал пресс-секретарем президента РК. Вместе с тем немало лиц, занимавших в разное время эту должность, в настоящее время трудятся в негосударственном секторе. Другим важным событием в рамках идеологического блока стало воссоздание Министерства культуры. Следует отметить, что за время существования Казахстана как суверенного государства данное ведомство подвергалось частым реорганизациям, вследствие чего оно сосуществовало с такими сферами государственной политики, как образование, здравоохранение, спорт, информация и общественное согласие. Последний раз Минкультуры было выделено в самостоятельный орган в сентябре 2003 года из реорганизованного Минкультуры, информации и общественного согласия, которое, что интересно, тогда возглавлял все тот же, ныне действующий министр культуры, Мухтар Кул-Мухаммед. Хотя нынешняя реорганизация была обусловлена преимущественно фактором усиления информационной политики государства, тем не менее она позволяет Кул-Мухаммеду и его команде сосредоточить большее внимание на вопросах развития именно культуры и ее основных направлений. С другой стороны, Минкультуры по-прежнему выполняет роль одной из ключевых госструктур, занимающихся идеологическими вопросами. Во всяком случае, за ним сохраняются функции и полномочия в сфере языковой политики и межэтнических отношений. Более того, из Министерства юстиции в его распоряжение переданы вопросы государственного регулирования религии и межконфессиональных отношений. Хотя все эти вопросы, не имеющие прямого отношения к сфере культуры, целесообразно было бы передать в ведение других органов, включая создание специального агентства. Рейтинговые оценки: от поручения к поручению Обращает на себя внимание и озвученное 12 марта поручение президента своей администрации о внедрении с первого квартала этого года рейтинговой оценки работы акимов всех уровней. Однако, оказывается, что АП и правительство получили команду от главы государства разработать рейтинговую систему оценки деятельности акимов по определенным показателям эффективности еще в июне 2009 года. Самое же интересное здесь заключается в том, что одно из первых упоминаний президента страны о внедрении рейтинговой оценки деятельности местных и центральных государственных органов приходится на 14 апреля 2006 года, когда им было проведено совещание с акимами областей, городов Астана и Алматы. При этом президентской администрации и правительству было поручено доработать конкретные показатели, по которым должна проводиться данная оценка. Затем вопрос о разработке и внедрении системы рейтинговой оценки деятельности государственных органов, «учитывающей степень достижения стратегических целей, качество предоставления государственных услуг, эффективность реализации программных документов и другие индикаторы», нашел свое отражение в Плане первоочередных мероприятий по модернизации системы государственного управления. Последний же был утвержден указом президента РК 13 января 2007 года. И в этом документе был четко установлен предельный срок выполнения правительством данной меры – в течение первого полугодия 2007 года. С учетом же всего этого и текущего момента получается, что рассматриваемое поручение, неоднократно отдаваемое президентом своей администрации и правительству, до сих пор не выполнялось. Во всяком случае, по отношению к оценке работы акимов всех уровней. Хотя не исключено, что соответствующие разработки все же имели место, но либо не были приняты главой государства, либо оказались неэффективными для практического применения. Но в любом случае рассматриваемая ситуация с рейтинговыми оценками наглядно демонстрирует кризис исполнительности и преобладание имитационно-декларативных моментов в функционировании политико-властной системы Казахстана в целом. Общие тенденции и перспективы На фоне отмеченных выше неоднозначных и критических моментов в процессе модернизации системы государственного управления и кадровой политики в Казахстане объективности ради нужно сказать и о наличии здесь некоторых положительных тенденций. В частности, процесс омоложения управленческой элиты республики, в которой преобладают выходцы из партийно-комсомольской номенклатуры советского времени, хотя и небольшими темпами, но все же идет. В данном случае он прослеживается в выдвижении на ответственные и руководящие должности в АП и правительстве, к примеру, Бахыта Султанова, Асета Исекешева, Аскара Жумагалиева и Жанар Айтжановой. Свои плюсы имеет и привлечение опытных и квалифицированных кадров в центральные органы государственной власти из регионов. Помимо рассмотренного выше случая с Альбертом Рау в скором времени ожидается приход в Астану группы руководящих работников регионального уровня в порядке ротационного «обмена». Другое дело, что ключевую роль в этих процессах рекрутирования управленческих кадров в госаппарате продолжает играть не профессионализм, а чисто политический фактор – беспрекословная лояльность к официальному политическому курсу и лично к президенту страны. Вкупе с отсутствием системных преобразований в системе государственной власти и управления данный фактор снижает действенность указанных выше позитивных моментов. Сокращение полномочий и, как следствие, уровня влияния в процессе управления нефтегазовым сектором экономики национальной компании «КазМунайГаз», упразднение холдинга «Арна Медиа» и реорганизация социально-предпринимательских корпораций – все эти меры так или иначе способствуют оптимизации системы госуправления посредством снижения влияния в ней субъектов квазигосударственного сектора, дублирующих деятельность тех или иных государственных органов. В развитие данной тенденции 16 марта на заседании правительства был одобрен проект постановления «О проекте Указа Президента РК «О концепции формирования использования средств Национального фонда РК». В рамках этого документа предлагается ограничить заимствование из Национального фонда для национальных холдингов и их дочерних компаний. Все это позволяет предполагать о начале процесса если не полной, то хотя бы частичной дехолдингизации системы государственной власти и управления в Казахстане. С другой стороны, преобладающим моментом этого процесса является не столько усиление качества управления теми или иными сферами государственной политики, сколько его централизация, что отвечает специфике режима правления в стране. Уход из депутатского корпуса Мажилиса Парламента Сергея Дьяченко, избранного по списку НДП «Нур Отан», предполагает переход его мандата к кому-либо из кандидатов, фигурируемых в этом списке в качестве таковых до сих пор. Хотя соответствующая процедура и предполагает учет определенной очередности, однако конечный исход все же зависит здесь от волеизъявления лидера партии. С учетом же сложившейся на сегодняшний день в стране политической конъюнктуры в мажилисмены вполне может быть переведен аким Алматинской области Серик Умбетов. Во всяком случае, на фоне ликвидации последствий аварии на водохранилище «Кызыл-Агаш» в Аксуском районе Алматинской области, повлекшей гибель 35 человек, это был бы логичный шаг для «Ак Орды». Не исключено также, что направлением на депутатскую работу может быть отмечен главой государства в качестве своего рода поощрения за свою работу его советник Ермухамет Ертысбаев, тоже присутствующий в избирательном списке «Нур Отана» Не ясной пока остается и персона нового вице-спикера нижней палаты парламента. Очевидно, что и этот вопрос не может быть решен депутатами самостоятельно в рамках регламента Мажилиса без получения соответствующих указаний из «Ак Орды». Впрочем, при фактической подчиненности парламента и его депутатов президенту избрание нового вице-спикера Мажилиса имеет больше формально-техническое, нежели политическое значение. Что касается действующего правительства, то единичными перестановками кадров в его экономическом и идеологическом блоках глава государства в очередной раз дал премьер-министру Кариму Масимову и его команде возможность работать на занимаемых ими постах еще какое-то неопределенное время. Причем данное обстоятельство настолько воодушевило главу правительства, что он открыто заявил о завершении кадровых перестановок в правительстве, по крайнем мере на «какое-то обозримое будущее». Однако зависимость соответствующих решений от персонального фактора и, как следствие, их максимальная непредсказуемость вполне могут дезавуировать это заявление Масимова в любое время.
Теги: Казахстан

Поделиться: