Мармут Д.А. Международная составляющая конфликта в Абхазии.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Грузино-абхазский конфликт - самый кровопролитный из всех когда-либо существующих на постсоветском пространстве. И сегодня "абхазская проблема" -основная причина неуклонно расширяющихся военньж контактов Грузии со странами НАТО и столь же неуклонно ухудшающихся грузино-российских отношений.Конфликт в Абхазии - не только грузинская проблема. Как источник нестабильности во всем Кавказском регионе он в той или другой степени задевает интересы многих этнических и политических групп. Прямо или опосредствованно в противостояния была втянута Грузия, Абхазия, Россия, северокавказские республики, Армения и Турция.
Мармут Д.А. Международная составляющая конфликта в Абхазии.

Грузино-абхазский конфликт - самый кровопролитный из всех когда-либо существующих на постсоветском пространстве. И сегодня "абхазская проблема" -основная причина неуклонно расширяющихся военньж контактов Грузии со странами НАТО и столь же неуклонно ухудшающихся грузино-российских отношений.

Конфликт в Абхазии - не только грузинская проблема. Как источник нестабильности во всем Кавказском регионе он в той или другой степени задевает интересы многих этнических и политических групп. Прямо или опосредствованно в противостояния была втянута Грузия, Абхазия, Россия, северокавказские республики, Армения и Турция.

Как отмечают обозреватели, главная роль в решении абхазского конфликта принадлежит России, что и стало причиной определенной напряженности в русско-грузинских отношениях. Грузинское руководство неоднократно было недовольно процессом его урегулирования, стараясь при этом максимально использовать потенциал мирового сообщества. С одной стороны, Тбилиси заинтересован в надежных грузинско-русских взаимоотношениях, а с другой, в ограничении присутствия, а так же влияния России в регионе, что постепенно приводило к стагнации в отношениях между двумя странами (а в последнее время и к практически нескрываемой враждебности), и, соответственно заставляет Москву более жестко отстаивать собственные интересы. Все чаще грузинские высшие должностные лица заявляют о необходимости пересмотра отношений с Россией, которая, по их мнению, является той силой, которая инициировала, а теперь и контролирует сепаратистские силы на территории Грузии. Грузинское руководство заявляет что оно готово продолжать курс на стратегическое партнерство с Россией, но при условии, что Грузия восстановит свою территориальную целостность, то есть, если Россия согласится рассматривать Абхазию и Южную Осетию, как составные части Грузии.

В данном случае заинтересованность грузинской стороны в сотрудничестве с Россией состоит в том, что это может помочь решить абхазскую и осетинскую проблемы, ведь, кроме России, у Абхазии нет надежного союзника.

Сама Россия все больше теряет свое влияние в регионе. Это связано с обострением ситуации на Северном Кавказе, народы которого проводят все более независимую политику, которая базируется на тлении постоянньж этнических конфликтов. Последние угрожают разрушить шаткий баланс во всем регионе. При обострении ситуации на Северном Кавказе, Россия в значительной мере утратит контроль над регионом, что, возможно, даст толчок для возникновения сепаратистских движений в других регионах, где Россия имеет определенные интересы или даже на территории Российской Федерации. Угроза целостности России со стороны Закавказья и Северного Кавказа весьма реальна, так как здесь высокая этническая плотность населения, проблемы исторического развития, большое количество неучтенного оружия и т.п. Этим умело пользуются геополитические соперники России. Поэтому российское руководство призывало Тбилиси ускорить процесс интеграции на двусторонней основе, которая, вероятно, может спасти авторитет Москвы, взявшей на себя миссию относительно обеспечения стабильности в регионе. Кроме того, на территории Абхазии находится значительное количество российской собственности. Так например, Ингурский гидроузел является собственностью России. Сейчас плотина находится в аварийном состоянии. При ее разрушении поток в несколько кубокилометров воды смоет все на своем пути. Это будет настоящая экологическая и гуманитарная региональная катастрофа.

С самого начала Грузия затеяла очень рискованную игру с Россией. Будучи непосредственно заинтересованным в получении необходимого количества вооружений, которые со временем должны перейти в собственность, грузинское руководство подписало договор о размещении русских воинских баз на своей территории, положение которого предусматривало восстановление территориальной целостности Грузии, помощь России при создании грузинской армии, ликвидации вооружений, которые принадлежат сепаратистским силам. Не одно из этих условий до сих пор не выполнено, а Российское присутствие ограничено ДОВСЕ (Договором об Обычных Вооруженных Силах в Европе), предписывающим России вывести свои базы из Грузии и Молдавии.

Абхазия видит в России гаранта собственной независимости; Грузия же надеется на решение с ее помощью проблемы собственной территориальной целостности. Сегодня же Грузия все больше ориентируется на политический Запад, на НАТО в частности, надеясь тем самым решить абхазский вопрос без апелляций к российской стороне, особенно после прецедента с Косово. Кроме того, рассматривается возможный выход с СНГ, куда Грузия вступила, надеясь с его помощью (ну, а, прежде всего Росси) урегулировать абхазскую и осетинскую проблемы. Таким образом, Грузия в дальнейшем будет все больше полагаться на отношения с Западом и двусторонние отношения со странами СНГ, среди которых Украина является ее основным политическим партнером.

Несмотря на опасность обострения разногласий на Северном Кавказе, объективно ясно, что Россия не будет активно содействовать Грузии в вопросах «восстановления территориальной целостности». Это приведет к дальнейшему усилению позиций Турции и США в регионе. Позиция других закавказских республик будет более умеренной, в частности Азербайджан будет выступать за создание гибкой модели решения конфликта, оставаясь при этом на стороне Грузии, надеясь со временем применить ее опыт для решения проблемы Нагорного Карабаха и дальнейшего урегулирования отношений с Арменией, но, не желая портить отношения с Россией. Турция, вероятно, в дальнейшем не будет вмешиваться в конфликт, сохраняя при этом дружные отношения с Грузией, тоже не намереваясь, как и Азербайджан, конфликтовать с Россией и надеясь, использовать возможный грузинский опыт в абхазском конфликте, чтобы умиротворить курдов, которые доставляют много беспокойства Анкаре.

Для Украины конфликт в Абхазии, как и другие этнические конфликты на территории Грузии, представляет значительную опасность, поскольку задевает ее национальные интересы. На сегодня Грузия является наиболее перспективным партнером Украины на всем Постсоветском пространстве, которая со временем может поддерживать ее интересы не только на Кавказе, а и во всем Черноморском регионе (Украина, например, является одним из ключевых экспортеров вооружения в регионе). И вдобавок через территорию Грузии проходят стратегически важные для Украины транспортные коммуникации. Однако нестабильная политическая ситуация в этой стране может нанести ущерб украинским интересам в регионе и приводит к столкновению российских и украинских интересов. Украина прямо или опосредствованно втягивается в конфликт, даже если это не отвечает ее непосредственным интересам, поскольку на сегодня Киев не поддерживает прямого контакта с Абхазией, не имея вдобавок достаточных рычагов для осуществления политического нажима ни на одну из конфликтующих сторон. Украина всячески подчеркивает свое желание сохранить мир на Кавказе и выступает за более скорое решение абхазской проблемы.

Другой партнер Грузии по ГУАМ, Молдавия, сталкивается с теми же вызовами, что и Тбилиси, имея проблему Приднестровья, поэтому кабинет Воронина будет сохранять благожелательный к Грузии нейтралитет, но помня о своей тесной взаимосвязи с Россией. Кроме того, прогрузинскую политику проводят республики Прибалтики и Польша, преследуя, скорее всего, цели ухудшить международное положение Российской Федерации.

Развертывание конфликта и нежелание России решить его в пользу Грузии ведут к дальнейшему возрастанию напряженности в Грузии. Это вынуждает грузинскую сторону занять жесткую позицию относительно решения конфликта и требовать немедленного признания суверенитета Грузии над Абхазией. При малейших признаках подготовки Грузии к агрессии в Абхазии, вероятно, начнется частичная мобилизация (20-25 тыс. человек), будут организованы занятия с резервистами и начнет вводиться в действие система территориальной обороны. В настоящее время в основу обороны Республики Абхазия положена швейцарская модель. При внезапном ударе Абхазия в первые двое суток агрессии сможет выставить 15-20 тыс. человек. Кроме этого, несмотря на достигнутые при посредничестве России договоренности между Сухуми и Тбилиси относительно недопустимости применения силы, сохраняется опасность возобновления вооруженной конфронтации, поскольку с течением времени праворадикальные силы с обеих сторон будут разыгрывать абхазскую карту для усиления собственного политического влияния; а реальных возможностей решить конфликт путем переговоров пока что, похоже, не существует. А Грузия, тем временем представляет собой сегодня «государство без территории» - без Абхазии, Южной Осетии, при самостоятельности Аджарии, потенциально нестабильной Мегрелии, с весьма замкнутыми армянской и азербайджанской диаспорами. И если во времена Шеварнадзе грузинское руководство еще предпринимало хотя бы некоторые попытки для консолидации страны и урегулирования конфликтов, то нынешнее грузинское руководство, весьма агрессивное и националистически настроенное может добиться того, что Грузию будут раздирать еще большие этнические и, возможно, иные конфликты.

Ну а пока термин «осажденная крепость», применяемый к Абхазии не ограничивается только лишь периодом непосредственных военных действий на ее территории. У абхазов создалось устойчивое ощущение того, что против него ополчилась не только Грузия, но и весь мир. Крайняя осторожность и нерешительность российской политики, однозначная поддержка Грузии со стороны Запада, возможно, весьма необъективная оценка позиций конфликтующих сторон международным сообществом - все это воспринимается тбилисским руководством как поощрение дальнейшей агрессивной политики в отношении Абхазии, Южной Осетии и России.

Поделиться: