Марат Тажин как «бабье лето» казахстанской политики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Острая фаза приступа слепой ярости Акорды пройдена - так можно оценить перестановки прошлой недели, ключевым пунктом которых стало возвращение на внутриполитическую ниву Марата Тажина. Принимая во внимание реноме и амплуа нового секретаря Совета безопасности, проведенная кадровая ротация выглядит знаковой - в политической жизни страны стоит ожидать определенной оттепели. По крайней мере, в подобную смену сюжетной линии хотелось бы очень верить.
Марат Тажин как «бабье лето» казахстанской политики

Острая фаза приступа слепой ярости Акорды пройдена - так можно оценить перестановки прошлой недели, ключевым пунктом которых стало возвращение на внутриполитическую ниву Марата Тажина. Принимая во внимание реноме и амплуа нового секретаря Совета безопасности, проведенная кадровая ротация выглядит знаковой - в политической жизни страны стоит ожидать определенной оттепели. По крайней мере, в подобную смену сюжетной линии хотелось бы очень верить.

Чтобы окончательно не перегнуть палку Акорда, по всей видимости, решила несколько остудить собственный пыл и провести давно ожидаемый ход - после более чем полугодичного перерыва наконец-таки активировать законсервированный институт модераторов. Другими словами восстановить обратную линию по внутренней связи. Именно в таком контексте расценено назначение г-на Тажина Секретарем Совбеза (http://www.respublika-kz.info/news/politics/5158/). Модераторы вновь «включены» в политическую жизнь страны, что уже само по себе внушает определенный оптимизм. Ведь при «двойном дне» казахстанской политики консильери представляли собой не просто церемониймейстеров кулуарного дерганья за ниточки, а целый институт, один из столпов прежней стабилизационной политической модели.

Надежды на долгожданный the end «ледникового периода» усиливаются реноме Марата Тажина, признанной примы роли модератора. Не случайно в Совет безопасности он рекрутируется уже в четвертый раз (!). И все предыдущие призвания его на этот пост связаны с эффективно-компромиссным разрешением острых внутриполитических кризисов. Так было и в 1999-2001 годах, когда он был брошен на выравнивание и сглаживание ситуации связанной с демаршем Кажегельдина и последовавшего после этого накала внутриполитической обстановки. В 2002 году он разгребал уже последствия известных ноябрьских событий 2001 года. Спустя четыре года - после убийства Алтынбека Сарсенбаева ставшего спусковым крючком к очередному политическому кризису - «разруливать» ситуацию было поручено снова г-ну Тажину, вновь получившему назначение на пост секретаря Совбеза.

И вот его опыт и умение по выстраиванию отношений с агашками потребовался и сегодня, что, конечно же, позволяет интерпретировать данный ход Президента Назарбаева как если не изменение, то корректировка политического мейнстрима - прерывание конфронтационной линии и переход к более гибким и конструктивным действиям. Ведь причинно-следственная связь между отказом от модераторских услуг и реакционными трендами на политическом пространстве страны более чем очевидны (http://www.ia-centr.ru/expert/5768/). Необходимость же временного «выключения» института модераторов из политической жизни страны, по всей видимости, была связана со сценарной линией - освободив руки подтянуть гайки, ревизировать прежние обязательства, продемонстрировать «кто дома хозяин».

В этом контексте даже сама сегодняшняя замена Сулейменова на Тажина выглядит более чем символичным. Оба являются представителями двух разнополюсных начал в казахстанской политике: Каирбек Шошанович типичный представитель ястребиного крыла, силовик до костей мозга. Марат Муханбетказиевич же признанный прагматик казахстанской политики, специалист по компромиссам, эдакий адъютант по особым поручениям. Его сдерживающее начало должно уравновесить сегодняшнюю политическую картинку, на которой отчетливо видна тень расправленных крыльев еще одного «ястреба» - руководителя Администрации Президента Аслана Мусина.

Как уже было отмечено экспертами, г-н Тажин в первую очередь займется выработкой новых формул межэлитного консенсуса. Поэтому в скором времени стоит ожидать новых механизмов по согласованию интересов. Ведь кроме непосредственной кулуарной работы, модераторы помогают своим оппонентам спустить пар посредствам специально созданных диалоговых площадок (ПДС, НКВД, Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ - предыдущий инструментарий модераторов).

Безусловно, что в списке президентских задач поставленных перед Тажиным одной из первоочередных будет занимать работа по затыканию брешей образовавшихся на идеологическом фронте. Не случайно глава государства накануне назначения Тажина подверг резкой критике работу профильных организаций и ведомств. А, как известно новый-старый секретарь Совбеза обладатель статуса политрука президентской гвардии, да и в среде наблюдателей он считается признанным гуру политтехнологий.

Но кроме непосредственно текущей работы г-ну Тажину предстоит сконцентрироваться и на стратегическом планировании - создание задела к предстоящему электоральному циклу. Поэтому одновременно с поиском консенсусных решений по линии «власть-оппозиция» стоит ожидать активного собирания новой конфигурации внутриполитического поля страны. Ведь в период консервации все пазлы были сознательно смешаны, для того чтобы затем навести мосты по новым чертежам. И наверняка последуют некие позитивные изменения. Ведь опыт модераторской работы показывает, что хозяева кулуаров эффективно влияли и на саму власть, подталкивая ее на определенную модернизацию политического пространства.

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ

Теги: Казахстан

Поделиться: