Максат Халимов: Внеочередных выборов в парламент Казахстана не будет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уже второй год как в Казахстане среди политиков и экспертного сообщества не утихают страсти вокруг досрочного роспуска Мажилиса Парламента и проведения внеочередных парламентских выборов. Дискуссии на эту тему буквально переполнены разнообразием мнений - от заслуживающих внимание аналитических выкладок и прогнозов до откровенных «гаданий на кофейной гуще», от аргументированных рассуждений до эмоционально выраженных призывов. Бессмысленность всех этих рассуждений очевидна, поскольку внеочередных выборов в парламент Казахстана не будет. В подтверждение этого вывода приведу свои контраргументы на аргументы тех лиц, которые считают, что рассматриваемые выборы все же состоятся. Итак...
Максат Халимов: Внеочередных выборов в парламент Казахстана не будет

Уже второй год как в Казахстане среди политиков и экспертного сообщества не утихают страсти вокруг досрочного роспуска Мажилиса Парламента и проведения внеочередных парламентских выборов. Дискуссии на эту тему буквально переполнены разнообразием мнений - от заслуживающих внимание аналитических выкладок и прогнозов до откровенных «гаданий на кофейной гуще», от аргументированных рассуждений до эмоционально выраженных призывов.

Бессмысленность всех этих рассуждений очевидна, поскольку внеочередных выборов в парламент Казахстана не будет. В подтверждение этого вывода приведу свои контраргументы на аргументы тех лиц, которые считают, что рассматриваемые выборы все же состоятся. Итак...

Аргумент 1. Данияр Ашимбаев, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии: «Симптомы досрочных парламентских выборов налицо. Казахстан готовится к председательству в ОБСЕ, но с однопартийным парламентом туда идти все-таки сложно. Еще один признак досрочных выборов: слухи об их проведении сейчас стали очень настойчиво опровергаться. А это значит, что подготовка к ним уже началась» («Новая газета - Казахстан», 11 апреля 2008 г.).

К вопросу о казахстанском председательстве в ОБСЕ вернемся позже. Что же касается указанных слухов, то на тот момент времени серьезного их опровержения, особенно на официальном уровне, не было. Разве что на них «купились» некоторые политики и даже целые партии, в связи с чем они начали готовиться к внеочередным выборам. Но сама по себе такая подготовка не является предлогом для того, чтобы распускать Мажилис и проводить выборы его нового созыва. Тем более, что, по хорошему, любая уважающая себя партия всегда должна выстраивать свою работу с учетом участия в тех или иных выборов, независимо от времени их проведения.

Аргумент 2. Ермухамет Ертысбаев, советник Президента РК: «Однако поскольку Казахстану предстоит председательствовать в ОБСЕ и свои обязательства перед организацией мы намерены выполнить, я не исключаю досрочных парламентских выборов осенью 2009 года... Во всяком случае, мы должны прийти в Европу и показать политический плюрализм в своей стране, представленный в высшем представительном законодательном органе страны» («Литер», 11 июня 2008 г.)

Позвольте, но о каких обязательствах Казахстана перед ОБСЕ говорит советник главы государства? Когда в ноябре 2007 года республику избирали на этот пост, то каких-либо условий для положительного решения данного вопроса перед ней никто из других стран - членов ОБСЕ не ставил. Те же меры, направленные на дальнейшую демократизацию Казахстана, которые на 15-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ озвучил министр иностранных дел РК Марат Тажин, скорее следует считать жестом доброй воли Казахстана в своем новом высоком статусе, но никак не обязательствами с юридической точки зрения. И даже если допустить, что это есть обязательства, то в любом случае роспуска Мажилиса Парламента и проведения внеочередных выборов его депутатов среди них нет.

Еще более важно здесь то, что Казахстан был избран председателем ОБСЕ тогда, когда у него уже был сформирован и работал однопартийный Мажилис. Однако это не стало основанием для того, чтобы повторно отклонить его кандидатуру на занимание руководящего поста в этой международной организации. Так что в данном случае Казахстан никому ничего не должен. Хотя можно согласиться с мнением г-на Ертысбаева о том, что «прийти в Европу» лучше с многопартийным парламентом. Но сам по себе фактор казахстанского председательства в ОБСЕ не является поводом для того, чтобы руководство республики пошло на рассматриваемый шаг в отношении Мажилиса.

Аргумент 3. Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности: «Если эти изменения и дополнения (в закон о выборах - прим. авт.) будут иметь кардинальный характер, то у властей всегда останется возможность сказать, что нужно проводить досрочные выборы, потому что, дескать, изменилось законодательство... Поэтому вполне возможно, что досрочные выборы все-таки состоятся» («Радио Азаттык», 14 октября 2008 г.).

Определенно г-н Жовтис говорит здесь о тех поправках, которые были внесены в закон о выборах и вступили в силу в феврале этого года. Среди них особенно выделяется положение, предусматривающее обязательное участие в распределение депутатских мандатов хотя бы одной партии, набравшей самое большее число голосов из проигравших выборы партий. Однако закон не устанавливает, что из этого автоматически вытекает необходимость проведения внеочередных парламентских выборов. Поэтому применение этой и других вновь внесенных поправок следует ожидать только во время очередных выборов.

Аргумент 4. Серик Абдрахманов, заместитель председателя партии «Адилет»: «Я убежден, что досрочные выборы должны быть, чтобы народ не смеялся над парламентом. Думаю, что хотя бы ради приличия, хотя бы для создания видимости парламент обновят» («Республика - деловое обозрение», 26 декабря 2008 г.).

Здесь можно даже и не спорить. «Смех народа» - это отнюдь не тот фактор, из-за которого будут проведены внеочередные парламентские выборы. Да и весьма невелико число казахстанцев, которые хотя бы просто наблюдали за деятельностью законодательного органа. Налицо обычная выдача желаемого за действительность, подкрепленная здоровыми политическими амбициями г-на Абдрахманова, который нисколько не сомневается в победе представляемой им партии «Адилет» на внеочередных парламентских выборах.

Аргумент 5. Гани Касымов, депутат Сената Парламента РК: «В условиях кризиса досрочные выборы всегда вызывают двойственное отношение. С одной стороны, рискованно искусственно подогревать население - массовое поведение граждан трудно предсказать. С другой стороны, выборы могут помочь разрядить ситуацию, выпустить «лишний пар» («Литер», 12 марта 2009 г.).

В условиях кризиса для «разряжения» критической ситуации лучше всего активизировать работу правительства и исполнительных органов власти всех уровней на решении наиболее значимых социально-экономических проблем. Проведение же внеочередных парламентских выборов потребует от властей ненужного переключения на них. А уж про большие затраты из бюджета республики можно и не говорить. Да и как могут эти выборы помочь людям, ощутившим все «прелести» кризиса, решить их насущные проблемы и поднять их настроение? А вот еще большее ужесточение определенного числа казахстанцев на фоне предвыборного противостояния власти и оппозиции вполне может стать реальностью со своими негативными последствиями.

Аргумент 6. Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане: «Посмотрите: растет напряженность среди тех, кто остался без работы, среди дольщиков, ипотечников. На этом фоне оппозиция вполне может воспользоваться ситуацией в свою пользу. Поэтому для власти выгодно провести выборы сейчас, пока доверие народа к власти окончательно не исчерпано» («Мегаполис», 15 июня 2009 г.).

Власть не боится оппозицию. Хотя бы уже только в силу отсутствия единства в рядах последней. Что касается дольщиков, ипотечников и т.д., то эти люди стараются решить свои проблемы сами, объединившись друг с другом. И за ними что-то сильно не замечается обращение за помощью к оппозиционным партиям. Для этих людей гораздо важнее решить свои текущие и усложняющие им жизнь проблемы, нежели поддерживать оппозицию и добиваться вместе с ней роспуска парламента. Для власти же куда выгоднее оказывать хоть какое-то содействие данным категориям граждан, чем проводить внеочередные парламентские выборы.

Аргумент 7. Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»: «...в пользу такого шага (проведение внеочередных парламентских выборов - прим. авт.) говорят много факторов. Председательство в ОБСЕ - раз. Во-вторых, работа однопартийного парламента показывает свою неэффективность («Central Asia Monitor», 3 июля 2009 г.).

С председательством Казахстана в ОБСЕ вроде бы все понятно. Что касается второго аргумента, то если для кого-то работа действующего парламента и неэффективна, то только не для главы государства и его команды. Чего, спрашивается, им еще надо, когда в парламент царит полное послушание, выраженное в беспрекословном принятии нужных законов? Ничего подобного не наблюдалось в двух последних созывах Верховного совета РК, которые за это и были в свое время распущены. Конечно, с точки зрения интересов общества, работа нынешнего парламента вполне может быть и неэффективно. Однако в Казахстане отнюдь не общество решает, когда и по каким основаниям можно распустить действующий и избрать новый состав парламента.

Аргумент 8. Из статьи Максута Алиханова «Нелогичные выборы»: «Наконец, особо рьяные «пророки» досрочных выборов указывают на мощный вал арестов по коррупционным мотивам, который прокатился по всем уровням государственного аппарата и уже собрал вполне приличный урожай из министров, вице-министров и менеджеров национальных компаний. Громкие аресты, говорят они, - это еще и (помимо прочего: борьбы кланов, битвы за властные ресурсы) пропагандистская кампания в пользу партии власти. А раз она ведется, значит, это для чего-то нужно. А для чего, если не для досрочных выборов? Вот такая нехитрая логика» («Central Asia Monitor», 10 июля 2009 г.).

Непонятно, кого именно имел здесь в виду г-н Алиханов? Но в данном случае так и напрашивается известная народная мудрость: «Не надо путать Божий дар с яичницей». При любом раскладе проводимая в Казахстане очередная кампания противодействия коррупции в проблематику внеочередных парламентских выборов никак не вписывается.

Таким образом, очень многое говорит против того, что в Казахстане будут проведены внеочередные выборы в парламент. Тем более, что по этому поводу имеется более существенный аргумент, который, можно сказать, перевешивает все приведенные выше. А именно речь здесь идет о следующих словах Президента страны, которые он озвучил в прошлом году на открытии II сессии Парламента РК:

«В последнее время участились высказывания по поводу возможности проведения каких-то досрочных выборов в Мажилис. Нынешний депутатский корпус избран легитимно, всенародно и работает эффективно. Ни правовых, ни политических причин для досрочных выборов нет. Выборы пройдут в предусмотренные Конституцией сроки, то есть в 2012 году. Сейчас нужно не избирательными кампаниями заниматься, а реальным законотворческим процессом для развития страны» (www.akorda.kz , 2 сентября 2008 г.).

Учитывая, что судьбоносные решения для государства и его органов принимает именно Президент, изложенным выше все сказано. Правда, глава государства может и переменить свою позицию по данному вопросу. Но опять-таки для этого нужны серьезные основания. А их, как мы уже убедились, по большому счету, пока не наблюдается. Во всяком случае, те основания, которые высказали указанные выше политики и эксперты, не выглядят убедительно для того, чтобы повлиять на волеизъявление Президента РК.

contur.kz

Теги: Казахстан

Поделиться: