Махамбет – герой нашего времени
Автор: ИАЦ МГУ
В начале недели в Алматы состоялись два информационных просмотра на казахском и русском языках (в кинотеатре «Цезарь» и в Доме кино) нового фильма «Махамбет» по сценарию Олжаса Сулейменова. Название фильма говорит само за себя. Эта картина о легендарном герое начала позапрошлого века, вошедшем в историю и культуру народа, как великий бунтарь степей, Махамбете Утемисове - поэте, воине, личности. Олжас Омарович долго обдумывал свой проект, и вот картина выходит именно сегодня - на пике новых вызовов времени. И стала актуальной, на наш взгляд. Пять лет назад Олжеке поручил продюсерство фильма своей старшей дочери - Мадине, которая вместе с творческой группой создала «Махамбета». Впереди - премьера фильма, после которой будут обсуждены его кинематографические достоинства - работа режиссера (Сламбека Таукелова) и актеров. Нам же интересен замысел автора. О нем беседа с Олжасом СУЛЕЙМЕНОВЫМ.
- Олжас Омарович, первые же кадры фильма захватывают интересом к национальной атрибутике, которой вы, как автор, уделили немало внимания. Фильм начинается со сцены коронации хана Джангира. Впервые увидела на экране над головами исторических казахов треххвостое полосатое знамя. Это наш древний национальный флаг?
- Первоначально и полосы, и «хвосты» в государственной символике размещались вертикально. Тогда не «три хвоста», а «три вершины», «три острия» были символами государства у многих народов древности. Начиная с шумерских и древнеегипетских времен. Они воплощались в разных материалах - в камне, в металле (короны), в войлоке - характерные ханские колпаки трехвер-хие, сохранившиеся у казахов до недавних времен. Одно из образных названий герба Уш Жуз - Три Острия - стали выражением тройственной организации союза племен, образовавших казахский народ.
-А полосы на знамени?
- Они тоже перекочевали из союзного герба. Две-три полосы в гербе-тамге означали «союз племен». И назывались эти знаки в тюркских диалектах по разному. Я где-то уже объяснял, что герб «Две вертикальные полосы» еще в начале XX века казахи называли описательно «крс алип» - «пара алип», т.е. пара букв арабского алфавита, изображаемых вертикальной чертой. Но до того как тюрки узнали арабский алфавит, они эти знаки называли более образно ики пчак - «два ножа-стилета». И это сложное слово слилось в термин кипчак. И степь от Алтая до Черного моря еще в XIV веке называлась в восточных документах Дешт-и-Кипчак (Степь Кипчакская). После разгрома государства кипчаков Чингизханом союз этих же племен принял как свое имя другое название того же союзного знака кос ок - «пара стрел». В орхонских источниках упоминаются племенные объединения уч ок («Три Стрелы»), он ок («Десять Стрел»). Но дожило до наших дней в качестве обобщающего этнонима - кос ок, потому что исказилось и перестало жить частями. Превратилось в монолит - казак (козак, козок).
И полосы, и трезубец объединились в одном образе - полосатом знамени с тремя хвостами. И мифического родоначальника казахов поэты средневековья назвали Алаш-хан - от ала - «полосатый». Отсюда имя легендарной столицы древних казахов - Алаш-Орда («Дворец Алаша»), ставшее названием партии казахской интеллигенции начала XX века.
Обо всем этом надо говорить, потому что происхождение этих символов неизвестно. А я узнавал о них, десятилетиями собирая и осмысливая разрозненные свечения, рассыпанные в исторических источниках.
И создавая первый национальный фильм нового века, я постарался насытить его фактуру утраченными, забытыми символами прошлого, без которых культура народная не полна. К сожалению, не все сдалось снять или сохранить в монтаже. Но кое-что хотя бы мельком, но обозначилось. В частности, полосатое треххвостое знамя.
- Вы называете «Махамбет» первым национальным фильмом нового века. Ответственное заявление.
- Не заявление, а пока - заявка. Из того, что снято у нас в этом десятилетии, «Махамбет» может претендовать на эту ступень.
-А«Кочевник»?
- Ну, тот фильм, скорее, можно назвать интернациональным произведением Лос-Анжелеса и Капчагая.
Почему именно Махамбет, ведь его натура ассоциируется в его произведениях, в его личности как противостояние, как сегодня говорят, оппозиция. Он поднимал протестный дух в народе, не согласен был с системой правления. Почему вы именно к Махамбету обратились, к его личности?
- Вернее, к трем самым острым фигурам. Они выражали драматургию своего времени. Джангир-хан, европейски образованный человек, мечтает, чтобы жизнь казахской степи приближалась к европейской. Путь в Европу и сейчас нами провозглашается. Несколько шагов в том направлении сделано в начале XIX века. Он понимал, что кочевничество, скотоводство - уже вчерашний день. Уже все тюркские народы вокруг осели, они землю пашут. А только казахи оставались последними кочевниками. Он понимал, что этот способ хозяйствования тормозит, тянет в средневековье. Он хотел построить город, школы, больницы. И на самом деле Джангир-хан вместе со своей женой Фатимой первые начали проводить прививки оспы. Раньше чем в Петербурге было сделано в степи. Благодаря стараниям его жены Фатимы, которая закончила в Петербурге Смольный Институт Благородных Девиц.
-Она казанская татарка?
- Да. Дочка муфтия. Знала языки. По-настоящему ее фигура будет раскрыта во второй части этой картины.
-Будет вторая часть?
Да. Мы ее хотим сделать совместно с Россией. Первая совместная постановка. Министр культуры Кул-Мухаммед написал письмо министру Авдееву. Оба министерства, надеюсь, включат проект в план будущего года.
-Вернемся к «Махамбету». Вы, автор сценария, взяли Махамбета в период яркого переломного сдвига уклада жизни степняков. Глубокие личностные противоречия в атмосфере почти классовых противоречий. Почему все-таки произошел серьезный конфликт между друзьями - Махамбетом, Исатаем с одной стороны и Джангиром с другой, который вылился в большой бунт, кровопролитие, ожесточение, во вражду?
- Начинался конфликт укладов, конфликт старого, привычного и нового, предлагаемого Джангир-ханом. Он попытался силой наложить модель европейского уклада на степь. Она оказалась не готовой к этому и не восприняла ее. Всегда привычнее обычный уклад жизни. Это естественно. Джангир-хан, говоря современным языком, был прогрессист. А его друзья защищали старый уклад, за который было большинство народа. Махамбет и Исатай стояли на стороне большинства. Вот из-за чего они пошли на конфликт со своим другом. Все, что делал друг, казалось им антинародным. Джангир-хан отдавал землю во владения своим султанам. Они собирали дань, налог с населения, который вносили в казну. И эти средства становились бюджетом строительства города. В итоге получился конфликт. И хан сломался. Понял, что доверил эту работу тем, кто так не думал, как он.
Они воспользовались его замыслами, чтобы нажиться самим. И продолжали жить по-старому. Им город был не нужен. Не нужна программа переустройства жизни.
- Ради укрепления власти и обогащения, как это знакомо.
- Простые мотивы, но они привели к конфликту больших личностей и конфликту двух мировоззрений, выразителями которых были с одной стороны Джангир-хан и Фатима, а с другой - Махамбет и Исатай.
- Кто все-таки проиграл, кто выиграл? История, та - советская, говорила, что это была война бедноты против ханства и порабощения народа. Народными героями были Махамбет и Исатай. Теперь, когда мы живем в несколько ином мире, можно ли понять, что выиграл Джангир-хан, который начал реформы, как Петр I?
- Джангир-хан проиграл. Проиграли и Махамбет, и Исатай. Потому что еще не пришло время Джангира, а время Исатая и Махамбета уже уходило. Если бы казахи в то время послушались таких людей, как Джангир-хан, как Абай, как Чокан Валиханов, которые призывали свой народ к землепашеству, к промышленному производству, то казахи в 30-е годы XX столетия не понесли бы таких потерь, какие случились. Но они продолжали жить в новом мире по-старому. Это новое время сильно покалечило мой народ. Кочевой образ жизни не выдержал испытания коллективизацией. Узбеки, которые пахали землю в 30-е годы, от голода не пострадали. Джангир-хан в нашем фильме с горечью говорит, что кочевники хотят, чтобы бараны им показывали дорогу. А у тех дорога приводит только в бойню.
- В смысле, что куда пойдет баран, туда пойдет и народ? Чисто природный путь.
- Да. Хан говорит, когда разговаривал с пахарем: тебе не за бараном, а вот за этой сохой нужно ходить. Вот она тебе верную дорогу покажет. В этих словах выражается его мировоззрение, его планы. То, что он хотел сделать для своего народа.
- А позиция Махамбета, Исатая тоже была естественна в те времена?
- Она, к сожалению, была общенародной.
- То есть этот конфликт был неизбежным?
- Наши герои, правда, увидели не этот конфликт, о котором говорим, а другой, более очевидный и понятный - народ страдает от лихоимства султанов. Поэтому они приняли сторону народа. К сожалению, тогда не было шанса коренным образом сломать старый уклад, это было невозможно, нереально.
- Для этого надо сначала изменить сознание народа, так ведь?
- Не знаю, как тогда можно было безболезненно для народа провести эту реформу. Большущие для этого нужны были средства. Даже империя этими средствами для устройства жизни своего народа не располагала. У Джангир-хана тем более такой возможности для решительных действий просто не было.
- У Петра все-таки хватило. Коренным образом сломали и уклад России, и политику, и культуру.
- Это стоило нескольких миллионов жизней крестьянской России. Об этом быстро почему-то народ забывает, и Петербурж-ский погост, как называли Санкт-Петербург, со временем снова стал погостом уже в XX веке. Как-то судьба дважды провернула тяжелое колесо по тому же самому. Я бы не сказал, что сильно перестроилась Россия после петровских нововведений. Но она расширила свои территориальные пределы. Вышла к морям, подошла вплотную к Европе и к Америке. Может быть, как бы это грубо не звучало, эти жертвы были исторически неизбежны.
- Олжас Омарович, истории пишутся и фильмы в том числе делаются для того, чтобы извлекать уроки, учиться. Какие уроки мы извлекаем именно из той эпохи и тех конфликтов, которые раскрыты в вашем фильме?
- Сейчас мы опять переживаем примерно ту же ситуацию, что случилась в начале XIX века. Смену старого уклада жизни, перехода, грубо говоря, от социализма, к которому мы так и не подошли по-настоящему, к капитализму, который с каждым нынешним днем обретает все более мифические черты.
-Как быть?
- Все-таки мы вроде бы движемся в нужном направлении и дойдем до желаемой цели, если не помешает пропасть кризиса, которая может обострить социальные противоречия во всех странах. И мы не исключение.
Здесь всем нашим государствам необходима помощь не только антикризисных планов, но даже истории. В сюжете «Махамбета» ведь главным, в конце концов, становится не конфликт нового с устаревшим, а банальный конфликт алчности меньшинства с обездоленной массой. Вот какое повторение всегда опасно.
Если это иметь в виду, то прямые ассоциации исторических персонажей с образами современности даже интересны и поучительны. Можно поспорить и согласиться. Масштабы свершений некоторых современных героев иные. Значительно крупнее. И не все персонажи совпадают с современными фигурами.
А впрочем, «Махамбет» - фильм о любви поэта и красавицы Баян. И такое будет повторяться во все времена.
Гульжан ЕРГАЛИЕВА,«Свобода Слова»
Поделиться: