Мадия Торебаева. ВИРТУАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В сухом остатке - системы типологически близки, но российская модель, на мой взгляд, развивается в последнее время более динамично. Проблема-2008 мобилизовала наш креативный потенциал. Казахстанская элита, напротив, потеряла темп в 2006-2007 гг., во время внутриэлитных битв. Нужны новые «мобилизационные программы». Но все о чем мы говорим - это вопросы технологии управления политическими процессами. Речь ведь идет о более глубоких сюжетах, связанных с необходимостью обеспечить нынешним элитам легитимность в процессе смены первых лиц. Россия в мае 2008 года поднялась на новую ступень. Казахстан - еще нет. Намечены только контуры сценария передачи власти. Но только тогда, когда эта процедура успешно завершится и новый глава государства будет принят всей элитой РК, только тогда можно будет сказать - транзит завершен.
Мадия Торебаева. ВИРТУАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

Любой ценой сохраним имидж Казахстана как примера самых успешных реформ Похоже, что накануне приближающегося Дня столицы, а вместе с ней и Дня рождения президента Назарбаева все силы республики брошены на то, дабы пустить пыль в глаза намечающимся гостям. При этом параллельно уверить потенциальных инвесторов в том, что Казахстан легко миновал все кризисы и в дальнейшем ну ничто не угрожает расцвету республики. Иначе как расценить уверения власть предержащих чиновников в том, что существующие кризисные явления в казахстанской экономике хоть и существуют, но не столь серьезны, чтобы беспокоиться? Между тем цены на продукты питания и топливо продолжают расти с невероятной скоростью. Строительные компании задолжали дольщикам, вложившим свои средства в жилищное строительство свыше 1 миллиона 478 тысяч евро. Скандальные ситуации с самозахватчиками земель так и не разрешены, а пенсионерам, недовольным политикой властей, заткнули рты, увеличив ставки базовой пенсии на целых ...600 тенге. Даже барахолки, где еще недавно толпились орды покупателей, сегодня пустуют. Всё говорит о кризисе. Зато на общем фоне голодных и жаждущих просто великолепно смотрится возведение нового дворца для «чести и совести уже нашей эпохи» - партии «Нур-Отан»... Тем временем, лидеры оппозиционных партий бьют в колокола, призывая ведущие политические силы страны возможные пути для улучшения финансового климата страны. Кстати о том, что не все в порядке в «датском королевстве» говорит и тот факт, что собственность приближенных к высокому телу постепенно начинает переходить в другие руки. Не далее как в начале недели представители ряда НФПГ (по некоторым данным принадлежащих членам большой семьи), говоря о подорожании цен на рынке ГСМ, заявили о сговоре антимонопольного управления с крупными монополистами и заинтересованными госчиновниками. Все это явно указывает на то, что ситуация в стране все же выходит из под контроля главы государства. В связи с этим, бросая взгляд со стороны в попытке выяснить, что же необходимо Казахстану для выхода из тупиковой ситуации, и что ожидает нас в ближайшем будущем, в нашу «гостиную» мы пригласили российского эксперта Алексея Власова .Нужен сценарий передачи власти -Казахстанские политологи не раз отмечали, что в Казахстане протекают те же процессы, что и в России. Основываясь на этом утверждении можно ли предположить, что в Казахстане, который все еще продолжает осуществлять «парад» всевозможных реформ, вновь будет копировать российский опыт, пытаясь переложить его под свой лад? - Определенные параллели имеются. Заметно, например, что в процессе реформирования партии власти казахстанские функционеры используют опыт «Единой России». Молодежная политика также обрела сходство, если отталкиваться от выступления Назарбаева на встрече с активистами «Жас Отан» и озвученных президентом новых ориентиров. - Тем не менее, казахстанские чиновники так любят ссылаться на сингапурские и прочие модели. Можно ли предположить, что Казахстан по-прежнему придерживаться российской линии развития? - Думаю, что это будет симбиоз. Что-то от Сингапура (роль госхолдингов), что-то от Малайзии, даже от Мексики (роль партии как самостоятельного политического игрока). Но с Россией Казахстан связывает гораздо больше на генетическом уровне. От этого не уйдешь. - И все же, несмотря на многочисленные критические высказывания оппонентов власти, в отличие от России, например, казахстанский парламент до сих пор находится в единоличном владении партии президента. - Я не склонен придавать большое значение ситуации с однопартийным Мажилисом. В России есть оппозиция в Парламенте. И - что? Просто отечественные политтехнологи лучше поработали над «демократическим дизайном». В Казахстане, может, и хотели пойти таким же путем, но в последний момент что-то не сработало. Хотя наличие в Мажилисе Жармахана Туякбая и Алихана Байменова ничего бы кардинально не изменило. Может, только добавило очки властям РК перед бдительным оком ОБСЕ и прочих надзирателей за демократическими процессами. В сухом остатке - системы типологически близки, но российская модель, на мой взгляд, развивается в последнее время более динамично. Проблема-2008 мобилизовала наш креативный потенциал. Казахстанская элита, напротив, потеряла темп в 2006-2007 гг., во время внутриэлитных битв. Нужны новые «мобилизационные программы». Но все о чем мы говорим - это вопросы технологии управления политическими процессами. Речь ведь идет о более глубоких сюжетах, связанных с необходимостью обеспечить нынешним элитам легитимность в процессе смены первых лиц. Россия в мае 2008 года поднялась на новую ступень. Казахстан - еще нет. Намечены только контуры сценария передачи власти. Но только тогда, когда эта процедура успешно завершится и новый глава государства будет принят всей элитой РК, только тогда можно будет сказать - транзит завершен. Кандидаты н пост Назарбаева- Вы полагаете, что в Казахстане возможен сценарий смены президента подобный тому, как это произошло в России? - Смотря, что Вы имеете в виду. Назарбаев уходит с президентского поста, но остается национальным лидером? Заранее определяет своего преемника? Второе - очевидно. Да только не оказаться бы Нурсултану Абишевичу в ситуации В.И. Ленина времен написания «Письма к съезду». Кандидатов много, а достойного (в полной мере) никак не найти. И все друг друга под столом ногами бьют. Президента это должно элементарно раздражать. Поэтому, абсолютно уверен, что большая часть президентского окружения будет внушать Назарбаеву мысль о необходимости максимально долгого пребывания у власти как гарантии стабильности, в том числе и для высших госчиновников. Они боятся внутриэлитной борьбы. У Путина был ясный круг «наследников», но реально играли только два кандидата. В Казахстане их несколько: Токаев, Абыкаев, Джаксыбеков, кто-нибудь из бывших и нынешних акимов (Шукеев, Кушербаев), ну, и конечно Тасмагамбетов. За каждым свой клан, финансовые ресурсы, внешние игроки. Будет трудный выбор. - С вашей точки зрения, можно ли ожидать в Казахстане некую гармонию в политической стабильности? - Абсолютно честно - пока Назарбаев у власти системной дестабилизации не будет. Поэтому вопрос вопросов - как осуществить грамотную передачу полномочий? Другое дело, что обществу нужны новые мотивации. Преференции от реформ, гарантии экономической стабильности, западные стандарты качества жизни. Тут уже требуются качественно иные реформы. Поэтому приход молодых управленцев, таких как, например г-н Келимбетов, это большой плюс для системы, а короткая скамейка политических запасных - громадный минус. Боюсь делать прогноз. Посмотрим. - Учитывая, что у президента Назарбаева очень много различных формул (суть которых, в общем-то, приводит к счастливой и безмятежной жизни в достатке и спокойствии) можно ли сегодня утверждать, что все это глава казахстанского просто замкнул на себе, по прежнему поддерживая марку лидера умеющего «укрощать» элиты и модерировать политические процессы? - Таким путем шли все ключевые фигуры постсоветской политики - Гейдар Алиев, Александр Лукашенко, в какой-то степени и Владимир Путин. А как быть иначе? Реформы в наших системах должны быть строго персонифицированы. Первому лицу - позитив, народная любовь, боярам - возможность побыть на кормлении, а если зарвался, то к народу - на расправу с крыльца Кремля или Ак Орды. Это соединение аппаратного советского опыта, с опытом выживания в начале 90- х. Те, кто идут за Назарбаевым, возможно, более прагматичны, но они лишены уникального чутья на власть. Быть модератором политических процессов в постсоветских системах, значит усвоить одну простую истину - дашь слабину, первыми сдадут люди из ближнего круга. Путин из другого поколения, но мыслит теми же категориями, что и Н. Назарбаев, отсюда такое очевидное взаимоуважение. - А вообще можно ли с определенной долей уверенности сказать, что у президента Назарбаева действительно есть помощники, единомышленники? - Прежде всего, есть максимально близкие Президенту люди, которые имеют возможность «неформально» доносить лидеру информацию о положении дел в стране. Где бы ни находился Нуртай Абыкаев, он все равно будет занимать пост «Нуртая Абыкаева при Президенте». Таких людей не может быть много. Но каналы информации должны быть диверсифицированы, иначе одна придворная ФПГ будет иметь слишком много влияния через «правильно» поданный слух или сплетню. В России, кстати, абсолютно такая же картина. Но казахстанская политика более субъективна, личностный фактор играет существенную роль. Поэтому главные помощники, это строго очерченный круг людей, «гольфисты» или «политические тяжеловесы» - Абыкаев, Токаев, Утемуратов, еще 2-3 человека из аксакалов. Хотя, после событий 2006 года Президент, как мне кажется, стремится самостоятельно перепроверять абсолютно всю информацию. Даже из самых казалось бы надежных источников. Смена Кабмина - не панацея - Тогда как вы оцениваете деятельность казахстанского КабМина? Недовольные деятельностью правительства вот уже который раз требуют отправить правительство Масимова в отставку. - Масимов вполне адекватен своей «не политической» должности. Другое дело, что ему не повезло. Время «процветания» и в РК и в РФ может очень скоро подойти к концу и помимо распределения нефтедоходов нужно будет заняться реальными экономическими реформами. Поэтому в АП был направлен Кайрат Келимбетов, а не политический игрок. Поскольку стало ясно, что вопросы экономической безопасности для государства в ближайший год будут ключевыми. Если говорить о персоналиях в кабинете, то ярких, самостоятельных личностей в казахстанском КабМине практически нет, если не говорить об экономическом блоке. Иногда, кажется, что единого кабинета и вовсе нет, а есть министры, которые подчинены Масимову, а есть «президентские выдвиженцы»: Тажин, силовики. И это разные системы координат. Проверкой на прочность станет осень этого года, когда страну может накрыть новая кризисная волна. Но мне почему-то кажется, что в креативные возможности этого состава кабинета министров верят немногие - Да, у нас поговаривают, что осенью или следующей весной ожидаются новые парламентские выборы. С вашей точки зрения насколько необходимы сегодня в КЗ подобные политические процессы, если учесть, что страна буквально провалилась в кризис? - После выборов 2007 года писали, что депутаты Мажилиса смогут себя проявить в героической борьбе с последствиями кризиса. Плодов этой борьбы пока что-то не видно. Да и не стал Мажилис тем «самостоятельным звеном политической системы», о котором так много говорилось в период проведения конституционной реформы. Перевыборы возможны только в контексте председательства в ОБСЕ, поскольку однопартийная модель смотрится уж как-то не очень демократично. Придумать формальный предлог для перевыборов можно всегда. Но я не очень уверен, что власти Казахстана пойдут на этот шаг. Хотя, очевидно, что включение в парламент ОСДП было бы тактическим ходом вполне безобидным и целесообразным. Запад бы только приветствовал «движение Казахстана к демократии», а Жармахан Туякбай, всегда будет играть по установленным правилам. Но пока я вижу явное стремление к «внутренней модернизации» через реформу «Нур Отан». Так что могут обойтись и без перевыборов, оставить все как есть и явить urbi et orbi обновленный лик партии власти. Цыплят по осени считают- Сегодня в Казахстане тщательно скрывается, что страна все больше и больше увязает в кризисе. Если учесть, что экономика - это концентрированная форма политики, то, что может ожидать Казахстан в ближайшее время? - Юбилей столицы, о котором мы говорили вначале - это серьезный имиджевый проект. Доказательство президентской правоты в решении о переносе столицы государства. Витрина экономических и политических успехов последних десяти-двенадцати лет. Отказаться от юбилея, значит, дать дополнительный повод для разговоров о том, что дело - «труба». В этом вопросе, я прекрасно понимаю логику решения. Главная задача - любой ценой сохранить имидж Казахстана как примера самых успешных реформ на постсоветском пространстве. Продемонстрировать инвесторам - трудности носят временный характер, Казахстан - надежный партнер. Оценивать вменяемость правительства надо не по юбилеям, а по тем долгосрочным экономическим программам, которые оно принимает и реализует. Руководству Казахстана надо «держать» три позиции - цены на продовольствие, банки, инфляцию. Особую обеспокоенность вызывает резкое падение цен на недвижимость в крупных городах РК. Вот это и будет проверка власти на прочность. Осенью, с полной определенностью можно будет сказать, насколько конкурентоспособна «корпорация Казахстан». - Стоит ли в данном случае Казахстану обратиться к сторонней помощи или хотя бы прислушаться к программе Антикризисных мер предлагаемой партией «Азат»? - Для начала было бы неплохо объединить усилия центрально-азиатских государств в борьбе с продовольственными, финансовыми, водными проблемами. Особых подвижек, к сожалению, нет. За последние полгода я провел примерно месяц не только в Казахстане, но и во всем регионе. Могу с уверенность сказать - лихорадит весь Центрально-азиатский регион и ситуация в Казахстане далеко не самая опасная. Да и кто сейчас может реально эту «стороннюю помощь» предложить? Тревожные тенденции развиваются на всех рынках от Европы до Юго-Восточной Азии. Думаю, что более эффективными были бы совместные антикризисные программы в рамках основных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Но и тут, боюсь, все ограничится общими декларациями. В итоге, как обычно, каждый будет спасаться с применением подручных средств. Что же касается программ от оппозиции, то проблема в том, что она может предлагать самые умные программы, а все равно реализовывать реальную экономическую политику будет власть. И даже если что-то из предложений оппозиций будет взято на вооружение, то это будет идти под брендом власти. Так было и в 2004 и в 2006 годах, так будет и сейчас. Возможно, что какие-то предложения Абилова-Жандосова и будут восприняты, но публично никто об этом не скажет и под давлением оппозиции кабинет в отставку не отправит. Какую роль играет оппозиция в РК? Каким социальным ресурсом она располагает? Давайте, прежде всего, ответим на эти вопросы. Оправдается ли ставка на рост протестных настроений по мере разрастания экономических и социальных трудностей? Возможно. Но, согласитесь, это довольно странная стратегия. Играть только от ошибок правительства. Проблема Казахстана в том, что власть слушает только себя и не рассматривает оппозицию как серьезного партнера по общественному диалогу. А оппозиция сама себя высекла как унтер-офицерская вдова, поскольку с 2001 года играет в подковерные игры во внутриэлитных разборках и считает это вполне естественным. Между тем, в России, Рогозин - представитель РФ в евроструктурах, серьезный пост получает Глазьев. И это последовательные критики нынешней власти. Как итог, часть оппозиции системно участвует в принятии решений, пусть даже на площадке, очерченной властью. Они добились признания своей реальной необходимости в рамках путинского курса. Если же говорить о Казахстане, то я считаю, что из казахстанских оппозиционеров, способности Жандосова просто необходимо востребовать в интересах государства. Хотя понимаю, что это чистая маниловщина. Казахстанский путь в Европу-Не так давно предложенная президентом конституционная реформа, подразумевающая перераспределение властных полномочий в пользу парламента, усиление роли политических партий и пр. многими расценивалась, как попытка умаслить европейские страны. Однако среди принятых поправок была и та, согласно которой Назарбаеву предлагается пожизненное президентство, что выглядит более чем странно, с точки зрения демократических процедур. Тем не менее, сроки, отведенные Казахстану для проведения этих самых процедур, уже заканчиваются, а все остается по-прежнему. - На время председательства в ОБСЕ, можно не сомневаться, Казахстан станет самой демократичной страной в мире. Как я понимаю, власти страны хотят показать, что евротренд для Казахстана, это - качественно новый уровень высшего образования, развитие гражданского общества, экология, достижение высоких стандартов качества жизни, а уже во вторую очередь энергетика, о которой так много говорится на уровне западных экспертов и аналитиков. Это - в идеале. Иначе получается откровенный торг со стороны Запада: энергоресурсы в обмен на инновационные технологии. Но, что из этого получится, сказать довольно сложно. Ресурсы «виртуальной демократии» постепенно исчерпываются. Нужно строить новые мобилизационные стратегии, искать «новую миссию нации». Думаю, что «казахстанский путь в Европу» способен стать такой программой только отчасти. - Следует ли ожидать от Нурсултана Назарбаева «практической демократизации»? - Полагаю, что в Казахстане все же произойдут реальные перемены в сфере регистрации партий, СМИ, НПО. Но главный тренд, это идея сплочения нации, казахстанский патриотизм. Двигаемся в Европу, но сохраняем уникальную самобытность политического и духовного уклада казахстанского общества. Главная интрига, это то, какие системообразующие понятия будут заложены в новую «миссию нации». - И все же, что необходимо для прихода других сил? - Другие силы приходят. Молодые амбициозные управленцы, которые составляют основу аппарата всех министерств уже сейчас, «болашаковцы». Другое дело, что они приходят в «переходную» систему, где еще много осталось от старых, клановых связей. И тут вопрос, насколько они способны эту систему изменить? Выйти за рамки аппаратной традиции, придать управленческой системе более динамичный характер. 80% времени министерских работников уходит на подготовку справок, отчетов, согласований. В отделах работает по три-четыре человека. Катастрофически не хватает квалифицированных кадров. Нужно развивать механизмы гражданского общества, систему местного самоуправления. Это огромный, практически неподъемный труд. Я много общаюсь с казахстанскими студентами, и это еще один ресурс развития. Надеюсь, «понты» и «распальцовки» уйдут, останется жажда себя реализовать, искренний патриотизм. Я уверен, новый Казахстан, как система, закладывается уже сейчас. Необходимо только время. Источник: еженедельник «Свобода слова» (Алматы)

Dialog.kz
Теги: Казахстан

Поделиться: