М. Шах: Развитие государственных институтов Республики Таджикистан. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
История Советского Союза, просуществовавшего шестьдесят девять лет, завершилась 21 декабря 1991 года образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). В том числе и Таджикистан, который для продвижения к реальному суверенитету, конституционализму и социальной модернизации нуждался в легитимной государственной власти. 24 ноября 1991г. были проведены непосредственные, альтернативные выборы Президента республики.Президентом страны был избран Рахмон Набиев. 10 сентября того же года Верховный Совет республики принимает весьма симптоматичный для нового курса конституционный по своему значению и характеру Закон «Об изменении наименования Таджикской Советской Социалистической Республики», которым она была переименована в Республику Таджикистан. Процесс конституционного рождения нового независимого государства, правопреемствующего Таджикской ССР и Союзу ССР, продолжался.Особым этапом этого процесса стало принятие двух конституционных по существу акта «Заявления о государственной независимости Республики Таджикистан» и Постановления Верховного Совета Республики Таджикистан «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан»18 от 9 сентября 1991 года.
М. Шах: Развитие государственных институтов Республики Таджикистан. Ч.1.

История Советского Союза, просуществовавшего шестьдесят девять лет, завершилась 21 декабря 1991 года образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). В том числе и Таджикистан, который для продвижения к реальному суверенитету, конституционализму и социальной модернизации нуждался в легитимной государственной власти.

24 ноября 1991г. были проведены непосредственные, альтернативные выборы Президента республики.

Президентом страны был избран Рахмон Набиев. 10 сентября того же года Верховный Совет республики принимает весьма симптоматичный для нового курса конституционный по своему значению и характеру Закон «Об изменении наименования Таджикской Советской Социалистической Республики», которым она была переименована в Республику Таджикистан. Процесс конституционного рождения нового независимого государства, правопреемствующего Таджикской ССР и Союзу ССР, продолжался.

Особым этапом этого процесса стало принятие двух конституционных по существу акта «Заявления о государственной независимости Республики Таджикистан» и Постановления Верховного Совета Республики Таджикистан «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан» от 9 сентября 1991 года. В Заявлении однозначно подчеркивалось, что Республика Таджикистан отныне строит свои взаимоотношения во всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству.

Впервые было установлено единое гражданство. Конституировалось провозглашенное декларацией многообразие форм собственности, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово-кредитной, налоговой и таможенной политикой.

Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан, подтверждая право таджикской нации на самоопределение единственным источником государственной власти в республике признал «народ Таджикистана». Ни о какой руководящей роли одной политической партии теперь не могло быть и речи.

Учитывая результаты президентских выборов, Верховный Совет Республики Таджикистан 3 января 1992 года принял постановление о внесении изменений и дополнений в постановление Верховного Совета Республики Таджикистан об образовании Комиссии по подготовке проекта новой Конституции (Основного Закона) Республики Таджикистан.

Вместе с тем, принимая во внимание требование общественно-политических сил Таджикистана о том, что якобы в разработке проекта новой Конституции не обеспечено адекватное представительство политических партий и общественных движений, 22 апреля 1992г. Верховный Совет Республики Таджикистан принял постановление о дополнении постановления Верховного Совета Республики Таджикистан. В соответствии с этим постановлением в состав комиссии вошли представители Демократической партии Таджикистана, Партии исламского возрождения, народного движения «Растохез», общества «Лаъли Бадахшон», казиата мусульман Таджикистан в составе 25 человека. В этот же день Верховный Совет Республики Таджикистан обсудил вопрос о политической ситуации в Таджикистане и одобрил Постановление Президиума Верховного Совета РТ об опубликовании в печати для всенародного обсуждения проекта новой Конституции Республики Таджикистан.

После принятия Конституции РТ должны были состоятся выборы в новый законодательный и высший представительный орган страны на многопартиинои основе

В Таджикистане силы, именующие себя демократическими и объявляющие себя официальной оппозицией, легитимной властью, не смогли правильно сориентироваться в происходящих процессах. Форсируя события, они встали, в результате, на путь разрушения и конфронтации, а не созидания, компромисса и взаимного сотрудничества, на путь беззакония и произвола, а не на путь законной конституционной методам борьбы за власть и за преобразование общества. Таким образом, официальная структура власти с одной стороны, и оппозиция — с другой, в условиях Таджикистана не сумели достигнуть консенсуса.

К сожалению, в Таджикистане, где население только начинало усваивать азбуку реальной демократии и происходил постепенный процесс ознакомления с отдельными элементами идей правового государства, очень сильно влияние родоплеменных и религиозных традиций, фактически отсутствовала традиция парламентаризма, конституционализма и в достаточной степени не развито чувство уважения к правам и свободам человека, в целом свидетельствовала о низком уровне политической и правовой культуры. Может быть, поэтому в Таджикистане переход к современному демократическому государству перешел через гражданскую войну.

Единственным выходом из глубочайшего кризиса, прекращения братоубийственной войны был созыв сессии Парламента. XVI сессия Парламента в ноябре 1994 года состоялась не в столице, а в Худжанде центре Ленинабадской области. Политическая стабильность области, не затронутой войной и прочная позиция властных структур региона во многом предопределили исход сессии Верховного Совета Таджикистана.

На этой сессии депутаты признали незаконную отставку Президента и одобрили новое заявление Набиева об уходе. Был избран новый спикер парламента, так как президентская форма правления ликвидировалась. Эмомали Рахмонов был избран новым спикером. А 6 ноября 1994 года был избран Президентом Таджикистана. В те дни Таджикистан переживал сложнейший период своей истории. Надо признать, что в то тревожное время под угрозой оказалась сама национальная государственность.

Благодаря неуклонному курсу, проводимому в жизнь Президентом и правительством республики, по всей стране начиная с отдаленных районов до центра, была установлена законная власть и Таджикистан вступил в новую фазу - период восстановления политики и экономики. Прекращение гражданской войны, перемирие между противоборствующими сторонами, к чему всегда стремился Президент, открыли новые возможности для укрепления нового государства.

Перед молодым независимым государством сразу возникли большие трудности. В первые же годы парламент Таджикистана разработал и принял ряд важнейших юридических документов, которые сыграли важную роль в становлении демократического правового государства.

Историческим событием стало принятие Основного Закона - Конституции независимого таджикского государства. В Конституции отразилась воля народа -построение демократического, правового и светского государства. Спустя время народ избрал своих представителей в высший полномочный и законодательный орган Маджлиси Оли Республики Таджикистан, обеспечивающий демократические нормы и являющийся свободной трибуной волеизъявления народных представителей.

Немаловажную роль в политической жизни каждого государства играют политические партии, так и в Таджикистане, многопартийная система в стране начала развиваться после восстановления конституционного строя в республике.

В 1996 году в стране начали свою деятельность политические партии и общественные объединения.

Построение правового государства — важнейшая стратегическая цель и задача реформ в Таджикистане. Задача эта нелегкая, учитывая, что правовая основа нашей жизни после начала рыночных реформ и развала союзной государственности оказалась также разрушенной и представляла собой «осколки» законодательной системы СССР. Становление новой системы правового регулирования в молодом независимом государстве было сопряжено с большими трудностями. Ситуация осложнялась тем, что в институтах государственной власти Таджикистана не прекращалась острая борьба по вопросам, как и кому заполнять существующие правовые пробелы и на какой основе строить новую государственность республики, ее правовую систему. Уроки этой борьбы, да и весь мировой опыт свидетельствуют, что успешно строить правовое государство можно только на основе принципа разделения властей. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблению властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Современная научная теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Реализация принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Каждая из ветвей власти законодательная, исполнительная и судебная - имеет свои функции и наделяется соответствующей компетенцией. Ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из них не вправе принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не могут. Три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимые связи и согласованность, образуя единый политический организм, функционирующий во благо народа.В настоящее время принцип разделения властей проявляется в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти, которое выражается в том, что каждая из них - законодательная, исполнительная и судебная - имеет свою сферу деятельности, на которую другая ветвь не вправе посягать. Законодательная власть, представленная парламентом, имеет исключительное право принятия законов государства.

Окончание следует.

Поделиться: