М. Лапенко: Идейная консолидация казахстанского общества как инструмент построения новой государственности Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Формирование новой политической системы в Казахстане, подобно другим постсоветским республикам, началось с момента создания основ государственности еще в период существования СССР. В политико-правовом аспекте главными этапами этого процесса стало введение поста президента республики (апрель 1990 г.) и принятие Декларации о суверенитете Казахской ССР (октябрь 1990 г.). Изменение политической системы в Казахстане произошло эволюционным путем, руководящая элита в центре республики и на местах почти не изменила своего состава. При этом основным инструментом построения новой государственности стала консолидация власти и консолидация общества, в том числе и идейная. Идейная консолидация является важным аспектом консолидации политической системы и осуществляется через разработку национальной идеи.
М. Лапенко: Идейная консолидация казахстанского общества как инструмент построения новой государственности Ч.1.

Лапенко М. В.

Идейная консолидация казахстанского обществакак инструмент построения новой государственности

Формирование новой политической системы в Казахстане, подобно другим постсоветским республикам, началось с момента создания основ государственности еще в период существования СССР. В политико-правовом аспекте главными этапами этого процесса стало введение поста президента республики (апрель 1990 г.) и принятие Декларации о суверенитете Казахской ССР (октябрь 1990 г.).

Изменение политической системы в Казахстане произошло эволюционным путем, руководящая элита в центре республики и на местах почти не изменила своего состава. При этом основным инструментом построения новой государственности стала консолидация власти и консолидация общества, в том числе и идейная. Идейная консолидация является важным аспектом консолидации политической системы и осуществляется через разработку национальной идеи.

Как и многие посткоммунистические республики в начале 90-х гг. Казахстан столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Распад Советского союза и разрушение советского прошлого сопровождались массовой дезориентацией, утратой идентификации, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом. С одной стороны, наблюдался кризис идентичности индивидов в качестве граждан прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.

Поэтому на начальном этапе независимости руководство Казахстана предпринимает попытки сформулировать основные принципы новой общегосударственной идеи, которая должна была предотвратить духовный кризис и стать важным механизмом консолидации общества.

Для этой цели в 1993 г. была подготовлена и обнародована концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». В данном документе были выделены следующие цели и направления: обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике [1] .

8 июня 1993 года был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идейной основы государства. В концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одними из основополагающих были названы следующие: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм [2] .

23 мая 1996 года распоряжением Президента была одобрена «Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан», в которой отмечается, что современные границы страны «полностью соответствуют исторически сложившемуся ареалу расселения казахского народа... Этническим центром казахов является Казахстан. Нигде в мире они не обладают другой государственностью, которая проявляла бы заботу о сохранении и развитии казахов как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях».

«...Основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм...». При этом весьма важным моментом концепции является положение о том, что «стратегической тенденцией в развитии государственной идентичности - является становление в перспективе государства-нации» [3] .

В дальнейшем национальная идея в Казахстане нашла свое воплощение в реализации долгосрочной программы развития государства. В целом долгосрочные программы развития стали одной из самых распространенных форм идейной консолидации в посткоммунистических обществах [4] .

Президент Казахстана одним из первых предложил своему народу долгосрочную программу развития Стратегия «Казахстан-2030» (1997 г.). Данная программа была направлена на консолидацию власти и общества посредством стремления к «процветанию, безопасности и улучшению благосостояния всех казахстанцев» [5] .

Стратегия «Казахстан-2030» соответствовала социально-экономической и духовной ситуации 1990-х гг. и должна была вдохновить общество на преодоление кризиса и сплоченность общества ради будущих достижений, построение независимого, процветающего, политически стабильного государства, с национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Данная Стратегия предполагала формирование новой единой гражданственности и новый тип самоидентификации казахстанцев.

По мнению многих казахстанских авторов, Стратегия «Казахстан - 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана, и в определенной степени способствовал мобилизации и консолидации казахстанского общества.

Следующим этапом в разработке общенациональной идеи, по мнению казахстанских авторов, становится принятие «Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира: приоритеты и пути их реализации» (1 марта 2006 г.) В данном программном документе главной национальной идеей декларируется конкурентоспособность нации, успешная интеграция Казахстана в мировую экономику и сообщество. Достижение Казахстаном высокого уровня конкурентоспособности представляет собой общенациональный проект, призванный на новом уровне консолидировать полиэтническое и многоконфессиональное общество.

Экспертное сообщество в Казахстане охарактеризовало Стратегию как «общеказахстанский проект». Данный проект предполагает активное участие гражданского общества в его реализации и выдвигает ряд условий: высокий уровень образования, развитие человеческого капитала, инновационное развитие, политическая воля и национальный консенсус [6] .

В данном проекте национальная идея призвана мобилизовать общество, поднять национальный дух на решение весьма амбициозной задачи, преодолеть различия между различными этническими группами, и в конечном итоге консолидировать общество, сформировать гражданскую нацию.

О конкурентоспособности нации президент РК говорил и в своем выступлении 24 октября 2006 г. на 12-й сессии Ассамблеи народов Казахстана. Глава государства отметил, что «мы сформировались как единый казахстанский народ», и поставил новую задачу, в которой четко определил следующий шаг - «мы должны стать конкурентоспособной нацией. Это принципиально новая задача, которая потребует дальнейшего развития нашей культуры, развития каждого отдельного гражданина» [7] .

Идея необходимости повышения национальной конкурентоспособности в глобализирующемся мире получила новое, более глубокое развитие в Послании Президента РК народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 28 февраля 2007 г.). Послание Президента «Новый Казахстан в новом мире» во многом продолжает и развивает «Стратегию вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».

В частности, в очередном Послании поставлены новые задачи перехода казахстанской экономики на качественно новый технологический уровень, задачи развития казахстанской науки и улучшения всей системы образования. При этом главная цель всех этих преобразований - это конкурентоспособность нации.

Поскольку с усилением процессов глобализации конкуренция между государствами приобрела новое качество, трансформировавшись в конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и по качеству образования, система развития качественных услуг образования на уровне мировых стандартов возведена в ранг приоритетных направлений.

«Конкурентоспособность государства складывается из конкурентоспособности отдельных личностей - его граждан. Инфраструктура «умной экономики», экономики знаний и высоких технологий потребует новых социальных стандартов, культуры и менталитета человека».

Серьезное внимание уделяется вопросам образования, подготовке квалифицированных работников для наиболее перспективных отраслей, поддержке научных кадров. Речь идет о воспитании нового, конкурентоспособного поколения. «Наша молодежь должна быть хорошо образованной, нацеленной на успех, самосовершенствование. Она должна быть активной, здоровой, владеть языками, чтобы эффективно интегрироваться в международную среду и там, успешно конкурируя, выходить на лидирующие позиции» [8] .

Дальнейшее развитие данная идея получает в утвержденной 28 декабря 2007 года правительством РК «Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы». В этом документе прямо отмечено, что «национальная идея казахстанцев - стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране» [9] . Для достижения этих целей правительство намерено, использовать систему образования, госуправления, СМИ, НПО, «становление современной культуры отечественного предпринимательства».

Казахстанские авторы уделяют большое внимание идейной консолидации Казахстана. Особенно много работ появилось в связи с десятилетием «Стратегии 2030». Во многих работах можно обнаружить следующую точку зрения, что Президент Казахстана обосновал и развил в своих выступлениях концепцию межэтнического и межнационального взаимодействия и согласия. В итоге она обрела целостную форму казахстанской модели межэтнического и духовного согласия [10] . На современном этапе она заключается в том, что Казахстан стремиться к «дальнейшей консолидации общества и формированию единой казахстанской конкурентоспособной нации» [11] .

[1]Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана // Стратегия независимости. Алматы. 2003. С. 84-120.

[2] Национальный совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Алма-Ата, 1996. С. 25-26.

[3] Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан (одобрена Распоряжением Президента Республики Казахстан 23 мая 1996 г. N 2995) // Юридический справочник «Законодательство».

[4] Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 гг. По Пути европейской интеграции»; «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.»; «Стратегия развития России - 2020».

[5] Казахстан-2030. Алматы. 2006. С. 12.

[6] Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира: приоритеты и пути их реализации». Алматы. 2006.

[7] Итоги 12-й сессии Ассамблеи народов Казахстана // http://www.assembly.kz/

[8] Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» - стратегия очередного этапа развития страны // Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» - стратегия очередного этапа развития страны: Материалы «круглого стола» (11 апреля 2007 г.). - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2007. С. 5-60.

[9] Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы (одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332) // Юридический справочник «Законодательство».

[10] Например, Нысанбаев А., Маоинин Т. Нурсултан Назарбаев: Казахстан - территория мира и согласия. Алматы. 2005.

[11] Стратегия «Казахстан-2030» в действии: десять лет успеха. Выступление Президента Нурсултана Назарбаева на конференции, посвященной 10-летию Стратегии «Казахстан-2030г. Астана, 12 октября 2007 года // http://www.kazpravda.kz/

Продолжение следует

Contur.kz

Поделиться: