Леонид Гусев: рецензия на диссертацию Давлата Усмона «Исламский фактор в политическом процессе России, Центральной Азии и Афганистана"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В первой главе «Идеологические основы активизации ислама в политике» автор рассматривает историю ислама и показывает неотделимость его от политики. Также он показывает, какое место ислам занимает в политике стран Центральной Азии и Афганистана. Автор, на мой взгляд, совершенно верно делает вывод, что исламский фактор в государствах Центральной Азии является социальной и политической реальностью, отрицать которую сегодня невозможно. Ислам, несомненно, оказывает постоянное влияние на происходящие там социально-политические процессы.
Леонид Гусев: рецензия на диссертацию Давлата Усмона «Исламский фактор в политическом процессе России, Центральной Азии и Афганистана"

Диссертация посвящена актуальнейшей проблеме современности. Автор рассматривает, как исламский процесс влияет на политику таких стран, как Россия, Афганистан и страны Центральной Азии. Особенный упор автор делает на Таджикистане и других странах Центральной Азии. Это не удивительно, так как автор в течение многих лет был одним из руководителей Партии Исламского Возрождения Таджикистана и на своём опыте прошёл через политические события в регионе.

Сама диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы.

В первой главе «Идеологические основы активизации ислама в политике» автор рассматривает историю ислама и показывает неотделимость его от политики. Также он показывает, какое место ислам занимает в политике стран Центральной Азии и Афганистана. Автор, на мой взгляд, совершенно верно делает вывод, что исламский фактор в государствах Центральной Азии является социальной и политической реальностью, отрицать которую сегодня невозможно. Ислам, несомненно, оказывает постоянное влияние на происходящие там социально-политические процессы.

Во второй главе «Исламский фактор в политическом процессе современной России», автор рассматривает историю становления ислама как внутриполитического элемента в российской государственности. Он считает, что этот процесс начинается в 16 веке с момента включения Казанского ханства в состав России. Также разбирая особенности исламского фактора в политическом процессе современной России, автор, я считаю, правильно делает вывод, что Россия никогда не имела структурированного конфликта с исламом и, используя исторический геополитический опыт отношений с государствами, исповедующими ислам, может сформировать вокруг себя геополитическую коалицию, которая будет способствовать созданию многополярного мира.

В третьей главе «Ислам в политическом процессе как интеграционный и антиинтеграционный элемент в Центральной Азии» автор рассматривает две партии, действующие и в Таджикистане и в других странах региона, а именно Партию Исламского Возрождения Таджикистана и «Хизб-ат-Тахрир». ПИВТ, автором рассматривается, как интеграционный элемент в политическом процессе Таджикистана. Приводятся примеры того, как эта организация стала одним инициаторов установления мира и национального согласия. Автор, будучи одним из её руководителей участвовал в выработке и подписании всех соглашений с руководством Таджикистана. Как антиинтеграционный элемент рассматривается «Хизб-ат-Тахрир». Автор показывает историю её создания и деятельность, как в Таджикистане, так и других странах Центральной Азии. Тщательно рассматриваются основные идеологические установки и документы партии. Указывается, что основной целью этой организации является построение «Всемирного халифата», радикализм и экстремизм. На мой взгляд, автором совершенно правильно делается вывод, что влияние этой партии может резко возрасти, если правящие элиты Центральной Азии будут тормозить создание настоящей оппозиции и не усилят внимание на экономическое состояние своих государств. Я считаю, что решение экономических проблем в государствах Центральной Азии, эта одна из важнейших проблем для центральноазиатских элит.

Четвёртая глава «Активизация ислама в политике Афганистана и последствия его влияния в Центральноазиатском регионе» посвящена истории страны и современному состоянию дел в ней. Автором рассматривается то, как шло принятие ислама и формирование афганской государственности. Делается вывод, что ситуацию в Афганистане можно разрешить только политическими методами, ведь исторический опыт показывает, что Афганистан невозможно было завоевать вооружённым путём. Это очень важно, так как разрешение конфликта будет способствовать стабилизации на огромном пространстве от Ближнего Востока до Индии.

Автор использовал очень обширные источники и литературу, на русском, таджикском языках и языке фарси.

Однако, на мой взгляд, в работе есть неточности. Так автор пишет, что мировое сообщество на современном этапе разделено на два противоположных лагеря, с одной стороны страны Запада во главе с США, с другой бедные и развивающиеся страны, с богатыми нефтяными и другими сырьевыми ресурсами. Но в этой схеме отсутствует Китай, как самостоятельный центр силы, а также Россия. Кроме того, некоторые богатые нефтяными ресурсами государства, такие как Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива являются ближайшими союзниками США и других стран Запада.

Но эти недостатки не умаляют того, что работа является актуальной и может использоваться в работе специалистами, занимающимися проблемами ислама и Центральной Азии.

Гусев Л.Ю. с.н.с. ЦИВА и ШОС МГИМО(У) МИД России, к.и.н.

Поделиться: