Лариса Цвижба: Железная дорога - эта экономическая необходимость не только для Абхазии, но и Грузии.
Автор: ИАЦ МГУ
Лариса Цвижба, к.и.н., РГГУ
Очередные страсти, которые разгорелись в Грузии, вокруг железной дороги Абхазии, были прогнозируемы. Не одно событие, происходящее в этой субтропической республике, не только не остается не замеченным властями Грузии, но разыгрываются целые спектакли с обвинениями в аннексии части Грузии Россией; Россия - агрессор и т.д.
Грузия ведет себя так, как будто нет Республики Абхазия, нет проблем между ними, которые требуют безотлагательного решения. Грузия сознательно игнорирует Абхазию, не учитывая одного обстоятельства. Рано или поздно, ей придется вести диалог о мирном сосуществовании двух республик. Правда, для этого нужно Грузии вывести незаконные вооруженные формирования с Кодорского ущелья Абхазии.
И еще одно важное обстоятельство, которое повлияет на взаимоотношение Грузии и Абхазии. Это неадекватное поведение Грузии. Многое из того, что ей было позволено в Советское время, сегодня не приемлемо. Благодаря Грузии, Абхазия освободились от уничижительной опеки «старшего брата», приобрела независимость, которая была у нее в историческом прошлом, при этом, не претендуя и не отвоевывая грузинской территории.
Сегодня Грузия потеряла много из-за своей несговорчивости. Подготовка к Олимпиаде 2014 г. в Сочи, выгодная для всех региональных республик, проходит без Грузии. Грузинские власти это понимают, но по сложившейся традиции идут на конфликт с Россией, так как на сегодняшний день в строительстве олимпийских объектов задействованы ресурсы Абхазии, и это только начало сотрудничества России и Абхазии в этом направлении.
Российские железнодорожные войска, которые введены в Абхазию 31 мая с. г. в Абхазию для восстановления инфраструктуры железной дороги, Грузия расценила как агрессию.
Переговоры по восстановлению железнодорожной ветки в Закавказье упирается в нежелание именно Грузии вести конструктивный диалог между всеми заинтересованными сторонами. Она не учитывает даже то обстоятельство, что Армения, которая не является участником в грузино-абхазском конфликте, из-за блокады железной дороги, вынуждена терпеть все эти годы колоссальные убытки.
Блокада железной дороги, которая началась с 1993 г. в Закавказском направлении, для Абхазии продлилась до 2003 г., т.е. до начала осуществления пассажирских перевозок электропоездом «Адлер - Сухум» и российским коммерческим пассажирским поездом «Москва - Адлер - Сухум».
Началу функционирования железной дороги до Сухума предшествовала большая работа по очистке железнодорожной колеи от зарослей, не говоря о том, что пришлось ремонтировать и само полотно - с частичной заменой шпал, рельсов.
Тогда тоже Грузия протестовала против восстановления железнодорожного транспорта между Россией и Абхазией.
Сегодня не меньшая работа предстоит железнодорожным войскам России. Они работают на самом разрушенном участке железнодорожной ветки. Это восточная часть Абхазии, которая была оккупированная войсками Госсовета Грузии в 1992-1993 г. Следующий участок находится на территории Грузии.
Есть некоторые сомнения, что в Грузии возобладает здравый смысл. М. Саакашвили, после обсуждения по телефону с президентом России Д. Медведевым 3 июля с.г. российскую акцию по восстановлению инфраструктуры абхазской железной дороги, тут же переговорил с госсекретарем США Кондолизой Райс о «ситуации вокруг Грузии» и, возможно, получил сценарий дальнейшего поведения. Без такого опекунства Грузия себя уже не мыслит.
Поделиться: