Л. Цвижба: Зона миротворцев в Южной Осетии (сегодня и вчера)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В дни, когда российские миротворцы, согласно плану Медведева- Саркози, готовились вывести свои подразделения из «зон безопасности» вокруг Южной Осетии и Абхазии (с 1 по 10 октября), произошел взрыв в столице Южной Осетии - Цхинвале, который унес жизнь 2-х местных жителей, 9 российских миротворцев, в том числе начальника объединенного штаба сил по поддержанию мира в зоне конфликта полковник Иван Петрик. Еще 6 военнослужащих-миротворцев тяжело ранено. Как сообщили российские власти, к теракту 3 октября 2008 г. у штаба миротворцев в Цхинвали, причастны спецслужбы Грузии, хотя грузинские власти, как всегда, это отрицали.
Л. Цвижба: Зона миротворцев в Южной Осетии (сегодня и вчера)

В дни, когда российские миротворцы, согласно плану Медведева- Саркози, готовились вывести свои подразделения из «зон безопасности» вокруг Южной Осетии и Абхазии (с 1 по 10 октября), произошел взрыв в столице Южной Осетии - Цхинвале, который унес жизнь 2-х местных жителей, 9 российских миротворцев, в том числе начальника объединенного штаба сил по поддержанию мира в зоне конфликта полковник Иван Петрик. Еще 6 военнослужащих-миротворцев тяжело ранено.

Как сообщили российские власти, к теракту 3 октября 2008 г. у штаба миротворцев в Цхинвали, причастны спецслужбы Грузии, хотя грузинские власти, как всегда, это отрицали.

Во время агрессии Грузии против Южной Осетии, совершенной в ночь с 7 на 8 августа 2008 г., здесь погиб 71 миротворец и 340 было ранено. Это самое массовое убийство миротворцев, совершенное грузинскими воинскими формированиями, в том числе и миротворческим контингентом.

Всего за период с 1992 г. по 2008 г. в Абхазии и Южной Осетии погибло свыше 200 российских миротворцев.

Миротворческая операция в Южной Осетии осуществлялась с 9 июля 1992 г. на основании грузино-российского Дагомысского соглашения по урегулированию грузино-осетинского конфликта, подписанного президентами России и Грузии Б. Ельциным и Э. Шеварднадзе 24.06.1992 г.

Основная задача миротворцев - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Они подчинялись гражданской Смешанной контрольной комиссии (СКК), которую возглавляли четыре сопредседателя - от Грузии, России, южной Осетии и Северной Осетии.

Миротворцы контингент или смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоял из 3 батальонов (российского, осетинского и грузинского), каждый по 500 чел. В зону ответственности миротворцев входила собственно зона конфликта вокруг Цхинвали и коридор безопасности - полоса отчуждения вдоль границы между автономией и остальной частью Грузии.

Зона безопасности, куда были введены миротворцы, долгое время служила надежным буфером, разделявшим грузин и осетин.

В феврале 2006 г. грузинские власти нарушили Дагомысское соглашение и ввели в зону миротворцев дополнительный контингент численностью 250 военнослужащих, и практически сразу же начались провокационные действия против российских миротворцев. (Е. Пышняк. Останутся ли российские миротворцы на Южном Кавказе. http;//www.rian.tu/politics/20061023/55058000.html).

Грузинский парламент постоянно выступал с требованием о выводе миротворцев из зоны безопасности в Южной Осетии и Абхазии (введены с 21 июня 1994 г. в соответствии с Московским соглашение от 14 мая 1994 г.).

26 сентября 2005 г. парламент Грузии единогласно одобрил проект постановления о начале вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В тексте содержится призыв к России «прояснить, является ли она участником конфликта и оккупантом грузинских территорий или нейтральным миротворцем». Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе была категорична, заявляя, что «российские войска поддерживают сепаратизм и не способствуют разрешению конфликтов». («Коммерсантъ». 27.09.2005).

По словам Бурджанадзе, России будет дано время (3-4 месяца), чтобы в корне изменить свою политику и предложить реалистический план по разрешению конфликтов на основе федеративного устройства Грузии при гарантиях России для субъектов федерации. В противном случае, президент М. Саакашвили объявит о прекращении миротворческой операции с участием России в Абхазии и Южной Осетии, а министру иностранных дел Грузии будет дано поручение начать замену миротворцев на контингенты «действительно нейтральных стран», чтобы «не допустить возобновления боевых действий». («Коммерсантъ». 27.09.2005).

Эти заявления противоречат тому, что говорил в своем интервью госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Г. Хаиндрава. В частности, он заявил об этапах урегулирования конфликта в Южной Осетии: никакие вооруженные образования, кроме миротворческого контингента, не имеют право находиться в этой зоне; о последующем сокращении и разоружении до разумных пределов под контролем СКК и ОБСЕ; изъятие оружия у мирного населения; готовность предоставить автономию Южной Осетии. («Новая газета». 21.03.-23.03.2005).

Негативные высказывания в адрес миротворцев, направленные на принижение их деятельности, а по возможности и замены их «международным полицейским контингентом» не прекращаются.

Вновь назначенный глава МИД Грузии Гела Бежуашвили в интервью агентству РИА-Новости 31 октября 2005 г. сказал, что Смешанная контрольная комиссия напоминает ему холодильник, который консервирует ситуацию, но не решает ее. Формат комиссии надо менять, расширять, приглашать доноров, в первую очередь, ЕС и ОБСЕ. Они знают ситуацию на месте и могут помочь в вопросах контроля границы, создании совместной полиции, реабилитации региона, что и США могут сыграть в этом процессе положительную роль, поскольку, «когда они видят серьезный процесс, они готовы на серьезные финансовые вливания».

К сожалению, в августе 2008 г. США сыграет свою роль в этом регионе, но не положительную.

Гела Бежуашвили сетовал, что «так называемый совероосетинский контингент полностью заполнен молодыми парнями из Цхинвала, которые через каждые 6 месяцев проходят боевую подготовку». Здесь следовало бы отметить, что эти обвинения больше подходят грузинской стороне, т.к. наблюдатели неоднократно отмечали, что именно в грузинском батальоне происходят постоянные обновления миротворцев, в нарушении существовавших сроков ротации.

Провокации в Южной Осетии продолжались.

В ночь с 31 января на 1 февраля 2006 г. в зоне грузино-осетинского конфликта произошла стычка между российскими миротворцами и подразделениями Минобороны Грузии. Вблизи грузинского с. Тквиави автомобиль марки «урал» российских миротворцев столкнулся с автомобилем «Жигули» местного жителя Гогиашвили. Тут же машину миротворцев окружили сельчане, вскоре подоспела грузинская полиция, во многом превосходившая миротворцев, корреспонденты с видеокамерой. Затем появились и военнослужащие пехотной бригады из Гори, города, расположенного примерно в 30 км от зоны конфликта. Прибывшие вели себя грубо, агрессивно, ими делались попытки вытащить миротворцев из машины. Было очевидно, что грузинская армия выдвинулась на спланированный спектакль!

Штаб Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) принял решение выслать в зону подмогу, включая 8 единиц бронетехники. В течение 8 часов, пока продолжалось разбирательство, существовала угроза начала боя. Наконец, командующему ССПМ Марату Кулахметову и уполномоченному президента М. Саакашвили в этом регионе Михаилу Карелии удалось договориться и разойтись. М. Карелии сообщил журналистам, что «вскоре весь мир увидит, как мы вышвырнем русских». («Время новостей». 02.02.2006)

Отличился своими высказываниями и депутат парламента Грузии Гурам Вахтангишвили (избран от грузинских сел Южной Осетии): «100% тамошних грузин за вывод миротворцев. Миротворцы нужны только сепаратистским властям Южной Осетии и осетинским боевикам. После вывода миротворцев эти бандиты тоже покинут Южную Осетию. Без миротворцев ответственность грузинской и осетинской сторон за мир увеличится, переговорный процесс оживится и станет результативнее». («Время новостей». 02.02.2006).

В самой Южной Осетии миротворцев считали гарантом стабильности и не возобновления войны. Министр внутренних дел Южной Осетии г.-м. Михаил Миндзаев заявил, что Цхинвал не намерен расформировывать свой батальон, даже если парламент Грузии примет решение вывести миротворцев. Он предложил главе МВД Грузии Иванэ Мирабишвили срочно встретиться и обсудить ситуацию. Инцидент в Тквиави Миндзаев назвал «спланированной акцией». («Время новостей». 02.02.2006).

М. Саакашвили заявил, что его страна против радикализма в отношении миротворцев, но будет всячески отстаивать собственные интересы.

Ираклий Окруашвили - министр обороны Грузии, оправдал действия своих подчиненных, заявив, что российские миротворцы вели себя «вызывающе».

Россия жестко отреагировала на инцидент. «Решительно протестуя против провокационных действий грузинского военного руководства, МИД России предостерегает Тбилиси от эскалации подобных провокационных действий против миротворцев, находящихся в зоне конфликта»,- заявил 1 февраля официальный представитель МИД Российской Федерации Михаил Камынин. Далее он сказал, что инцидент вокруг российских миротворцев в Южной Осетии «делает очевидным вывод о том, что на политической арене в Тбилиси тон задают те, кто стремится спровоцировать кровопролитие и обвинить в нем российских миротворцев.

Посол МИД России по особым поручениям Валерий Кеняйкин, являвшийся и сопредседателем Смешанной контрольной комиссии, заявил, что под предлогом разбора дорожно-транспортного происшествия происходило «демонстративное наращивание грузинского военного присутствия путем переброски свыше 500 военнослужащих подразделений военной полиции и горийской бригады вооруженных сил Грузии». И «только благодаря выдержке и хладнокровию, проявленным миротворцами и лично командующему ССПМ г.-м. Маратом Кулахметовым, удалось предотвратить развитие обстановки по военному сценарию». («Время новостей». 02.02.2006).

Командующий ССПМ г.-м. Марат Кулахметов назвал случай в Тквиави «самой настоящей провокацией». «На пятачке метров 20 на 30 скопилось свыше 100 представителей грузинских структур, по большей части из горийской бригады министерства обороны. Их пребывание в зоне конфликта было незаконным. Это было чревато тем, что могла начаться настоящая мясорубка. При этом по нашему мандату в таких случаях мы имеем полное право стрелять. Впредь, если такое повторится, будем готовы применить оружие». О ситуации он сказал, что она «стабильно напряженная. <...> Многие, к сожалению, за силовые способы. Но это не те способы, которыми надо решать вопросы». («Время новостей». 02.02.2006)

15 февраля 2006 г. грузинский парламент принял постановление, в котором потребовал от правительства Грузии принять меры по пересмотру формата международной миротворческой миссии в зоне грузино-югоосетинского конфликта, постановление направлено на изменение существовавшей схемы урегулирования.

Рассмотрение вопроса о миротворцах совпало с очередным инцидентом в Южной Осетии. Грузия почти сутки продержала под арестом в середине февраля два автомобиля, которые подвозили продукты на посты осетинского миротворческого батальона. Грузинская сторона заявила, что миротворцам необходимы визы в Тбилиси и регистрация всех транспортных средств. («Время новостей». 15.02.2006)

Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Г. Хаиндрава не предпринял никаких шагов по урегулированию очередного конфликта, а наоборот усугублял ситуацию. В интервью 17 февраля 2006 г. (НТВ «Сегодня» заявил, что «ни один пункт соглашения не был исполнен миротворцами».

Известный российский политик С. Бабурин на риторику грузинских чиновников заявил, что целью Грузии является создание дестабилизации в регионе, поэтому необходимо признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии.

Очередное заседание СКК должно было состояться в Вене 20 февраля 2006 г., но в последний момент часть комиссии решила перенести ее в Москву. Это вызвало отказ грузинской стороны от участия во встрече. Сопредседатель СКК от Грузии, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава объяснил это тем, что его самого решение о переносе встречи обогнало, пока он летел из Москвы в Тбилиси, а его коллегам оформить российские визы не успели. Г. Хаиндрава предложил провести заседание в Цхинвале или в Тбилиси. Югоосетинская сторона отказалась ехать в Тбилиси, ссылаясь на заявление официальных лиц МВД Грузии о возможности ареста ряда политических деятелей Южной Осетии.

Провокации против миротворцев не прекращались.

29-30 мая 2006 г. Грузия устроила очередную провокацию в Южной Осетии. Она ввела в зону конфликта вооруженных людей и остановила колонну миротворцев, направлявшихся через Рокский перевал в Цхинвал.

14.07.2006 г. в Цхинвале совершено покушение на одного из руководителей Южной Осетии. При взрыве погибло 2 человека и несколько получило ранения. В тот же день грузинскими полицейскими близ г. Гори была задержана автомашина с дипломатическими номерами, в которой находились посол по особым поручениям, сопредседатель СКК от российской стороны Юрий Попов и заместитель командующего сухопутными войсками Минобороны РФ Валерий Евневич, от которых требовали дипломатические паспорта. Вскоре после этого инцидента был снят госминистр Грузии Г. Хаиндрава, который подверг резкой критике руководство Министерство обороны Грузии.

Эта провокации произошла накануне саммита восьмерки в С.-Петербурге.

18 июля 2006 г. парламент Грузии 144 голосами «за», при «нуле» (не голосовала оппозиция, которая считала, что нужно выходить из СНГ) принял постановление «О миротворческих силах, находящихся в хонах конфликтов в Грузии», которым обязал правительство начать процедуру вывода российских «голубых касок» из Абхазии и Южной Осетии.

МИД РФ расценил это постановление грузинского парламента «как провокационный шаг», «недостойную попытку переложить ответственность с больной головы на здоровую» и отметил, что «в постановлении лживо утверждается, что действия российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии представляют один из главных барьеров на пути мирного урегулирования конфликтов». («Время новостей».19.07.2006)

21 июля 2006 г. министр обороны Грузии Иракли Окруашвили, дал распоряжение не впускать В. Евневича в Грузию, взяв добровольно функцию МИД, и назвал его «жуликом», в Цхинвали поступок министра назвали «безумием».

21.07.2006 г. - отставка госминистра по урегулированию конфликтов Г. Хаиндрава, на его место назначен заместитель МИД Грузии Мераб Антадзе. «Странно, что с мирного курса сворачивает министр обороны Окруашвили, а уволили меня» - сказал Хаиндрава на свою отставку.

8 августа 2006 г. в Тбилиси состоялась встреча нового госминистра по урегулированию конфликтов Мераба Антадзе (назначен 21 июля 2006г.) с главой миссии ОБСЕ в Грузии Роем Ривом, на которой обсуждали пути урегулирования грузино-осетинского конфликта и ситуацию в Гальском районе Абхазии. По завершении, на состоявшейся пресс-конференции, Антадзе сообщил, что Грузия будет добиваться пересмотра Дагомысского и Московского соглашений, на основе которых в Южной Осетии и Абхазии российские миротворцы осуществляли свою деятельность.

«Введенные в зону конфликта российские миротворцы не справляются с возложенными на них задачами, так как они не предпринимают никаких шагов по защите прав местных жителей, а зачастую и способствуют сепаратистам в нагнетании обстановки», - отметил госминистр М. Антадзе.

(Коммерсантъ. 9 авг.06. №145).

Мераб Антадзе прибыл в Москву для участия в работе СКК 17-18 августа 2006 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Накануне он заявил журналистам, что «разговор на заседании СКК будет сложным, т.к. накопилось очень много проблемных вопросов». Ключевой вопрос заседания - судьба миротворцев, на замену которых настаивает Грузия, а Цхинали - против. («Время новостей». 17.08.2006)

Заместитель главнокомандующего сухопутными войсками ВС РФ специалист по миротворческим операциям, Валерий Евневич, отметил, чтобы не делали российские «голубые каски» в Закавказье, должную оценку в Тбилиси эти шаги не получат. Грузинские власти четко определились в отношении к соседям-миротворцам - они нам не нужны - и для выдавливания россиян из региона готовы пуститься во все тяжкие. («Российская газета». 16. 08.2006).

Специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби в интервью газете «Время новостей» 21 января 2008 г. на высказывания Грузии заменить миротворцев на силы ЕС сказал: «Мы находимся не на такой стадии решения этих конфликтов, чтобы говорить о вводе наших полицейских или военных миротворческих формирований. Если решение этих конфликтов сдвинется с мертвой точки, если стороны согласятся в том, что ЕС может играть такую роль, когда можно будет рассматривать такой запрос. Главное - найти рамки решения конфликтов. Потом можно говорить о форматах миротворческих усилий».

Сегодня в бывшие пункты размещения подразделений миротворцев в зоне безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии пришли наблюдатели ЕС. Есть опасение, что их деятельность будет формальной, а грузинская армия не станет менее воинственной, вооружение будет наращиваться, провокации продолжаться, угроза безопасности Южной Осетии и Абхазии будет все время.

Поделиться: