Л. Адилова: Россия в постсоветском пространстве. Смена образа.
Автор: ИАЦ МГУ
Консолидированный образ страны, претендующей на роль самостоятельного центра силы помимо социально-политических и экономических доминант, не менее важна и духовная константа, имеющая долговременное воздействие. Быть центром притяжения для других стран и народов не только почетный статус и заявленная позиция, но и особая роль, требующая своего материального и духовного подтверждения. Сегодня вопрос состоит не в том, станет ли та или иная страна из Содружества соответствовать заявленному статусу и иметь собственные цивилизационные отличия, а в том, какую нишу она займет в геополитическом и цивилизационном пространстве. Проанализируем с обозначенных позиций основные процессы политической идентификации на постсоветском пространстве.
Бурно протекающий в начале 90-х кризис политической идентичности привел к смене общественно-политического строя, распаду СССР и потребовал конструирования новых политических идентичностей в новых независимых государствах. Политическая идентификация во всех ННГ, кроме Республики Беларусь, началась с негативной идентификации, как отрицание коммунистического проекта построения будущего, идеологии, служившей ранее основой политической идентификации. Конфликты по поводу оценок прошлого сделали ННГ заложниками политических элит, их экспансионистской политики и не способствовали консолидации нации. Об этом свидетельствуют реальный опыт и реальные события в странах «с непредсказуемым прошлым», которые могут оказаться без будущего и идентификационных координат. Беларусь, как и Россия, ищет свой путь, свою модель общественного устройства, отвечающую реалиям 21 века, и опирающуюся на национальные устои и ценности. Однако в России модернизация разрушила горизонтальные общественные связи и национальную идентичность и существенные цивилизационные отличия. На наших глазах происходит цивилизационный разрыв с историческим прошлым, разрыв тем более глубокий, чем большую ценность приобретает исторический «камуфляж» - гимны, гербы, памятники, религиозные обряды, бренды. По сути дела, строительство ННГ ведется генерацией новых элит, сформировавшихся на руинах традиционного общества. Эта генерация мегаполисов, массовой культуры, потребительских ценностей, крайнего индивидуализма, который компенсируется патриотической риторикой. В ННГ, по сути дела, не сложилось полноценных наций, объединенных общими целями и ценностями, они только приобретают черты политических наций, как например, в России при Путине сложилась корпорация «по имени Россия». В Беларуси при А. Лукашенко сформировался общественный запрос на стабильность и порядок, на развитие общества в русле общенациональной парадигмы.
Изучение характера и направленности происходящих изменений в странах СНГ имеют ключевое значение для понимания сути переходных процессов не только в России, но и в новых независимых государствах, имеющих общность черт постсоветской трансформации. Особенностью этого перехода в странах ближнего зарубежья является осуществление его в трех аспектах - в области политики и экономики, строительства государства. В противоположность переходным процессам в других государствах постсоциалистическая трансформация включила в себя одновременно четыре различных направления: строительство национального государства, введение рыночной экономики, построение гражданского общества, демократизацию политической системы. Это потребовало высокого политического мастерства и ответственности политических элит, выработавших собственные правила игры. При этом не следует забывать, что каждое из постсоветских государств выбрало свою модель, определило приоритеты социально-экономического и политического развития. Беларусь, является единственной страной на постсоветском пространстве успешно определившей ориентиры своего развития, опирающейся на морально-нравственные ценности народа, выработанные за всю его историю.
Учёт исторически сложившихся традиций, политической культуры, менталитета, позволил Беларуси найти собственные формы и методы политического самоопределения. Однако описать этот режим, сопоставить их с определенным набором образцов, «выстроить» их концептуальные схемы, операционализировать понятия, объяснить в рамках политических технологий - весьма проблематично. Попытки это осуществить превращаются в простую констатацию объекта описания. Как можно отразить то, что происходит на самом деле? В чем особенность беларусской модели? Как организована власть, какие она выполняет функции? Как действуют каналы коммуникации между властью и обществом? Думается, что в этом контексте, исследуя и описывая политическую реальность, можно использовать инструментарий для вполне определенного круга проблем .
Особенности постсоветской трансформации и наличие аналогичных черт предполагают приоритетное внимание к исследованию, с одной стороны, национальных интересов и методов их реализации в глобализирующимся мире, с другой стороны, позиционирования страны в международных информационных потоках. Именно профессиональное позиционирование и идентификация страны имеют решающее значение в формировании мировой повестки дня. В динамично развивающейся информационной среде каждое из этих государств выстраивает свои коммуникации, ориентированные на внутреннюю и внешнюю общественность. Беларусь, успешно определившая приоритеты своего развития, создавшая национальную государственность, обеспечивающая безопасность и благосостояние граждан, на наш взгляд, имеет шанс законным образом улучшить имидж страны и ее граждан.
Создать имидж и бренд страны с мощной историей, своеобразной активной экономикой, конкурентно-способными товарами, своей социально-политической системой достаточно сложно. К тому же, информационная среда создаёт искаженную ужасами и насилием картину мира. Телевидение и кинематограф ведут агрессивную атаку на нравственные и культурные ценности народа, разрушая культурный код, смысл существования нации, историческую память. В самом общем смысле под исторической памятью понимают совокупность знаний и представлений в массовом сознании об общем прошлом. Искаженные образы прошлого играют опасную политическую роль в будущем. Самое сильное негативное воздействие на российский социум оказывают средства массовой информации, являющиеся мощным инструментом формирования общественной морали и нравственности. «Несмотря на многочисленные протесты общественности, на экранах наших телевизоров процветает культ насилия и жестокости, пропагандируется криминальный образ жизни, а главное - утверждается ненормативный стиль речи. Как показывают данные социологических исследований, чрезвычайно трудной задачей является прекращение культивирования зла, насилия, убийства, мести и ненависти в системе телевидения, где за день можно увидеть до 400 сцен всякого рода насилия, горы расчлененных трупов и озверевшие человеческие «имиджи» вместо лиц. Всё это не может не беспокоить общество, так как существует прямая причинно-следственная связь между восприятием насилия и насилием в жизни».
ТВ сегодня, действующее по принципу: «минимум политики - максимум развлечений», унифицирует информационное вещание. Информация стала всё более редуцироваться в клип-образы, представленные для символического обмена в лоне массовой культуры, нарушающей равновесие между верхними и нижними этажами культуры в целом. Феномен медиа-воздействия можно рассматривать как способность коммуникатора создавать медиа-тексты и медиа-образы, поддающиеся адекватной интерпретации, доступные для понимания. Многие программы и передачи на ТВ концептуально построены на эксплуатации низменных потребностей человека, обезличенные речевыми средствами, антигуманным стилем. В коммуникативных процессах снижена опосредующая роль социального окружения. Телевизионная реальность культивирует соответствующие мировоззренческие установки, модели поведения, которые приобретают характер общенациональных, а звезды телевидения, кино и шоу бизнеса становятся нравственными и поведенческими маяками, образцами для подражания прежде всего молодежи. Таким образом, произошел поворот от политики формирования национальной идентичности и индивидуальности к политике разложения ценностей и смысла существования нации. В информационно-сомволическом пространстве «трансмутантные процессы» вносят коррективы непосредственно в принцип передачи традиции, сохранения, отбора информации и внедрения «конъюнктурно выбранного». СМИ по собственному усмотрению часто, исходя из политической конъюнктуры безответственно интерпретируют прошлое страны, разрушая мощные пласты соединяющие историческое пространство стран СНГ. В результате этого возрастает опасность разрыва преемственности поколений, страдают историческая память, социальное развитие. Накопление и возведение в политический принцип фактов, снижающих образ России, связаны с настроениями части политических элит стран СНГ возвысить собственный образ за счет вписывание образа России в нишу слабого государства. Однако специалисты по историографии считают, что прошлое очень легко поддается политической манипуляции. Уничтожение исторических пластов, отторжение опыта прошлых поколений ведет к «разгерметизации» культуры, слому культурного кода нации. Каждое поколение, в этом смысле, выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Образы прошлого формируют общую историческую память, участвуют в процессе конструировании национальной идентичности, объединяют либо посредством коммуникации и манипуляций разрушают согласованные версии прошлого. Образ прошлого, занесенный в социальную память, зафиксированный в ней, становится некой общей идеей. И эта общая идея меняет представления людей о мире, о прошлом и настоящем, формируя негативное отношение к соседям, служит идеологическим обоснованием повышения собственной роли в истории. Смена медиа-кода повлекла за собой кардинальные изменения в практических установках массового сознания, разрушение прежних иерархий. Знание психологических механизмов влияния на информационное пространство позволяет задействовать опосредующее влияние СМИ на различные аудитории. Человечество становится всё более массовым, мир - телевизионным. Современные СМИ передают множество неструктурированной информации, которая влияет на политические представления граждан. Главным медийным источником политической информации для потребителя являются новостные телепередачи, формирующие картину мира граждан. Эксплуатация психологических механизмов эмоциональной заинтересованности позволяет управлять с помощью информации, обеспечивать её циркуляцию и формировать информационную повестку дня. Управление с помощью информации обеспечивает её циркуляцию и формирует «информационный рацион», который, однако, тщательно выверяется и дозируется. По мнению социологов, абсолютное большинство публики, включая её образованные слои, перешли с печатных средств межгрупповой коммуникации на массовые телевизионные. Телевизионные СМИ превращаются в ключевой элемент виртуализированной политической системы: в ситуации сжатого публичного пространства ТВ служит суррогатом, имитирующим связь между властью и обществом. Технологии развлечения перенесены в политику: политические ток-шоу, передачи, содержащие политическую сатиру, заполняют отсутствие нужной информации приемлемого качества. Телевидение создаёт политическую реальность и управляет ей. На российском телевидении сегодня чередуются два коммуникативных режима с одной стороны - это остаточная мобилизация, которая достигается муссированием катастроф, чрезвычайных бедствий, внешних и внутренних угроз. С другой стороны, активно навязываются кулинарно-развлекательный, гламурный блоки. В итоге, отмечают исследователи, культивируется система потребления и создается потребитель в заданной роли пассивного гедониста. По мнению медиа-идеологов, происходит процесс технологической модернизации, с отсылкой к представлениям и ожиданиям телезрителей, меняя воззрения людей на оптимальные поведенческие практики, не затрагивая представлений о прошлом, о сегодняшнем мире, культурно исторических традициях и о будущем страны .
В условиях, когда общество отстранено от власти и между ними закупорены каналы связи, телевидение имитирует их, являясь коммуникационным инструментом, однако односторонним, по которому власть передаёт обществу те сообщения и в таких количествах, которые соответствуют её интересам. Односторонний характер коммуникации связан со стремлением режима, где полностью, а где частично, исключить население из процесса принятия решений и максимально отодвинуть его от политики. Таким образом, взаимоотношения власти с обществом строятся как демобилизационный проект, и телевизионное содержание построено так, что углубляет дистанцию между гражданами и государством. Современная социально-политическая ситуация в странах Содружества диктует СМИ не только темы и сюжеты из жизни новых независимых государств, но и открывает возможности для информационного воздействия со стороны России, направленного на поддержание взаимного интереса и информационных обменов.
В этой связи профессиональная информационная политика государства способна коренным образом изменить ситуацию, увеличить информационное взаимовлияние в странах СНГ, создать почву для взаимопонимания, поиска общих ценностей, адекватного восприятия друг друга. Содержательное сотрудничество в гуманитарной сфере позволит позиционировать СНГ как пространство общих ценностей, актуализировать проблему самовосприятия и продвижения имиджа стран участников как заявленной позиции СНГ, исходя из приоритета не только стратегических национальных интересов, но и символических, духовных ценностей, составляющих основу образа Содружества. Задача его формирования состоит в том, чтобы построить в определенной последовательность логическую систему взаимодействующих доминат. В этой связи информационное обеспечение процессов формирования, коррекции, адаптации и трансляции имиджа государства должно быть сформировано в качестве приоритетного национального проекта. Создание позитивной известности посредством социально рентабельного образа, репутации новых независимых государств позволит уточнить ценностные ориентации не только политических элит, но и граждан стран Содружества, артикулировать их запросы и интересы.
Пресса имеет крайне ограниченный доступ к представителям власти: в странах СНГ отсутствует формат регулярных публичных брифингов чиновников высшего уровня. Пространство СМИ, независимых от государства, постепенно сужается. Важным объектом информационного воздействия через подконтрольные СМИ становятся виртуализация образов новых независимых государств. Это создает предпосылки для объединения элит и народа в поле виртуальной реальности для создания имиджей далеких от сущности формируемых образов, т.е. происходит «встраивание» нового образа в массовое сознание населения постсоветского пространства .
Думается, что в этой связи следует поднять конструктивную роль стратегического моделирования образа и бренда России и Беларуси. Это позволит понять природу социальных мотиваций групп, определяющих судьбу народов ННГ. Система ценностей, вокруг которых будет строиться бренд ННГ уже заложена в менталитете новой генерации граждан, задача состоит лишь в том, чтобы прочитать то, что записано в их социально-культурном коде. Коммуникативные процессы создают особую среду, позволяющую укрепить либо разрушить картину мира, мобилизовать общественное мнение на осуществление странового проекта. И тут главным инструментом выступают средства массовой информации, ориентированные на рациональное и эмоциональное воздействие, согласование интересов стран СНГ.
Поделиться: