Крутые повороты в развитии Алматы
Автор: ИАЦ МГУ
Алматы представляет собой динамично, но также и неоднозначно развивающийся город Казахстана. Утратив в свое время статус столицы республики, он вместе с тем получил взамен особый статус и большие возможности для развития в качестве финансового, торгово-экономического и культурного центра республики. Несмотря на большие средства, инвестируемые в развитие Астаны, пока нельзя сказать, что экономический центр полностью переместился в столицу. Скорее всего, можно говорить о наличии двух центров экономического развития с перевесом в пользу Алматы. Во всяком случае, данный статус-кво южной столицы наблюдается в настоящее время.
Плюс ко всему Алматы был и остается городом с самым большим в Казахстане уровнем общественно-политической активности. В частности, только по официальным данным в городе действуют 10 политических партий и 3280 неправительственных организаций. В 2006 году рост социальной напряженности именно здесь вылился в жестких столкновениях между властями и самовольными поселенцами в микрорайонах «Бакай» и «Шанырак». За последний же год в условиях экономического кризиса усилились настроения социального протеста среди местного населения. Только в июне этого года бастовали более 2 тыс. рабочих Алматинского вагоноремонтного завода, недовольных снижением заработной платы, отменой премиальных и надбавок.
Из всего этого следует, что управлять делами Алматы - задача не из легких. Успешное решение тех или иных проблем в какой-либо одной сфере жизнедеятельности города практически всегда сопряжено с обострением ситуации в другой сфере. Прежний аким города Имангали Тасмагамбетов сделал, например, очень многое для улучшения состояния автомобильных дорог и снижения на них «пробок». Но при этом он создал и оставил после себя массу проблемных ситуаций в сфере жилья, землепользования и градостроительства.
Безусловно, что вставший у руля города в апреле 2008 года Ахметжан Есимов не в состоянии быстро и эффективно решить доставшиеся ему в наследство от прежнего руководства, а также обострившиеся на волне экономического кризиса проблемы Алматы. Однако заметно изменился стиль управления и подходы городских властей к социальным проблемам и потенциальным конфликтным ситуациям, что само по себе есть заметный шаг вперед.
Если тот же профессиональный идеолог Тасмагамбетов был сторонником решительных силовых мер и «выжигания каленым железом», то хозяйственник до мозга костей Есимов предпочитает избегать лишнего шума. Не случайно, в частности, что им была поддержана инициатива общественного движения «Шанырак» по созданию Общественного совета по рассмотрению и разрешению социальных конфликтов с участием представителей государственных органов, некоторых партий и НПО. И, судя по всему, деятельность данного органа принесла положительные плоды, поскольку сам президент страны Нурсултан Назарбаев призвал на 12-м съезде своей партии «Нур Отан» создать аналогичные советы в других регионах республики.
Печальное известное государственное коммунальное предприятие «Алматыжер», чья деятельность была катализатором многочисленных акций протеста, хотя и продолжает функционировать, но заметно ограничено в своеволии. В связи с неосвоением строительными компаниями земельных участков для строительства объектов различного назначения акиматом было принято решение об отмене заключений о предоставлении участков данным застройщикам с изъятием для государственных надобностей. Кроме того, в городе демонтировано 60% ограждений вокруг таких участков. При этом последние отведены для разбивки парков и скверов.
По словам лидера движения «Шанырак» Асылбека Кожахметова, «Ахметжан Есимов не только прекратил незаконные сносы, но и даже создал Алатауский район для улучшения инфраструктуры района. Если прежний аким называл шаныракцев "социальными аутсайдерами", то другой узаконил 547 домов» (см. http://www.zonakz.net/articles/25508). С другой стороны, Есимов и его команда не намерены потакать тем же самовольным поселенцам. Буквально 23 июля в том же микрорайоне «Шанырак» власти снесли пять домов, признанных незаконными, что чуть не привело к новому столкновению между ними и «самозахватчиками». Как видно, далеко не все можно решить либеральными средствами.
Еще одной характерной чертой руководства Есимова является его нередкая критика в адрес правительства. При том, что он сам до своего назначения в Алматы входил в его состав в качестве министра сельского хозяйства. По словам самого акима, «правительство нервно реагирует на критику», в связи с чем у него «на меня и мои просьбы уже аллергия» (см. http://www.time.kz/index.php?newsid=11176 ).
Самым заметным выпадом алматинского акима в отношении «Үкімет үйі» стала его критика, озвученная в ходе прошедшего 18 июня т.г. в горакимате совещания в адрес разработанной Министерством экономики и бюджетного планирования программы индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы. При этом он обратил внимание правительства не незавершенность программ по развитию кластерной экономики и «30 корпоративных лидеров».
Надо сказать, что ответ правительства не заставил себя ждать долго. 22 июля в ходе совещания министра внутренних дел Серика Баймаганбетова с участием руководства алматинского ДВД глава МВД выразил серьезное беспокойство в связи с криминальной ситуацией в Алматы и подверг резкой критике местную полицию за многочисленные недостатки в работе. Правда, сам аким Алматы, присутствующий на этом совещании, признал критику министра в адрес городского ДВД справедливой и, в свою очередь, выразил собственные пожелания относительно улучшения работы данного органа.
В любом случае у Есимова нет каких-либо серьезных оснований опасаться «разборок» с правительством по тому или иному вопросу. Помимо того, что он является одним из наиболее давних и глубоко преданных соратников главы государства, их, по некоторым данным, связывают еще и родственные отношения. Показательным в этой связи является то, что до сих пор Есимов и его команда не удостаивались критики со стороны Назарбаева и избежали «наездов» со стороны республиканских силовых структур. Более того, во время своего рабочего визита в Алматы в апреле т.г. последний «подарил» акимату 27 млрд. тенге, предназначенные главным образом на проведение «Азиады-2011», строительство метро и жилых домов.
Таким образом, фактор относительно успешной деятельности Ахметжана Есимова на посту акима Алматы обусловлен преимущественно, во-первых, высоким кредитом доверия лично к нему со стороны главы государства и, во-вторых, внешне благоприятным характером своей деятельности на фоне откровенного волюнтаризма и недостатков работы своего предшественника.
Для оценки работы Есимова и его команды в Алматы нет смысла пересказывать официальные статданные, которые в Казахстане практически всегда не отличались объективностью. Единственно, что производит впечатление, это заявление акима в присутствии президента о том, что при соответствующем финансировании есть реальная возможность ввести метро в эксплуатацию уже в следующем году. Учитывая, что строительство метро было непосильной ношей почти что для каждого из предыдущих алматинских градоначальников, можно сказать, что 2010 год станет своего рода моментом истины для Есимова. Если, конечно, сам он не уйдет раньше выполнения своих обещаний на повышение при вероятных крутых поворотах теперь уже в рамках кадровой политики государства.
Талгат Адилов
contur.kz
Поделиться: