Кризис истории

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В России санкционированная властью идеологическая битва за «правильную» историю Второй мировой войны моментально обнаружила кризис этических основ, на которых покоится наша сегодняшняя государственность. Причем этот кризис, каждый по-своему, четко обозначили два человека из совершенно разных миров - предстоятель Русской православной церкви и рядовой военный историк.«У каждого есть право на свое собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему. У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа», - сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в московском Сретенском монастыре.
Кризис истории

В России санкционированная властью идеологическая битва за «правильную» историю Второй мировой войны моментально обнаружила кризис этических основ, на которых покоится наша сегодняшняя государственность. Причем этот кризис, каждый по-своему, четко обозначили два человека из совершенно разных миров - предстоятель Русской православной церкви и рядовой военный историк.

«У каждого есть право на свое собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему. У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа», - сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в московском Сретенском монастыре.

Он полагает, что если мы не потеряем взгляд на историю, основанный на понимании того, что есть наказание Божие, «многое нам будет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь взгляд из будущего». Таким наказанием безбожной власти, по мнению патриарха Кирилла, была Великая Отечественная война для сталинского СССР. «Некоторые недоумевают и говорят: ну почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война, почему так много народу погибло!» - риторически вопросил патриарх. И объяснил почему:

Великая Отечественная война была наказанием «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над церковью».

Едва ли такая точка зрения придется по душе официальной светской власти, у которой Сталин проходит по разряду «эффективных менеджеров», а его советская империя на крови чуть ли не образец сильного независимого государства, царства победившей суверенной демократии, к которому надо стремиться. В этих очень важных, хотя и продиктованных «ведомственным», внутрицерковным взглядом на историю словах патриарха запросто можно усмотреть умаление роли советского народа в победе над гитлеризмом, за которое мы хотим теперь наказывать по закону иностранных политиков с легкой руки чрезвычайного министра Шойгу: мол, победа была всего лишь искуплением грехов. Да и за грехи «суверенной демократии», по этой логике, нас еще ждет неизбежное наказание, хотя с православной церковью нынешняя светская власть если не дружит искренне, то уж точно водит политические хороводы.

Другую сторону эрозии основ российского государства блестяще выразил начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории Министерства обороны, кандидат исторических наук полковник Сергей Ковалев, в статье «Вымыслы и фальсификации в оценках роли СССР накануне и с началом Второй мировой войны». Статью эту поместил сайт Министерства обороны РФ, ведомства, которое очень любит бороться за военную историю России, якобы состоящую из сплошных побед (врио начальника управления пресс-службы и информации МО РФ Александр Дробышевский, правда, уже заметил, что точка зрения Ковалева не является официальной позицией министерства). Полковник прямо занялся обелением Адольфа Гитлера (разумеется, в компании с Иосифом Сталиным, что вполне естественно - по части политических повадок они, несомненно, два сапога пара).

«Все, кто непредвзято изучал историю Второй мировой войны, знают, что она началась из-за отказа Польши удовлетворить германские претензии», - пишет военный историк из страны, которая только что объявила о начале пересчета своих потерь в самой страшной и кровопролитной войне за всю историю человечества.

Пока эти потери оцениваются в 27-30 миллионов человек - население европейского государства средних размеров. «Однако менее известно, чего же именно добивался от Варшавы А. Гитлер. Между тем требования Германии были весьма умеренными: включить вольный город Данциг в состав Третьего рейха, разрешить постройку экстерриториальных шоссейной и железной дорог, которые связали бы Восточную Пруссию с основной частью Германии», - пишет историк Ковалев. По его словам, эти требования «трудно назвать необоснованными», так как «подавляющее большинство жителей отторгнутого от Германии согласно Версальскому мирному договору Данцига составляли немцы, искренне желавшие воссоединения с исторической родиной».

Если Россия когда-нибудь перестанет подгонять прошлое под выгодные власти идеологические концепции (причем без оговорок, что так поступают другие страны, - не надо копировать уродства), это будет величайшим прорывом нашей страны к полноценной государственности без имперских комплексов. У нас никого даже не удивляет, что президент создает комиссию по борьбе с фальсификациями истории в ущерб интересам России. Первое, что бросается в глаза в этом названии, что фальсифицировать историю в пользу России (а точнее, конкретного действующего политического режима) теперь можно и нужно. Но есть ведь куда более важное основание, по которому ни такая комиссия, ни такое состояние исторической науки, как у нас, не имеют права на существование:

история вообще не должна отвечать интересам государства. Как и физика, филология, генетика. Есть факты, есть их различные трактовки, есть, страшно сказать, разные подходы к изучению истории и к даже ее предмету (например, необязательно изучать историю вождей или держав, не менее интересна и поучительна история народных обычаев, соли, спичек, кораблестроения) - только и всего.

Назовите прямо историю мифологией и тогда уж смело издавайте «Краткий курс политической мифологии России, составленной в интересах государства».

Патриарх Кирилл и полковник Ковалев невольно рассказали нам очень важные вещи о нас нынешних. Конечно, нашим властям, только что способствовавшим силовому разделу Грузии, которым симпатичны вожди Ирана и Венесуэлы, вполне могут показаться обоснованными требования Гитлера к Польше. Тем более что Российская империя и в разделе Польши успела поучаствовать три раза, а нынешние российско-польские отношения не слишком хороши. Конечно, Великая Отечественная может считаться наказанием, но почему тогда не являлся таким наказанием сам сталинский режим? И почему победа в той войне не стала победой над сталинизмом? Почему, наконец, оба этих наказания - сталинизм и война - унесли миллионы совершенно невинных жизней? Вообще,

если история - это цепь наказаний людей за их грехи, значит, мы просто обречены жить в перманентных войнах или эпидемиях? И готовы ли мы, власть и общество, хотя бы допускать вероятность наказания за наши сегодняшние поступки, не говоря уже о деятельном раскаянии?

Сегодняшняя официальная Россия и поддерживающая ее в этом не умеющая или не желающая думать часть населения считают: мы только и делали во все века, что осчастливливали человечество. И что сейчас Россия является средоточием мира, добра, особой духовности. Мы категорически не хотим признавать свои грехи и преступления, тем самым не просто фальсифицируя собственную историю, но и лишая себя шансов на адекватное восприятие современной России. Мы опять переживаем кризис истории как кризис сегодняшней самоидентификации. Вот и кажется, что строчка из советской песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» была посвящена нашим сегодняшним борцам за «единственно правильную историю», подчиненную «единственно верному курсу», которым ведет нас «единственно возможная власть».

Теги: ВОВ , Россия

Поделиться: