Концертные бригады из УзССР в ВОВ: «бойцу любимую песню на прощанье»

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Концертные бригады из УзССР в ВОВ: «бойцу любимую песню на прощанье»

Представляем вниманию читателей серию работ из Сборника материалов международной научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы «Эшелоны идут на Восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».


Война ворвалась в жизнь советских людей внезапно. Многие тогда считали, что для музыки не время. Но уже первые месяцы войны показали, как важно и нужно для фронта искусство, как бойцы ждут концертные бригады в короткие часы затишья. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Они в годы войны обслуживали части РККА и РККФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады [1].

В годы войны создавались разные фронтовые бригады, трудовые, молодежные. Но среди них театрально-концертные бригады имели особое место.

Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, их выступления поднимали боевой дух воинов. Вместе с воинами артисты прошли весь путь войны. К работе фронтовых бригадпредъявлялись требования в духевоенного времени: мобильность,готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).

Славную страницу в летопись музыкального искусства Узбекистана в годы Второй мировой войны внесли узбекские фронтовые концертные ансамбли и бригады. Это были артисты и музыканты концертно-театральных учреждений, коллективы Узбекской государственной филармонии. Надо отметить, что в 1942 году в состав филармонии Узбекистана входили 7 ансамблей и художественных коллективов (Ансамбль народных инструментов, Ансамбль музыкальной песни и танцев, Ансамбль женский (руководитель Гавхар Рахимова), Ансамбль Тамараханум, Ансамбль таджико-еврейский, Эстрады, Мюзик-холл) [2]. 

Из артистов Узбекистана формировались специальные группы, которые выезжали с концертами в госпитали для раненых бойцов и на фронт. Формирование фронтовых бригад (отбор участников, просмотр репертуара, назначение бригадира и т.д.) было возложено на Управление искусств [3]. По указу СНК Узбекистана госфилармонией республики были организованы концертные бригады [4]. Только в 1942 году из Узбекистана выехало на фронт 14 творческих бригад [5]. (За годы войны в Узбекистане было создано около 20 фронтовых концертных бригад – Н.М.).

Самой известной из них являлась женский ансамбль, руководимый Гавхар Рахимовой. На передовых позициях Западного фронта проходили концерты бригады Узгосфилармонии во главе с народным артистом Узбекистана Кары-Якубовым. С большим успехом проходили концерты бригад возглавляемых с народной артистки СССР Халимы Насыровой и народными артистами республики Тохтасыном Джалиловым и Тамарханум [6].

С риском для жизни выступали они в воинских частях. С воодушевлением солдаты слушали военные песни, песни разных народов, смотрели танцы. Надо отметить, что воспоминания участников фронтовых бригад и театров являются наиболее ценными, так как именно в их рассказах можно обнаружить самые точные и яркие детали того, как происходили выступления в боевых условиях. Вот выдержки из воспоминаний Халимы Насыровой, народной артистки СССР, в 1941 году «...На фронт меня не послали. Но с бригадой актеров – Исмаиловым, Тургунбаевой, Хасановым, Камиловым и другими – направили для обслуживания армии в Тбилиси, Кисловодск, Баку, Краснодар, Ленинакан, Ереван. ...Три месяца пробыли мы с бригадой, а прифронтовой полосе. В эшелонах, на машинах и повозках разъезжали мы по городам и поселкам, выступая перед бойцами, отправляющимися на фронт. ...И вот перед этими бойцами, которые завтра должны были идти на фронт, на подвиг и может на смерть, мы выступали с концертами. Каждый боец хотел услышать на прощание свою любимую песню, и мы пели всё, что нас просили, танцевали, играли всё, что хотели бойцы. Их благодарные лица и дружные аплодисменты были для нас наградой». [7]. Эта бригада побывала в Иране в частях советской армии [8].

Фронтовые бригады возвращались в Узбекистан с блестящими оценками работ командованием и многочисленными благодарностями. Примером тому можно привести приказ No 437 Комитета по делам искусств при СНК СССР от 17 ноября 1942 года, в котором было объявлено благодарность около 20 работникам искусств Узбекистана, за проведенную на высоком уровне работу. [9].

В Узбекистан в годы войны было эвакуировано 32 театральных коллектива, эстрадных ансамблей, музыкальных учебных заведений и около 700 известных деятелей искусств из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Львова, Кишинева, Харькова и других городов. Они были размещены в Ташкенте и во многих областных центрах и введены в состав Управления по делам искусств Узбекистана. Для создания фронтовых бригад привлекались и эвакуированные коллективы. Например, в конце 1941 года Узгосфилармония приняла в свое введение эвакуированный Московской эстрадой Джаз-аккардеон под руководством композитора Е.Розенфельда. В 1942 году Узгосфилармония командировала этот коллектив для обслуживания частей Дальневосточного фронта. В результате 18-ти месячного обслуживания фронта Командующий и Военный совет Тихоокеанского флота целым рядом приказов гастроли джаза отметили положительной оценкой [10].

Но учитывая, то обстоятельство, что в дальнейшем Узгосфилармония не может планировать гастроли Джаза, он был передан в ведение Всесоюзного гастрольно-концертному объединению (ВГКО). В 1943 году Узгосфилармонии было разрешено командировать по обслуживанию частей Забайкальской и Дальневосточных фронтов на сроки от двух до четырех месяцев следующие эвакуированные ансамбли и эстрадные бригады, использованные на площадках Узбекистана: 

  • Филармонический ансамбль лауреата всесоюзного конкурса исполнителей артистки В.Я Метелецкой. 
  • Еврейский ансамль с участием Клары Юнг.
  • Севастопольская эстрадная бригада под художественным руководством Деваря.
  • Эстрадная бригада под художественным руководством Б.А.Гринева.
  • Кавказский ансамбль под художественным руководством Погосова.
  • Эстрадная бригада под художественным руководством Альтонс.
  • Ансамбль иллюзионистов под художественным руководством Ю.Н.Темир-Булата.
  • Эстрадная бригада Самаркандского отделения под художественным руководством Геренбурга.
  • Ансамбль миниатюр Кокандского отделения под художественным руководством Кочетова

Концерты на фронтах заканчивались своеобразными митингами.

Бойцы, сержантские и офицерские составы передавали пожелания и обещания о защите народа той республики, которая представляла каждая фронтовая концертная бригада.

Знаменитый узбекский писатель Айбек участвовал в составе одной из концертных бригад из 16 человек на передней линии западного фронта с 6 декабря 1942 по 5 февраля 1943 года. В 1965 году он опубликовал книгу «По фронту. (Из дневника писателя)», который был написан на основе своего дневника на блокноте, который обменял на вокзале на кусок хлеба [12].Выдержки из них: «23 декабря. После завтрака сели на сани и поехали в штаб полка. Дорога небезопасно. Время от времени немцы обстреливают эту дорогу. Русская зима. Слышен звук снарядных залпов. В покрытом снегом лесу раздается голос «Ура», бойцы и командиры встречают нас. Волнение и радости не описать. Бойцы узбеки здороваются вновь и вновь.Отдали бойцам подарки. Узбеки брали нарасхват. Сразу же стали жевать сушеные яблоки.

...На сцене стал играть бубен, най и рубаб. Танцуют в шелковых платьях танцовщицы. Храбрецы – узбеки кричат «хай дуст». Танцы народных артистов республики Зайнаб Полташевой, Турсуной Махмудовой, классические песни Тургуна Каримова, казахские песни Назруллы Якубова, узбекские, таджикские песни Сони Ягудаевой, узбекские, азарбайджанские пении Тамары Назаровой, веселые частушки Муаззам Омоновой встречаются громкими аплодисментами. Классические узбекские, русские и украинские песни под исполнением Соры Самандаровой завораживают сердца. После концерта на прощанье парни обещали нам «за каждую строку ваших песен будем убивать по одного фашиста!». [13].

15 сентября 1943 года в Москву сроком на 60 дней была отправлена народная артистка Узбекистана Тамараханум и ее ансамбль. Выступления ансамбля Тамары Ханум на Кавказе, в Иране и на Дальнем Востоке сменялись концертами в городах Монголии. [14]. Затем ансамбль выступал на фронтах западного направления в освобожденном Киеве, Австрии, Венгрии, где над руинами городов звенели струны национальных инструментов. За участие во фронтовых бригадах и проявленное мужество Тамаре Ханум было присвоено звание Капитана Советской Армии и вручена Государственная премия, со многими орденами и медалями.

Основу репертуара составляла узбекская народная музыка, шуточные песни, инструментальные мелодии и танцы. Популярными были хорезмские, бухарские, ферганские мелодии. Бойцы, раненые в госпиталях с воодушевлением слушали народные песни, частушки.

За годы войны работники искусства Узбекистана дали свыше 3,5 тысяч концертов в частях действующей армии и 26 тысяч концертов в частях Туркестанского военного округа и военных госпиталях. [15]. Некоторые бригады и отдельные артисты побывали на фронте не один раз.

Фронтовые художественные бригады не ограничивались только обслуживанием фронта. Они давали концерты трудовым армиям в тылу. К примеру, бригада артистов Узгосфилармонии под руководством Д.Е.Когана в марте 1944 году на шахтах, угольных бассейнах Свердловской, Молотовской областях дали несколько концертов. [16].

Факт существования фронтовых концертных и театральных бригад, это явление, безусловно, исторически, как один из аспектов, принесших победу во Второй мировой войне. Это большой и сложный отрывок из жизни деятелей искусств Узбекистана середины ХХ века. По завершении войны многие артисты и режиссеры, музыканты стали лидерами своих профессий, их имена значимы для летописи культуры. И нельзя не брать в расчет тот опыт, через который им пришлось пройти, который оставил четкий отпечаток на характере, на манере работы. Может отчасти, и этот факт повлиял на формирование поколения, принесшего узбекской сцене такое количество талантливых деятелей.

Автор: Мустафаева Н. А. (г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Из доклада: К вопросу об участии узбекских концертных бригад в Великой Отечественной Войне


Поделиться: