Комментарии на визит Лукашенко в Украину.
Автор: ИАЦ МГУ
Комментариина визит Лукашенко в Украину.
Президент Белоруссии АлександрЛукашенко совершил свой первый официальный визит на Украину. По итогампереговоров с украинским коллегой Виктором Ющенко он объявил, что стороны«разрешили все имевшиеся противоречия». Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой насвои источники, для этого Киев пошел на серьезные уступки Минску. В частности,был решен вопрос украинского долга перед Белоруссией – по данным издания,Украина согласилась поставлять соседям электроэнергию по крайне льготным ценам.Кроме того, по итогам встречи президенты решили вопрос о ратификации договора осовместной границе. В то же время, президент Украины пообещал поддержкуБелоруссии в обретении ею полноправного членства в Совете Европы, откуда еевывели в 1997 году после разгона парламента страны. В свою очередь, АлександрЛукашенко публично поблагодарил Виктора Ющенко «за колоссальную поддержку»,которую он «оказал Белоруссии на протяжении нескольких последних лет повыстраиванию отношений с другими государствами и, прежде всего, западными,США». «Эта поддержка дорогого стоит», – заявил белорусский лидер. По мнению«Коммерсанта», в обмен Киев рассчитывает сделать Минск своим союзником впротивостоянии давлению со стороны России.
Как Вы прокомментируете прошедшийвизит Александра Лукашенко в Украину? Каковы его главные итоги?
Чем Вы объясняете сближениемежду Киевом и Минском? Какие цели преследует укрепление сотрудничества междудвумя странами? Какими могут быть выгоды каждой из сторон от такого сотрудничества?
Каким образом сближениеУкраины и Белоруссии отразится на отношениях этих стран с Россией? Выгодно лиМоскве стратегическое партнерство Минска и Киева? И почему?
Елена Маркосян
Консультант-эксперт, Глава президиумапрофсоюза "Творча нація"
Визит Александра Лукашенко в Украинусовпал по времени с двумя событиями – назначением Петра Порошенко Министроминостранных дел Украины и одобрением Обамой кандидатуры Тэффта на должностьпосла США в Украине. Тэффта считают послом войны, потому что за время егоработы в Грузии эта страна пережила вооруженный разгон оппозиции, ее полноевытеснение из парламента, войну, попытку военного переворота и утратутерриториальной целостности. Тэффта очень долго не утверждали, хотя другихкандидатур не рассматривали. Обама подписал назначение Тэффта только послеполучения Нобелевской премии мира. И, практически сразу после этого, Ющенкоподал кандидатуру Порошенко в парламент для голосования.
Это было странное решение. Ведьотношения Порошенко и Ющенко (несмотря на кумовство) в последние год-два неотличались теплотой. Назначение Порошенко главой МИД многие расценили каккрайне неадекватный, но вынужденный (точнее, не самостоятельный) шаг Ющенко.Это нужно учитывать при оценке визита Лукашенко в Украину.
Я не исключаю того, что этот визит,– начало "большой игры" вокруг союза трех стран – России, Украины иБелоруссии, целью которой может быть либо окончательное разрушение СНГ, либо,наоборот, его новое качество. Вне сомнений остается только тот факт, чтоэкономическая составляющая сыграет в этой игре основную роль. Уже сейчасУкраина крайне заинтересована в экспорте электроэнергии, потому что еепотребление на внутреннем рынке не перестает падать из-за падения производства,а платежи за уже поставленную энергию упали к критической отметке 30%.
Надо сказать, что двусторонниеотношения Украины и Белоруссии не были отягощены никакими серьезнымипротиворечиями, просто, ими никто не занимался. Ющенко никогда даже "несмотрел" в сторону Лукашенко, а в политическом окружении Ющенко Лукашенкооценивали как одиозную фигуру. Наверное, поэтому во время визита Ющенковыглядел президентом, который не понимает, как ему себя держать рядом с гостем.Это было заметно.
Говорить о том, как этот визитотразится на отношениях России и Украины или России и Белоруссии сейчас сложно,потому что через несколько месяцев в Украине состоятся президентские выборы.Пока нет оснований рассчитывать на то, что Ющенко останется на второй срок имеждународная политика Украины в этом регионе не претерпит изменений. ДляРоссии новые отношения Киева и Минска выгодны, потому что Россия уже вышла натот (геополитический) уровень влияния на мировую политику, на которомвыстроилась (и продолжает формироваться) новая иерархия. Однополярный миррухнул, проявились потенциальные лидеры геополитического ранга, в число которыхни Украина, ни Белоруссия не входят. В новом качестве России выгодны инеобходимы государства-партнеры, а не проблемные области
Дмитрий Тымчук
Руководитель Центра военно-политическихисследований (Киев), главный редактор интернет-издания "Флот2017"
Не думаю, что Лукашенко ищетсоюзников среди братьев по бывшему СССР, находящихся во «взвешенном состоянии»,чтобы сформировать эдакое «сообщество изгоев», – как это стали интерпретироватьв России сразу после того, как президент Беларуси появился в Украине. Так жеедва ли можно считать своевременными и обоснованными заявления самого Лукашенкоо том, что Украина и Беларусь «не дружат» против третьих стран, что традиционнонастораживает подозрительную по отношению к соседям Россию. Эти объяснениясбивают с толку.
Пытаясь понять нынешнюю политикуМинска, лучше всего поставить себя на его место, учитывая, что Лукашенко далеконе так примитивен и движим исключительно желанием «подоить» РФ, как это частопредставляют в Москве. Беларусь в последнее время демонстрирует сильный позыв ксамоидентификации и определению своего места в европейском сообществе, нынешниелавры второго Уго Чавеса едва ли прельщают Лукашенко, плюс – у Беларуси не тересурсы, чтобы играть в «европейскую Венесуэлу».
Между тем, Европа предлагаетБеларуси слишком долгий и извилистый путь на сближение к ЕС, без четкихориентиров и без понятного результата. В этой ситуации Минск вполнепрогнозировано выбирает в качестве партнера и попутчика Украину – те жепроблемы с однозначным восприятием на Западе, тот же (если брать период шире,нежели последние 5 лет какой-то пусть номинальной, но все же определенности)клубок интересов и противоречий с Россией.
Беларусь, очевидно, воспринимаетУкраину в диалоге с Евросоюзом в роли такого же партнера, как Грузиявоспринимает ее в диалоге с НАТО. Украину как европейскую (по географии)державу можно критиковать и унижать, можно хвалить, можно открыто ненавидеть,но ее нельзя игнорировать – не то географическое положение, размеры и ресурсы.Вместе с тем, при любых политических изменениях в Украине она едва ли откажетсяот курса на евроинтеграцию. И в этом, если Минск настраивается на диалог сЗападом (что мы и наблюдаем в последнее время), Киев для него – естественныйсоюзник.
Андрей Окара,
политолог, Центр восточноевропейскихисследований
Участившиеся встречи украинского ибелорусского президентов достойны самого пристального внимания. Полагаю, чтопройдет совсем немного времени, и, вместе с трансформацией политическихрежимов, изменится и взаимовосприятие в украинско-белорусских отношениях: элитаБеларуси будет считать своим главным союзником не Польшу, не Литву и не Россию,а именно Украину. Аналогично, Украина своим главным союзником через время будетрассматривать Беларусь. Понятно, что Россия – самый весомый партнер, однако онастремится к доминированию в российско-украинских и российско-белорусскихотношениях, что радикально не устраивает ни Минск, ни Киев.
Особенность отношений Украины иБеларуси заключается в том, что они могут существовать в тесной интеграции ибез желания взаимного поглощения. Подтверждение тому – длительное существованиев составе Великого княжества Литовского, культура которого является общимдостоянием Украины и Беларуси. Белорусы и украинцы – это различные нации и различныеэтносы, между которыми фактически не существует переходной зоны (за исключениемсубэтнических групп полищуков и пинчуков). Однако сложно представить болееблизкие по структуре и лексике литературных языки, чем белорусский иукраинский; белорусская «высокая» культура в XIX – начале XX века формироваласьпо модели именно украинской культуры, а не русской и не польской.
Перспектива России в этой связи –получить в среднесрочном будущем на западном и юго-западном направлениях то ливнутренне консолидированного, но дружественного украинско-белорусского соседа,то ли очередной «санитарный кордон». Альтернатива – дружественный сосед либо«санитарный кордон» – зависит прежде всего от политики российского руководства;вообще, именно от России зависят двусторонние отношения со странами СНГ.Попытки Москвы выстраивать вассальные отношения ведут к тому, что другие страныради сохранения своего суверенитета и независимости вынуждены опираться навнешних субъектов. И это есть путь России в то самое пресловутое «кольцоврагов». «Большая игра» Лондона против Москвы, подрывная деятельностьВашингтона – это всё лишь геополитический «гарнир», но основное «блюдо»готовится в коридорах российской власти.
Кирилл Коктыш,член советаАссоциации политических экспертов и консультантов, к.п.н.
Как и многие белорусскиевнешнеполитические мероприятия последнего времени, визит белорусскогопрезидента в Киев оказался как минимум хорошо подготовлен и просчитан. Вошедшийв предвыборную кампанию Ющенко не имеет на руках сильных карт, которые быпозволяли бы ему надеяться на электоральный успех, и в обмен напродемонстрированную Лукашенко публичную поддержку он явно пошел на уступкикуда более серьезные, чем это могло бы быть в иных обстоятельствах. Такимобразом, в первую очередь следует говорить об успехе белорусской дипломатии, вполной мере, похоже, воспользовавшейся ситуативной слабостью соседа, и разомрешив накопившиеся взаимные проблемы с максимальной для себя выгодой.
Но кроме взаимного переговорноготорга, стороны попытались выстроить и свою переговорную позицию с Россией.Совсем не за горой перезаключение газовых контрактов, которые могут вылиться ив новые газовые войны. И в этом плане демонстрация России возможностисолидарности двух главных транзитных стран – потенциально сильный ход,поскольку одновременная конфронтация с обоими транзитерами для Россиисовершенно невозможна. Так, до сих пор любой газовый конфликт с Украиной имелсвоим следствием увеличение углеводородного потока, идущего через Беларусь, инаоборот, возможная же украинско-белорусская солидарность оставляет Россию безособой возможности маневра.
Однако, такой сценарийпредставляется крайне маловероятным. Во-первых, Россия – несопоставимо болеевесомый торговый партнер и для Украины, и для Беларуси, чем, скажем, можетстать Беларусь для Украины или Украина для Беларуси. Во-вторых, уровеньвзаимного доверия между Минском и Киевом слишком низок, чтобы моглиреализовываться вполне сложные договорные комбинации. В третьих, в силуособенностей нынешней властной украинской комбинации под вопросом находится исама способность любой из украинских элитных групп исполнять взятые на себявнешние обязательства: любая из этих групп сегодня является ограниченнодееспособной. Таким образом, уместно говорить о демонстрации лишь возможностибелорусско-украинской солидарности в плане транзитной политики, но никак неболее того. Логичным образом можно предположить, что в ближайшем будущем иМинск, и Киев попытаются разменять эту карту в рамках газового торга с Россией,но вряд ли найдут возможным ее разыгрывать.
http://kommentarii.ru/
Поделиться: