Комментарии Министерства образования Азербайджана на публикацию "Кремля.Орг"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
2 декабря 2009 г. на нашем сайте была опубликована информация о презентации доклада "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств" под редакцией А.А. Данилова и А.В. Филиппова. Сегодня в редакцию "Кремль.Орг" поступило письмо Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Азербайджан в Российской Федерации Полада Бюль-Бюль Оглы, в котором он отмечает, что сведения, содержавшиеся в репортаже, в части освещения Азербайджана искажают действительность, и обращается с просьбой о публикации комментариев Министерства образования Азербайджанской республики. Редакция предлагает читателям ознакомиться с этим документом.
Комментарии Министерства образования Азербайджана на публикацию "Кремля.Орг"

2 декабря 2009 г. на нашем сайте была опубликована информация о презентации доклада "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств" под редакцией А.А. Данилова и А.В. Филиппова. Сегодня в редакцию "Кремль.Орг" поступило письмо Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Азербайджан в Российской Федерации Полада Бюль-Бюль Оглы, в котором он отмечает, что сведения, содержавшиеся в репортаже, в части освещения Азербайджана искажают действительность, и обращается с просьбой о публикации комментариев Министерства образования Азербайджанской республики. Редакция предлагает читателям ознакомиться с этим документом. В связи с публикацией в средствах массовой информации Российской Федерации результатов мониторинга учебников истории постсоветских стран, в том числе и Азербайджанской Республики, в Министерстве Образования было проведено широкое обсуждение материалов с участием авторов и экспертов. Как известно, азербайджанский и русский народы, долгое время находясь под властью одинаковых политических режимов, переживали схожие исторические процессы. Порой в учебниках истории эти процессы рассматриваются по-разному: положительно, отрицательно. Однако, несмотря на это в учебниках по истории общеобразовательных школ Азербайджана факты освещаются не с "антирусской" позиции, а на основе конкретных исторических источников и подлинных документов. Детально изложим наши отношения к нижеследующим вопросам: 1. "Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях". В учебнике нет мнения, отождествляющего азербайджанцев с шумерами. Однако племена, проживавшие на территории древнего Азербайджана (луллубии, кутии), имели экономические, культурные и политические взаимоотношения с древней Месопотамией. Например, кутийские племена, жившие на территории южного Азербайджана в конце XXIII в. до н.э. захватили Месопотамию и около 100-125 лет господствовали там. Эпос "Эк-Меркар и правитель Аратты" рассказывает об отношениях шумеров и населения государственного образования Аратта (юг Азербайджана) (См.: История Древнего Востока. / Под. ред. В.И.Кузьмина. Москва, 1979, с. 125; С.Крамер. История начинается в Шумере. Москва, 1965; З.И.Ямпольский. Древние авторы о языке населения Азербайджана. - Известия АН Азерб. ССР, 1955, N 8 и др.) 2. "Во время похода 914 года славянские дружины беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря". По письменным источникам досконально известно, что в IX - X вв. был не один, а несколько походов по Волге на юг. О набегах славян (в числе которых были русичи, или русы - у восточных авторов) говорится во многих исторических и литературных источниках, самым известным из которых является "Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина. В произведении представлен образ Шамаханской царицы (государство Ширваншахов со столицей в г. Шамаха образовано при распаде Арабского халифата в 861 г.) и описаны вторжения в ее пределы военных дружин. Об этом подробно свидетельствуют и арабские летописцы того времени (Масуди и другие). Походы в основном носили грабительский характер. Например, в 944 г. во время одного из них был захвачен и разграблен город Барда в Азербайджане. Данные сведения арабских источников принимаются всеми авторитетными современными исследователями-историками. 3. Вызывает возмущение утверждение мнения об "образовании современной Армении на территории древнего Западного Азербайджана". Данное утверждение основывается не на "мнении", а на достоверных фактах исторической реальности. Основу территории современной Армении составляют земли Иреванского ханства Азербайджана, завоеванного царской Россией в 1827 г. После захвата царское правительство, согласно 15 статье Туркманчайского (1828 г.) и 13 статье Адрианопольского (1829 г.) договоров, с целью переселения сюда армян образовало переселенческие комитеты, а в 1828 г. на этой территории по указу царя была создана административная единица под названием "Армянская область". Кстати, первые труды о переселении армян на азербайджанские земли написаны русскими историками (См.: С.Глинка Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России. Москва, 1831; И.Шопен. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ея присоединения к Российской империи. Санкт-Петербург, 1852). Нельзя не указать и известного русского дипломата и посла в Иране А.Грибоедова, вскоре после заключения Туркманчайского договора погибшего там же. Грибоедов был одним из основных организаторов водворения армян на землях Азербайджана, отошедших к Российской империи, о чем он писал в своей "Записке о переселении армян из Персии в наши области". Это авторитетное свидетельство официального представителя -непосредственного участника событий. Русский исследователь Н.Шавров в 1911 г. писал: "Из 1 млн. 300 тыс. проживающих ныне в Закавказье армян более одного миллиона душ не принадлежит к числу коренных жителей края и переселены нами". (Н.Шавров. Новая угроза русскому делу в Закавказье. Санкт-Петербург, 1911, с.60). Позже, 29 мая 1918 г. армяне обратились к Азербайджанскому правительству с просьбой о передаче им города Эривани в качестве столицы. Таким образом, современное Армянское государство образовалось на землях, исторически принадлежавших Азербайджану. Это истина известна исследователям, знакомым с историей Кавказа, в частности, Южного Кавказа. 4. Учебник живописует репрессии, начавшиеся сразу после присоединения Азербайджана к России. В ответ на присоединение вспыхнули народные восстания. Одно из них насчитывало 12 тысяч восставших - против 600 человек русских. Когда русские перешли в рукопашную, мятежники понесли тяжелое поражение. Откуда делается заключение о том, что восставшие совершенно не хотели воевать. В действительности это мнение в учебнике изложено по-другому. Поражение восставших не было связано с нежеланием воевать. По указанию генерала Реута, находившегося тогда в Дербенте, из Дагестана прибыл воинский гарнизон, а из Ширвана и Илису на помощь к царским войскам было послано значительное количество местных конных отрядов, сторонников властей. Кроме того, восставшие сражались с частью хорошо вооруженной регулярной царской армии, оснащенной артиллерией и огнестрельным оружием. 5. О Февральской революции 1917 г. ничего не знает треть учащихся Азербайджана Указанное утверждение беспочвенно. Так, XV глава "Истории Азербайджана" для X класса (Баку, 2007 и 2009) целиком посвящена данной теме. Помимо этого, она отражена в вопросах выпускных экзаменов общеобразовательных школ и приемных экзаменов высших и средне-специальных учебных заведений Азербайджана. Такие факты свидетельствуют, насколько абсурдны мнения наших оппонентов. 6. Простодушие азербайджанских авторов просто умиляет: "первая весть о мужестве азербайджанцев пришла из Брестской крепости". Нельзя разделить соображения, ставящие под сомнение участие и роль азербайджанцев в Великой Отечественной войне. (История Азербайджана - XI класс. Баку, 2009,  25 и 27). Известно, что азербайджанцы в Великой Отечественной войне героически сражались и защищали нашу общую родину - СССР. С первых же дней войны в Советскую армию было привлечено более 640 тысяч азербайджанцев. Более 40 тысяч азербайджанцев записались в ряды Советской армии добровольно. Следует учесть, что тогда население Азербайджана составляло всего 3274 тыс. человек; 120 гражданам Азербайджана (среди них 47 азербайджанцев) было присвоено звание "Герой Советского Союза", тысячи азербайджанцев были награждены различными орденами и медалями. Выдающийся полководец-азербайджанец генерал Ази Асланов являлся дважды Героем Советского Союза (См. напр.: Л.Полонский. В осажденном Бресте. Баку, 1962, с. 28-29). С другой стороны, решающую роль в победе Советского Союза во Второй Мировой войне сыграла бакинская нефть. В годы войны Баку дал стране 75 млн. тонн нефти. Из нее производилось 80 процентов авиационного и 90 процентов другого горючего, употребляемого в то время. Из 17 млн. тонн нефтепродуктов, израсходованных в годы войны, 13 миллионов было произведено в Азербайджане (См.: Великая Отечественная война 1941-1945 г. Энциклопедия. Москва, 1985, с. 41-42,74). Потому одним из основных планов Гитлера был захват Баку с целью лишения Советской армии основной топливной базы. Баку стал узловым эвакопунктом - отсюда на пароме эвакуированные отправлялись в Туркмению и дальше. Город был на военном положении, и здесь действовал комендантский час. (Это говорит о многом.) В годы войны в Баку производили 130 видов оружия и боеприпасов, в том числе здесь собирали "Катюши" и истребительные самолеты "Як-3". Для того, чтобы получать больше нефти на промыслах впервые использовали труд подростков и женщин. Колхозы и совхозы Азербайджана выращивали необходимые для фронта технические растения. Азербайджанский народ собрал для фронта 15 кг золота, 952 кг серебра, 311 млн. руб. займа, отправил на фронт для солдат 125 вагонов теплой одежды, 16 млн. разных предметов необходимости. Национальные дивизии Азербайджана: 77-я, 223-я, 402-я, 416-я, героически сражались с врагом и некоторые из них участвовали во взятии Берлина. 77-й и 416-й дивизиям были присвоены ордена Суворова 2-й степени. В Азербайджане было создано 70 госпиталей. Наши врачи во главе с известным хирургом М. Топчубашевым выработали новые методы в хирургии, спасли жизнь тысячам воинов. В годы войны почти все деятели науки и культуры работали для фронта. Химики во главе с Ю.Мамедалиевым получили высокоактанное горючее для авиации. Наши литераторы и композиторы сочиняли марши, симфонии, песни на военную тему, артисты дали на фронтах более 35 тыс. концертов. Это не все, что дал азербайджанский народ фронту. Много сотен азербайджанцев, сумевших освободиться из плена разными путями, активно участвовали в партизанском и антифашистском движениях. Некоторые азербайджанцы занимали должности начальников штабов, командиров партизанских отрядов. Азербайджанцы участвовали в движении сопротивления против немецких фашистов в Италии, Франции, Венгрии, Югославии и др. странах. Следует отметить, что с первых же дней Великой Отечественной войны тысячи советских воинов, в том числе и азербайджанцев, попали в плен. Затем часть из них была привлечена в состав формируемых гитлеровской Германией национальных легионов, сражавшихся против Советского Союза. Причем, данное явление носило общий для всех советских народов характер. Ярким примером этому является деятельность генерала Власова и его армии. 7 . Звучит чудовищно ложь о радости азербайджанцев по поводу сбитых немцами советских самолетов, якобы описываемая в учебниках "Истории Азербайджана". В учебнике "История Азербайджана" для XI класса (Баку, 2009, с. 93-94) говорится о подвигах военных летчиков-азербайджанцев Гусейнбалы Алиева, Адиля Гулиева, Зулейхи Сеидмамедовой и других, совершенных ими в рядах советской армии. В учебнике говорится также о 96 немецких самолетах, сбитых в бакинском небе. Они сражались, защищая единую для всех родину - СССР. 8. "В результате претворения в жизнь курса на индустриализацию Азербайджан из аграрной страны превратился в аграрно-промышленную. За счет создания новых рабочих мест был положен конец безработице. Вместе с тем индустриализация превратила Азербайджан в сырьевую базу СССР." Известно, что отношения к историческим событиям в разные периоды истории были разными. И данный момент не является исключением. Вопрос претворения в жизнь курса социалистических преобразований в Азербайджане относится к таким темам. В учебнике "История Азербайджана" для XI класса (Баку, 2009, с. 77-78) показано, что в осуществлении этой политики бакинская нефть сыграла важную роль. Баку являлся основной базой жидкого горючего - нефти Советского Союза и активно участвовал в претворении в жизнь курса на индустриализацию. В учебнике нет ни одного предложения о том, что Азербайджан являлся сырьевой базой. В учебнике пишется только об особенностях индустриализации в Азербайджане: уделении внимания развитию нефтяной, электрической, легкой промышленности и производству первичного сырья. 9. Искаженным является и другое положение, якобы отраженное в учебниках: Горбачев начал осуществлять план переселения тюркских народов в Западную Россию и другие славяно-христианские республики, а их земли заселил христианским населением. Об этом нет ни одного слова в учебниках по истории, изданных в Азербайджане. Высказывание такого беспочвенного мнения удивляет и возмущает авторов учебников. При создании учебников наши авторы стремились осветить историю объективно. В объективно написанных учебниках история не искажается. В истории имеются положительные и отрицательные события. Это должны понимать проводившие мониторинг люди. Историки должны выявлять историческую истину и терпеливо относиться к ней. Причем, большинство этих истин в русской историографии излагается более ярко и жестко. Следует отметить, что в Азербайджане в учебниках по истории обстоятельно говорится о продолжительных культурных, политических, торгово-экономических связях Азербайджана с Россией. Для примера можно указать следующие учебники: "История Азербайджана" - VII класс, параграф 13; VIII класс, параграфы 3, 14, 19, 29, 33, 43, 48, 49; X класс, параграфы 5, 11, 13, 14, 18,22-24,28,33,36,51,55,56. "Новая история" - IX класс, параграфы 8-10, 12; X класс, параграфы 2, 6, 9-10, 15, 21, 24, 26-27, 30-34. Ныне между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией, успешно и стабильно развиваясь, существуют исторически сложившиеся отношения дружбы и добрососедства, охватывающие развитие взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах. Несерьезные, а порой и безответственные высказывания, звучащие в средствах массовой информации России, не смогут нанести вред добрососедским отношениям между нашими народами. В Азербайджане учебники по истории написаны на базе обоснованных исторических источников, а чувство взаимного уважения и толерантности ко всем народам и нациям проходит в них красной нитью.

http://www.kreml.org/other/236915744

Поделиться: