KMnews: Есть ли будущее у союза России и Белоруссии?
Автор: ИАЦ МГУ
Есть ли будущее у союза России и Белоруссии?
01.12.2008На 1 декабря текущего года было намечено заседание высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии. Однако за несколько дней до этой даты оно было отложено на неопределенный срок.
Как заявляют официальные источники, причиной отмены заседания стала разница во взглядах сторон на развитие общего государства. «Российская сторона была готова провести госсовет 1 декабря. О своей готовности заявляли и белорусы. Но потом одна из сторон предложила для рассмотрения ряд существенных вопросов, требующих дополнительного согласования и переноса даты госсовета,- заявил пресс-секретарь госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина Иван Макушка.- В Москве и Минске хотят провести действительно знаковый госсовет и поднять на нем важные для союзников вопросы».
Таким образом, 1 декабря фактически сорвалось принятие конституционного акта Союзного государства, обсуждение вопроса о переходе двух стран на единое платежное средство и подписание российско-белорусского соглашения об объединенной системе ПВО двух стран. Ситуация, мягко говоря, удручающая. Вот уже второй десяток лет Россия и Белоруссия не могут договориться между собой. С каждым годом перспектива создания союзного государства становится все призрачнее.
Есть ли будущее у союза России и Белоруссии?
Вопросы нашим гостям задавал корреспондент: Вероника Новикова
Александр Караваев Эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ
Сейчас не приходится говорить о том, что Белоруссия - это очень надежный союзник России. Даже по такому важному вопросу, как признание независимости Южной Осетии и Абхазии, Белоруссия не выступила как стратегический союзник России. Белоруссия сейчас проводит собственную национальную политику. Когда же все это мы переносим на проблематику Союзного государства, то здесь возникает много разных аспектов, связанных с тем, как, каким образом собственно проводить интеграцию небольшого государства на востоке Европы в состав России. Здесь-то и возникает ряд сложностей, которые не так уж легко и решить.
Они прежде всего связаны с тем, как перераспределить влияние политических элит таким образом, чтобы высшие лидеры Белоруссии не оказались на вторых ролях в России.
Второй вопрос связан с тем, как интегрировать белорусскую экономику, чтобы она не пострадала, с одной стороны, от быстрой приватизации со стороны российского бизнеса, а с другой - сохранила свои особенности, связанные с большим числом социальных дотаций. Эти вопросы не решаются в течение одного-двух дней или месяцев. Уже разработана соответствующая программа, но, как оказывается, даже первый шаг - создание единой платежной системы - не так просто сделать.
Третий аспект - национальная белорусская идеология. Я так понимаю, Лукашенко не хочет ставить окончательную точку в сближении двух стран, не хочет сжигать мосты для будущей Белоруссии, которую, вполне возможно, он видит как некое самостоятельное государство. Поэтому-то, собственно говоря, из-за этих трех компонентов и не удается решить вопрос о создании единого государства достаточно быстро. Сейчас мы являемся свидетелями того, что внешне идет очень активная работа в этом направлении, когда же доходит до подписания документов, Лукашенко отказывается от решительных шагов.
Максим Минаев Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры
Вопрос о том, будет ли развиваться дальнейшее сотрудничество между Россией и Белоруссией, связан с тем, какие преференции получит Лукашенко при взаимодействии с ЕС. Сейчас Брюссель проводит весьма диверсифицированную политику в отношении Белоруссии. С одной стороны, она построена на частичной поддержке оппозиции, а с другой - на все большем сближении с режимом Лукашенко, который совсем недавно еще воспринимался как одна из последних тираний в Европе. Сегодня такой риторики уже не существует. Лукашенко, по всей видимости, видит в этом реальную альтернативу связи с Россией. Существуют серьезные возможности для выхода белорусской сельхозпродукции на рынке Евросоюза, а это очень серьезная подпитка для бюджета страны.
Во-вторых, существует серьезная возможность для снятия жесткой напряженности между Белоруссией и НАТО. Тот факт, что Белоруссия всегда рассматривалась как форпост России, может уйти на второй план, особенно учитывая возможность установления более тесного взаимодействия по линии ЕС, что скажется на линии взаимодействия Белоруссия - НАТО. Исходя из этого у нас не так много шансов для давления на Лукашенко. Учитывая, что Белоруссия всегда пытается использовать тему энергоресурсов в выгодном для них ключе. При нашей попытке перейти на рыночные отношения они оперируют к теме дружбы. Исходя из этого следует предположить, что существует все меньше шансов для нашей интеграции.
Александр Фадеев Заведующий Отделом Белоруссии Института стран СНГ
С моей точки зрения, никакого срыва заседания, о чем пишут СМИ, не было. Это было техническое соглашение. Стороны просто договорились о том, чтобы отложить это заседание, никакой сенсации это собой не представляет. Стоит исходить хотя бы из того, что российский президент Дмитрий Медведев на встрече с Александром Лукашенко говорил о том, что целесообразно провести высший государственный совет по итогам года. Его можно провести и в конце декабря, и в начале следующего года.
Что же касается конкретных решений, принятие которых ожидалось в декабре, и даже еще раньше, осенью этого года - я имею в виду подписание договора о создании объединенной системы ПВО, то белорусская сторона затягивает его уже более десяти лет, с 1997 года. Тогда этот договор в деталях был разработан военными специалистами двух стран. Лукашенко не ставит подпись в течение десяти лет, это объясняется линией внешней политики Белоруссии, которая именуется многовекторной. Естественно, что присоединение Белоруссии к такой системе будет свидетельствовать о том, что она примкнула к конкретному блоку. Но сейчас Белоруссия ведет переговоры с Еврокомиссией о подписании стратегического торгового соглашения. Она на текущий момент получает положительные сигналы от ЕС и Вашингтона. Ей говорят, что отношения будут пересмотрены, но при определенных условиях, в основе которых, как можно понять, лежит несближение с Россией. В ближайшее время Белоруссия будет ждать кредитов от Международного валютного фонда, завершения переговоров с ЕС, того, как поведет себя новая администрация Соединенных Штатов в отношении Белоруссии. Пока этого не произойдет, Белоруссия не пойдет на решительные шаги по сближению с Россией. В этих условиях российская сторона вправе отложить заседание высшего госсовета, проанализировать более тщательно свои отношения с Белоруссией и решить, стоит ли проводить заседание ради заседания, которое не выходит на какие-то важные политические решения. Мне кажется, что это пауза в отношениях двух стран.
Поделиться: