Казахстанско-российские отношения: современные тенденции и дальнейшие перспективы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстанско-российские отношения: современные тенденции и дальнейшие перспективы

ИАЦ МГУ делится с читателями портала синопсисом аналитического доклада «Казахстанско-российские отношения: современные тенденции и дальнейшие перспективы», презентованной Центром Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг»


Процессы и события, происходящие в течение последнего года, в определенной степени оказали влияние на дальнейшее развитие как Казахстана и России в отдельности, так и на взаимоотношения между нашими государствами.  

Взаимодействие Казахстана и России по линии двустороннего сотрудничества и совместного участия в различных международных организациях имеет тенденцию к своему укреплению. Между двумя странами поддерживаются интенсивные контакты на разных уровнях и по разным направлениям.

Несмотря на политические перемены, произошедшие в Казахстане, повестка взаимоотношений Нур-Султана с Москвой в 2019 году была достаточно насыщенной. Особенно важным было выстраивание контактов на высшем уровне между президентами двух стран Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным. 

В процессе подготовки настоящего доклада были использованы результаты проведённого в январе т. г. экспертного опроса, направленного на получение объективных оценок ключевых тенденций и перспектив развития казахстанско-российских отношений. В его ходе было опрошено 30 человек из числа политологов, социологов, историков и общественных деятелей.

Оценивая динамику развития взаимоотношений между Казахстаном и Россией в 2019 году, опрошенные эксперты в своём большинстве считают, что они остались на прежнем высоком уровне (70%). Некоторое улучшение в данном процессе наблюдают 19% их коллег. Значительное улучшение взаимодействия двух стран в рассматриваемый период отметили 11% респондентов. Примечательно также, что никто из опрошенных не наблюдает какого-либо ухудшения отношений между государствами.

По мнению экспертов наиболее интенсивно взаимоотношения Казахстана и России развиваются по линии двусторонних контактов на уровне глав государств, военного и военно-технических и межрегиональных и приграничных связей.

СПРАВКА:

Товарооборот Казахстана с Россией составил в 2019 году 19 млрд. 667 млн. 588,5 тыс. долларов США (20,5% в общем объеме товарооборота страны). При этом доля импорта российских товаров в общем объеме казахстанского импорта составила 36,7%, а экспорта казахстанских товаров в Россию – 9,7%. Следует также отметить, что взаимная торговля Казахстана с остальными странами-участницами ЕАЭС составила в 2019 году 21296 млн. долларов США, увеличившись на 5,7% по сравнению с 2018 годом. При этом в общем объеме данного внешнеторгового оборота 92,4% приходится на Россию.

Наиболее всего, по мнению респондентов исследования, поддержанию казахстанско-российских отношений в духе добрососедства и партнёрства способствуют заинтересованность России в сохранении сложившихся характера и формата двусторонних отношений с Казахстаном (67%) и заинтересованность самого Казахстана в политической поддержке Москвы (63%) в условиях транзита власти. 

При всех очевидных моментах, позволяющих говорить о позитивной динамике взаимоотношений между Казахстаном и Россией в 2019 году, нельзя не обратить внимание на разного рода факторы, которые способны оказать неблагоприятное влияние на конструктивный формат данных отношений.

Среди соответствующих факторов, имеющих место в процессе внутреннего развития Казахстана, респонденты наиболее всего выделяют:

1)    рост национально-патриотических настроений в обществе (56%);

2)    пересмотр на официальном и неофициальном уровне с отрицательным уклоном различных процессов и событий в истории Казахстана (48%);

3)    перевод алфавита казахского языка на латиницу (44%). 

Определенные негативные факторы проявляются и со стороны Российской Федерации, будучи обусловленными её внутренним развитием. Среди таковых респонденты наиболее всего выделяют: 

1)    проявления протекционизма в российской экономике, отражающиеся на доступе казахстанской продукции на рынок России (74%);

2)    незначительный уровень присутствия казахстанской и евразийской повестки в информационном поле России(56%).

На возможное развитие взаимоотношений между Казахстаном и Россией так или иначе могут повлиять и внешние факторы, связанные с политикой третьих стран и деятельностью различных международных структур.

По мнению респондентов, наиболее всего в данном случае могут проявить себя так называемая «война санкций» между Россией и Западом (70%).

В целом, несмотря на наличие некоторых неблагоприятных факторов внутреннего и внешнего характера, уровень влияния каждого из них на дальнейшее развитие взаимоотношений между Казахстаном и Россией представляется минимальным.

Доверительные отношения между главами государств и приверженность прагматизму на разных уровнях официальных и деловых контактов обеспечивают межгосударственному взаимодействию наших стран серьёзный иммунитет от различных вызовов и угроз и, как следствие, поддерживают сохранению в нем духа добрососедства и партнёрства.

В политической сфере приоритетной задачей для обоих государств является поддержка высокой интенсивности контактов и диалога на высшем и высоком уровнях посредством проведения взаимных визитов, а также организации встреч в рамках международных форумов. Ключевым мероприятием, в связи с этим станет XVII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана на тему «Сотрудничество в области экологии и зелёного роста», который пройдёт в 2020 году в городе Кокшетау с участием президентов двух стран. В рамках форума во второй раз пройдет Форум молодежных лидеров двух стран. Этот формат расширяет контакты по линии общественных и молодежных организаций двух стран, способствует созданию совместных проектов.

В развитие Форума молодёжных лидеров России и Казахстана, прошедшего 6-7 ноября 2019 года в Омске параллельно с XVI Форумом межрегионального сотрудничества, в ближайшее время в Казахстане пройдёт первый съезд Совета лидеров волонтёрских организаций двух стран. Данное мероприятие особенно актуально в связи с объявлением 2020 года в Казахстане Годом волонтёра. К тому же его проведение будет способствовать расширению взаимосвязей между представителями молодёжи двух стран. Для России и Казахстана, равно как и для других стран СНГ, важным событием текущего года является празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим президент РФ Владимир Путин объявил 2020 год Годом памяти и славы, что предполагает проведение масштабной программы мероприятий, посвящённых данному событий. В свою очередь, президент РК Касым-Жомарт Токаев принял приглашение своего российского коллеги посетить 9 мая т.г. Москву с целью присутствия на Параде Победы и иных мероприятиях. 

В экономической сфере в 2020 году завершается действие Программы долгосрочного экономического сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации. Следует ожидать, что после подведения итогов уполномоченным ведомствам двух государств будет поручена разработка аналогичного документа, возможно рассчитанного до 2030 года. 

В этом году также планируются разработка и возможное взаимное утверждение Программы приграничного сотрудничества «Россия – Казахстан», концепция которой была принята по итогам XVI Форума межрегионального сотрудничества. Аналогичная программа действует между Россией и Евросоюзом. Инициатива её принятия в рамках казахстанско-российских взаимоотношений является дополнительным подтверждением их нарастания с выходом на новый уровень. В процессе будущей реализации данной программы особое внимание будет, в частности, уделено вопросам улучшения приграничной инфраструктуры, расширения пропускной способности пограничных переходов между двумя странами, расширения промышленной кооперации и создания совместных предприятий.

В рамках совместного участия двух стран в ЕАЭС следует ожидать акцентирование деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и уполномоченных органов стран-участниц, которые должны подготовить и представить во втором квартале этого года на рассмотрение Совета ЕЭК комплексные предложения по совершенствованию работы по выявлению и устранению барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Вместе с тем следует ожидать, что устранение имеющихся изъятий и ограничений в торгово-экономических отношениях непосредственно между Казахстаном и Россией будет активно осуществляться не столько в рамках деятельности ЕАЭС и его органов, сколько в процессе развития двустороннего приграничного и межрегионального сотрудничества, включая увеличение совместных инвестиционных проектов. 

Справка:

За 9 месяцев 2019 года в экономику Казахстана было вложено российских инвестиций в размере 1063,3 млн. долларов США. В свою очередь, Казахстан инвестировал в российскую экономику в данный период 269,3 млн. долларов США. Всего, по официальным данным, российские капиталовложения в Казахстане составляют 13 млрд., а казахстанские в России – около 4 млрд. долларов США. В Казахстане действуют 7066 российских и 3239 совместных казахстанско-российских предприятий. При этом в общем количестве предприятий с иностранным капиталом Россия занимает первое место, составляя 37,4%.

По линии культурно-гуманитарного взаимодействия начался процесс реализации Программы сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и спорта Республики Казахстан на 2020-2022 годы. Данный документ предполагает проведение Дней культуры России в Казахстане в 2020 году и Дней культуры Казахстана в России в 2021 году. Также планируется выработка и принятие мер для развития сотрудничества в области различных видов искусства, содействия установлению контактов между учреждениями культуры и специалистами, проведению гастролей театров, художественных коллективов и отдельных исполнителей, обменных Дней казахстанского и российского кино, взаимному участию казахстанских и российских исполнителей и коллективов в международных музыкальных фестивалях, конкурсах и т.д. 

В сфере безопасности продолжается реализация программы стратегического партнёрства между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в военной области на 2019-2021 годы. Ожидается также подписание оборонными ведомствами двух стран Плана военного сотрудничества на 2020 год. В рамках совместного участия в Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества подразделения вооружённых сил и других силовых органов двух стран примут участие в антитеррористических учениях «Рубеж-2020» и «Мирная миссия-2020» соответственно. 

В марте текущего года в Нур-Султане запланировано проведение 15-го раунда Астанинского процесса по урегулированию военно-политического конфликта в Сирии. Принципиальная позиция России и Казахстана в данном вопросе при поддержке других заинтересованных участников переговоров по Сирии направлена на преодоление данного кризиса. 

Своё мнение относительно повестки в отношениях между Казахстаном и Россией на ближайшую перспективу высказали и опрошенные эксперты. Руководству и уполномоченным органам двух стран они рекомендуют сделать основной акцент на следующих основных направлениях межгосударственного взаимодействия:

1. Устранение нетарифных барьеров в торгово-экономических связях (78%).

2. Содействие расширению контактов научно-экспертных кругов двух стран, включая реализацию совместных исследовательских проектов (70%).

3. Увеличение уровня информационного сопровождения процессов двустороннего сотрудничества и евразийской интеграции (59%).

4. Разработка и реализация совместных учебных программ и проектов по разным дисциплинам в вузах двух стран, включая студенческие обмены (56%).

5. Увеличение периодичности проведения двусторонних консультаций по актуальным вопросам с последующей выработкой и реализацией конкретных мер на разных официальных уровнях (правительство, министерства и ведомства, региональные власти и т.д.) (48%).

Таким образом, в 2020 году перед Казахстаном и Россией стоит большой комплекс задач по ключевым направлениям двустороннего сотрудничества и в рамках их совместного участия в различных межгосударственных структурах. От уровня слаженности в совместной деятельности различных государственных и негосударственных структур двух стран будет зависеть эффективность в реализации соответствующих задач. 

Поделиться: