Казахстанский опыт и кризис мультикультурализма.
Автор: ИАЦ МГУ
Интервью с Андреем Карповым, заместителем генерального директора ИАЦ
**************************************************************************** -На прошлой неделе в МГУ прошел День Казахстана, на котором были презентованы новые проекты, связанные с концепцией межэтнического и межконфессионального согласия. Речь также шла о возможности использования казахстанского опыта в рамках председательства страны в ОБСЕ. Как взаимосвязаны эти темы?- Я полагаю, что их взаимосвязь определяется тем комплексом задач, которые ставит казахстанское руководство накануне председательства страны в ОБСЕ. Есть некий перечень задач, которые необходимо решать или, по крайней мере, предлагать к обсуждению в период председательства, т.е. в 2010 году. И не последнее место в этом перечне занимает вопрос, связанный с трансляцией казахстанского опыта для Европы, которая, а я думаю, это уже многим очевидно, испытывает своего рода системный кризис концепции мультикультурализма. Далеко не все наши европейские коллеги признают существование подобной проблемы, однако, налицо рост ксенофобии, этнических конфликтов, которые время от времени вырываются наружу, как например, во время печально знаменитых событий в парижских пригородах.
Для Европы мультикультурализм – это некий концепт, который подводится под существование ЕвроСоюза и, одновременно, расширение зон влияния ЕС. И до определенного момента считалось, что это и сеть универсальный рецепт внутреннего сплочения Новой Европы, своего рода оптимальная модель цивилизационной интеграции. Однаок факты доказывают, что не все спокойно в королевстве Датском. И, вполне возможно, что на фоне роста юдофобии, христианофобии, исламофобии изучение евразийского опыта на примере казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия – это новый шанс для Европы обрести дополнительные точки опоры, прежде всего, в поддержании социальной стабильности в обществе. -А насколько хорошо в Европе знают казахстанский опыт?- Я думаю, что его не очень хорошо знают и в России, иначе бы в нашей печати не встречались такие заявления, мол «Ассамблея народов России это то же самое, что Ассамблея народа Казахстана». Но, ведь на само деле этоне так. Уже хотя бы в том, что АНК имеет гарантированное представительство в Парламенте, если я не ошибаюсь, 9 мест в Нижней палате. А, самое главное, есть апробированные инструменты, механизмы, через которые реализуется эта политика. В России многое сведено к чисто консультативным функциям, аппарат Ассамблеи и ее структура на местах не имеют реальных полномочий. Кроме, может быть, функций мониторинга. Но тут дело не в том, у кого система лучше, а у кого хуже. А в том, что нужно хотя бы соизмерить опыт каждой из стран в этой области, и понять, какая из предложенных моделей может претендовать на более высокую степень универсальности. Мне даже кажется, что в России и в Европе недооценивают проблему кризиса мультикультурализма, рассматривая эти моменты, как какое-то временное отклонение от нормы, которое вот-вот само по себе должно прийти в порядок без каких-либо специальных усилий со стороны государства и общества, или же через, допустим, развитие образовательных программ, инструментов создания инклюзивного общества. Но, вполне возможно, что корень проблемы расположен глубже и не исчерпывается только вопросами социального характера, несостыковками в языковой сфере, ростом нелегальной миграции.
Казахстанская модель, в этом смысле, имеет главное преимущество – она системно подходит к формированию механизмов формирования межэтнического согласия, т.е. учитывает все перечисленные выше факторы. Об этом, собственно, и говорил в своем выступлении перед московской аудиторией г-н Тугжанов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в период председательства страны в ОБСЕ Казахстан может выступить с такими инициативами, как проведение специальной представительной международной конференции в Москве, посвященной проблемам борьбы с различного рода фобиями. И я уверен в том, что такая инициатива однозначно будет поддержана и российской стороной. Наши взгляды, наши интересы в этом плане совпадают. -Можно ли ожидать, что взаимодействие между Московским университетом, другими российскими вузами и АНК будет в ближайшем времени продолжено? - Я думаю, что эти проекты интересны не только для ученых из России и представителей Ассамблеи народа Казахстана, но и для казахстанских дипломатов, которые сейчас завершают работу по формированию повестки дня с точки зрения председательства Казахстана в ОБСЕ. АНК и МИД находятся в очень тесном взаимодействии, и здесь получается, что стратегия развития важнейшего внутриполитического инструмента, обеспечивающего стабильность казахстанского общества обретает роль ключевого внешнеполитичекого тренда, который в значительной степени и будет определять, на мой взгляд, логику казахстанских инициатив в 2010 году. -Спасибо за интервью.
Поделиться: