Казахстан ведет политику ресурсного национализма

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ресурсный национализм в Казахстане, а точнее политика огосударствливания всего, что было дешево продано в 90-х годах, будет усиливаться. Правительство продолжит увеличивать свои доли в сырьевых компаниях. Так можно оценить цель законопроекта о недропользовании, разработанного Министерством энергетики и минеральных ресурсов. Подтверждает эти доводы заявление главы министерства Сауата Мынбаева, который обосновал необходимость изменения законодательства его пробелами, проявившимися во время работы по отзыву контрактов.
Казахстан ведет политику ресурсного национализма

Виталий Мантров.

Ресурсный национализм в Казахстане, а точнее политика огосударствливания всего, что было дешево продано в 90-х годах, будет усиливаться. Правительство продолжит увеличивать свои доли в сырьевых компаниях. Так можно оценить цель законопроекта о недропользовании, разработанного Министерством энергетики и минеральных ресурсов. Подтверждает эти доводы заявление главы министерства Сауата Мынбаева, который обосновал необходимость изменения законодательства его пробелами, проявившимися во время работы по отзыву контрактов.

Это еще один тревожный звонок для иностранных инвесторов, пришедших на казахстанский рынок, или только размышляющих над этим - правительство будет еще жестче строить с ними отношения. С одной стороны такие меры позволят Казахстану получать больше прибыли от сырьевых контрактов, а с другой - могут затормозить инвестиционные вливания в экономику страны.

О том, что в Казахстане ведется политика сырьевого национализма, говорит тон власти при озвучивании результатов своей работы - разрывы контрактов трактуются как достижение. Только в первом полугодии правительство расторгло 20 контрактов с недропользователями. А в 2007 году за неисполнение обязательств - 97.

Благодаря ужесточению законодательства в 2007 году у правительства появилось право пересматривать и расторгать контракты о недропользовании в одностороннем порядке. Причинами разрыва контрактов на объектах имеющих стратегическое значение, согласно поправкам, могут быть действия инвестора, приводящие к существенному изменению экономических интересов Казахстана и создающие угрозу национальной безопасности. Такие неоднозначные формулировки дают власти механизмы давления на инвесторов, при отстаивании интересов Казахстана. При этом правительство имеет право разрывать контракты без обращения в суд.

Ужесточение законодательства в прошлом году вызвало недовольство Еврокомиссии, которая призвала Казахстан уважать права иностранных инвесторов. Этот закон вызвал и тревогу иностранных инвесторов, ассоциации «Kazakhstan Petroleum», Американской торгово-промышленной палаты. Они обратились к президенту с письмом, в котором выразили свой протест против поправок, которые могут снизить инвестиционный климат Казахстана.

Изменение законодательства произошло в период острого конфликта правительства с международным консорциумом «Agip KCO» - разработчиком гигантского нефтяного месторождения Кашаган с запасами нефти 4,8 миллиардов тонн. Официальная Астана была недовольна переносом сроков начала нефтедобычи на месторождении с 2008 до 2010 года, увеличении бюджета проекта с 57 миллиардов долларов до 136 миллиардов, а также нарушением экологического, налогового, таможенного законодательств республики. Правительство грозилось лишить «Agip KCO» статуса оператора проекта и требовало увеличения доли в проекте национальной нефтяной компании «КазМунайГаз». В итоге государство добилось увеличения своей доли в проекте в 2 раза - до 16 с лишним процентов.

Правительство продолжает усиливать свое присутствие в нефтегазовом секторе, выполняя февральское послание президента. Так на 100 процентов государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» объявила о заключении договора на приобретение контрольного пакета акций крупнейшей в Казахстане компании «Мангыстаумунайгаз», у индонезийской компании «Central Asia Petroleum».

Необходимость заполучать государственные доли в добывающих компаниях обоснована, во-первых, невыгодностью условий для Казахстана контрактов, заключенных с иностранными инвесторами в середине 90-ых годов. Тогда власть, не обладая достаточными средствами для улучшения экономики за счет использования недр страны, привлекала иностранных инвесторов. В итоге доля их участия в проектах по добыче нефти и газа выросла до 85%. Причем в основном контракты с ними были заключены на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Это невыгодная для страны форма сотрудничества с инвесторами. По условиям СРП государство не получает прибыли до тех пор, пока инвестор не вернет назад свои вложения. Эти деньги возмещаются инвестору из добываемой нефти.

Мировой рост цен на нефть придал уверенность казахстанской политической элите в том, что она крепко держит власть в своих руках, у нее появилась смелость по-новому строить отношения с зарубежными инвесторами - уже не так как в бедные 90-е соглашаться на их условия, а диктовать свои.

В феврале 2008 года премьер-министр Карим Масимов заявил о необходимости прекращения заключения контрактов на условиях СРП, и вместе с тем, высказывал идеи об увеличении налоговой нагрузки на сырьевой сектор. Похоже, все к этому и идет, и невыгодные Казахстану сделки с иностранными инвесторами будут либо пересматриваться, либо вообще расторгаться. Законодательные инструменты для этого есть. А в новом Налоговом кодексе правительство планирует рассчитывать ставку налога на добычу полезных ископаемых с учетом мировой цены на нефть, при этом увеличив налоговую нагрузку. Налоги нефтегазовые компании будут платить не согласно контрактам, а по новому кодексу. Министр финансов Болат Жамишев заверял, что с 2009 года экспортная пошлина на нефть, введенная в апреле 2008 года, будет взиматься со всех компаний, хотя изначально были исключения.

Официальная позиция негосударственной ассоциации «KazEnergy» в отношении норм ужесточающих работу нефтяных компаний - критическая. Так члены организации - отечественные и иностранные нефтегазовые компании - в городе Атырау на 6-ом заседании, под председательством зятя президента Тимура Кулибаева, главы «KazEnergy», высказали опасения о негативных последствиях продвигаемого правительством ужесточения налогового режима с 2009 года. В частности, в случае принятия нового кодекса, считают нефтяники, возможно ухудшение инвестиционной привлекательности Казахстана, ситуации на фондовом рынке, а увеличение налогов может спровоцировать рост цен на нефтепродукты, что в свою очередь может вызвать общий рост цен в стране.

Виталий Мантров, www.geokz.tv

Теги: Казахстан

Поделиться: