Казахстан. Топливная лихорадка.
Автор: ИАЦ МГУ
Запрет на экспорт нефтепродуктов, введенный Правительством Казахстана с 1 июня 2008 года, в начале сентября был продлен до конца года. Ставшее привычным для топливного рынка республики, это временное ограничение, направленное на поддержку сельхозпроизводителей на период посевной и уборочной, в нынешнем году не дало эффекта. Во-первых, ограничение возможностей кредитования в условиях финансового кризиса и рост инфляции сделали экспортную выручку для предприятий главным источником финансирования. Во-вторых, вслед за мировым рынком резко выросли цены на нефтепродукты в России, из которой Казахстан импортирует до 25% высокооктановых бензинов, и на Украине, куда казахстанские НПЗ экспортируют дизельное топливо. При этом административное сдерживание цен на моторное топливо в Казахстане привело к тому, что местный рынок стал не интересен ни российским, ни казахстанским производителям. В условиях дефицита и обязательных поставок топлива на село, значительный рост цен стал неизбежным.
Тем не менее, в ближайшие месяцы некоторое снижение цен на нефтепродукты неизбежно. Накопленные для экспорта запасы топлива заводам придется продавать на внутреннем рынке, при этом и в России снизились оптовые цены на нефтепродукты.
Цены на автомобильные бензины и остро необходимое сельскому хозяйству дизельное топливо в Казахстане росли в течение всего года, методично преодолевая самые, казалось, фан-кие рубежи. Рядовой автовладелец, приобретая бензин марки АИ-92 в январе по цене 87 тенге (около 18 рублей), вряд ли ожидал в мае увидеть на ценниках автозаправок удручающие цифры - 105 тенге (22 рубля). А в июле, вслед за беспрецедентным ростом цены сырой нефти на мировом рынке, цены на топливо вновь пошли вверх. В конце августа автомобильный бензин марки АИ-95 продавался на АЗС по вполне московским ценам - 114-120 тенге за литр (23,8-25,1 рубля). Темпы подорожания дизельного топлива оказались еще быстрее, и уже к маю в некоторых регионах Казахстана оно стоило дороже, чем бензин марки АИ-92. Сказывался дифицит дизельного топлива, обостренный ходом сезонных сельхозработ. По данным главы Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана Сауата Мынбаева, которые он озвучил во второй половине июля, в республике каждый месяц производилось в среднем порядка 340 тыс. тонн дизельного топлива, из которых 130 тыс. тонн по фиксированным ценам передавалось сельхозпроизводителям. Кроме того, около 70 тыс. тонн потреблял национальный железнодорожный перевозчик «Казахстан темир жолы». Получается, что на свободный рынок попадало всего лишь около 140 тыс. тонн в месяц.
Аграрные заботы
Угрожающая ситуация с ценами на топливо вскрыла хронические проблемы рынка нефтепродуктов в РК, заставив правительство предпринимать экстренные меры. Обеспокоенность властей понятна: доля сельскохозяйственного сектора в экономике республики весьма значительна, а эффективность весенних и осенних полевых работ напрямую зависит от своевременного обеспечения аграриев достаточным количеством дизельного топлива. Дорогое топливо увеличивает
себестоимость сельскохозяйственной продукции, и в конечном счете растут цены на продукты питания. «Казахстан всегда отличала низкая глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах, из-за чего выпускалось много дизельного топлива. Оно на рынке было дешевле бензина - 60-70% цены, за счет чего сельское хозяйство чувствовало себя лучше, чем в соседних странах. Теперь ситуация изменилась», - так обрисовал положение Султан Ушбаев, президент нефтяной финансово-промышленной группы «НарОйл». Вклад ценовой ситуации на рынке моторных топлив в общую инфляцию оказался очень существенным, а инфляция - больная тема для Правительства Казахстана в нынешнем году. По сути, для республиканских властей борьба с ростом цен на ГСМ и была борьбой с инфляцией. Поэтому после апрельского роста цен на дизельное топливо, всерьез опасаясь за результаты весенне-летних полевых работ, правительство приняло решение о запрете экспорта нефтепродуктов с 1 июня до 1 сентября текущего года.
Предполагалось, что ограничение экспорта приведет к увеличению предложения на внутреннем рынке и если не заставит цены снизиться, то уж точно замедлит их рост. Однако на деле эффекта от этих мер не наблюдалось, что и продемонстрировал июльский всплеск 14 июля в ходе селекторного совещания в правительстве министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев сообщил, что темпы заготовки кормов в республике «сдерживаются из-за недостатка дизтоплива на свободном рынке». Как ответ прозвучало заявление Сауата Мынбаева о том, что для проведения осенних полевых работ аграриям требуется 389 тыс. тонн дизельного топлива.
Фиксированные цены оптовой продажи для сельхозпроизводителей были определены: для Атырауского и Шымкентского НПЗ - 91 тыс. тенге за тонну, для Павлодарского НПЗ - 93 тыс. тенге. Средняя цена дизельного топлива в рознице в этом случае получается 84 тенге за литр, что существенно ниже господствующих цен свободного рынка. Хотя проблемы аграриев государство решило, опираясь на данные о летней динамике розничных цен, стоит признать, что первичный запрет на экспорт нефтепродуктов не сыграл положенной ему роли - не смог удержать цены.
Причины объективные...
Одна из причин, которая вряд ли является существенной, но, тем не менее, вносит свой небольшой вклад в подорожание топлив, заключается в интенсивном разрастании автопарка в Казахстане. Прирост выработки автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2005-07 годах составил лишь 16%, притом что число автомобилей в стране увеличивалось на 20-25% ежегодно. Легко понять, что мощностей собственных заводов (которые, кстати, регулярно останавливаются для проведения ремонтов и модернизации) просто не хватает.
Естественно, помимо роста числа потребителей при почти неизменном предложении топлива существуют
определенные внешние факторы, во многом определяющие ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов Казахстана. Прежде всего, это конъюнктура мирового рынка сырой нефти. Апрельский и еще более масштабный июльский всплеск цен на топливо в Казахстане в точности повторили мировые тренды цен на нефть. И когда цена автомобильного бензина, например, в Акто-бе штурмовала отметку в 110 тенге, фьючерс Brent перевалил за рубеж в $140 за баррель.
Казалось бы, Казахстан, как страна-экспортер, не должен сильно зависеть от пляски сырьевых котировок, однако не стоит забывать, что, например, Павлодарский НПЗ практически полностью и частично Шыкментский НПЗ работают на российской западносибирской нефти. По итогам 2007 года казахстанские заводы переработали 12 млн тонн нефти, из них около 5 млн тонн (более 40%) - нефть российского происхождения. Поставки сырой нефти в Казахстан весьма выгодны для российских ВИНК, поскольку не облагаются пошлинами, в отличие, например, от поставок на Украину. Да и расстояние, которое сибирская нефть преодолевает по трубопроводам на пути в Павлодар, существенно меньше, чем до НПЗ европей скои части России. Очевидно, рост цен на сырье повысил себестоимость моторного топлива, производимого на казахстанских НПЗ. А это, в свою очередь, негативно сказалось на ценах в розничной торговле.
... и не очень
Но подорожание российской нефти, кажется, не самый главный фактор, спровоцировавший рост цен на нефтепродукты. Реалии рынка таковы: почти четверть всех высокооктановых топлив, реализуемых в Казахстане, импортируются из России. И раньше, пока нефть не начала сильно дорожать, экспорт нефтепродуктов в казахстанском направлении для российских производителей был также выгоден. Сказывались незначительные транспортные издержки и уже упомянутое отсутствие таможенных пошлин. Получалось, что цены на бензины в Казахстане оставались на приемлемом уровне именно за счет того, что спрос покрывался во многом за счет российских поставок Цены на бензин у южного соседа были существенно ниже, чем в той же России или на Украине, но эту разницу российские поставщики компенсировали отсутствием пошлин и низкими транспортными издержками.
Однако, когда нефтяные котировки отправились покорять заоблачные вершины, ситуация стала меняться. Себестоимость топлив, производимых в России,
росла быстрее, чем цены в Казахстане. Маржа экспортных поставок из России снижалась, а потому сокращался и сам экспорт. Казахстанский рынок, сильно зависимый от поставок высокооктановых бензинов из России, оказался в условиях тяжелого дефицита, что и послужило предпосылкой для роста цен.
С другой стороны, дорогая нефть подталкивала добывающие компании Казахстана экспортировать ее за рубеж, что было значительно прибыльнее, чем перерабатывать ее на территории республики. Несмотря на то что в Казахстане были введены экспортные пошлины на сырую нефть, их уровень - $130 за тонну - был существенно ниже, чем, например, в России (в августе - $485 за тонну). При этом доля экспортируемой нефти в Казахстане на протяжении последних 7 лет всегда превышала 80%: в 2006 году составляла 88%, а в 2007 около 95%. Вынужденно поставляя нефть на свои заводы, казахстанские добывающие предприятия компенсировали убытки за счет тотального экспорта.
Вывоз нефтепродуктов, в частности дизельного топлива, тоже был выгоден, особенно на Украину, поскольку с 1995 года действовало межправительственное соглашение, согласно которому ввоз нефтепродуктов из Казахстана не облагался пошлинами и налогами. При этом цены на нефтепродукты на Украине на 60-70% выше: например, в начале июля литр бензина марки АИ-92 в Киеве в среднем стоил порядка 154 тенге, в то время как в Астане в тот же период - 92 тенге.
Утечку топлива на запад власти республики периодически перекрывали на время весенних и осенних полевых работ, вводя запреты на экспорт нефтепродуктов. Однако компании не спешили продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, аккумулируя товар до лучших времен, чтобы экспортировать его после снятия запрета. Например, в 2007 году на Украину было экспортировано 725 тыс. тонн дизельного топлива, почти пятая часть всего, что сумели произвести казахстанские НПЗ.
Нестыковка
Получается, что до глобального подорожания нефти ситуация на рынке Казахстана складывалась следующим образом. Большая часть добытой нефти экспортировалась за рубеж, а отечественная переработка обеспечивалась в значительной мере сырьем из России. Недостаток высокооктановых топлив компенсировался импортом с российских заводов, которым было выгодно торговать с Казахстаном. Рост мировых цен на нефть спровоцировал, с одной стороны, отток российских нефтепродуктов с казахстанского рынка, а с другой стороны - рост экспорта нефти и собственных казахстанских нефтепродуктов на более дорогие рынки, в частности на Украину. Возникший дефицит и спровоцировал рост цен на топливо.
Однако это подорожание было все-таки недостаточным, чтобы вернуть российский бензин на казахстанский рынок. Для предотвращения ухода топлив с внутреннего рынка был полностью запрещен экспорт топлив и введена высокая вывозная пошлина на сырую нефть. Это не решило проблемы, потому что компании предпочли сократить переработку и копить товар, чем с убытком поставлять его на внутренний рынок. Поэтому в июле, когда цены подскочили вновь, очевидного эффекта от предпринятых правительством мер не наблюдалось.
Однако продление сроков действия запрета до января будущего года, по всей видимости, должно сыграть положительную роль. Во-первых, продолжать аккумулировать нефтепродукты столь долгий срок крайне дорого, и рано или поздно компании будут вынуждены освобождать резервуары. На этот раз на внутреннем рынке. С другой стороны, нефть начала дешеветь, а потому начали дешеветь и производимые в России нефтепродукты. Получается, что подросшие казахстанские цены подтянулись с опустившимися российскими, что может в дальнейшем вновь сделать выгодным экспорт бензина в Казахстан. А это в какой-то мере скомпенсирует возникший в республике топливный дефицит.
И даже если все закончится хорошо, события этого года недвусмысленно просигнализировали Правительству Казахстана об уязвимости системы административного регулирования национального рынка нефтепродуктов. Чтобы как-то его защитить, нужно менять сложившуюся ситуацию. Менять законодательно. И модернизировать собственные заводы.
Нефть-Капитал
Поделиться: