Казахстан пойдет в Европу, по России просто прошлись...
Автор: ИАЦ МГУ
Наталья Харитонова
Казахстан принимает европейских гостей - с 29 июня по 3 июля в Астане проходит XVII ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ под девизом «Транспарентность в рамках ОБСЕ». С официальным визитом в Астану прибыли действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб, председатель ПА ОБСЕ Йоран Леннмаркер, генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, председатель совместной Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе Элси Хастингс, комиссар ОБСЕ по правам национальных меньшинств Кнут Воллебэк и др. Выступила принимающая сторона - Президент РК Нурсултан Назарбаев, спикеры Сената и Мажилиса казахстанского парламента Касым-Жомарт Токаев и Аслан Мусин. Всего в Ассамблее принимают участие около 250 парламентариев из 56 государств-членов организации.Нынешний формат Ассамблеи предусматривает три основных доклада, касающихся общих для всего сообщества ОБСЕ проблем - соблюдения прав человека, безопасности и состояния окружающей среды. Кроме того предполагалось обсуждение таких вопросов как транспарентность организаций, проблема управления водными ресурсами, киберпреступность, насилие над детьми и женщинами, а также ряд вопросов региональной политики. Издание «Коммерсант» еще 28 го июня обратило внимание на то, что часть вопросов, вынесенных на обсуждение Ассамблеи, напрямую касаются России. В частности речь шла о докладе, в котором поднимается вопрос использования советских и российских архивов, якобы становящихся все менее доступными для других постсоветских республик. Среди дополнительных тем для обсуждения предусматривался и вопрос о признании голодомора 1932-1933 годов, вопросы в области ТЭК, проблема безопасности в Грузии и связей России с «сепаратистскими регионами Грузии» - Абхазией и Южной Осетией.
В реальности все обрело более серьезный оборот, чем это предполагалось. Парламентская Ассамблея призвала правительство России воздержаться от действий, ставящих под сомнение суверенитет Грузии. Этот призыв сформулирован в резолюции, инициированной США и принятой при 61 голосе «за», 15 - «против» и 29 воздержавшихся 3 июля. Именно таким образом было воспринято поручение тогдашнего российского президента Путина правительству РФ разработать меры по оказанию помощи населению Абхазии и Южной Осетии и те решения российского руководства, которые были приняты в соответствии с этим распоряжением. Американский конгрессмен Элси Хастингс предложил ПА ОБСЕ «настоятельно призвать» Москву «воздержаться от связей» с властями Сухуми и Цхинвали, а также «придерживаться стандартов ОБСЕ и международных норм в целях разрешения конфликтов». Вчера же Ассамблея «решительно предложила всем парламентариям принять меры для признания факта голодомора на Украине». Данный призыв был также сформулирован в резолюции, принятой на пленарном заседании ПА ОБСЕ. Ассамблея к тому же поддержала инициативу Украины по «раскрытию всей правды этой трагедии украинского народа, в частности путем проведения просветительской работы о голодоморе на международном и национальном уровнях». Обе резолюции были приняты несмотря на возражения российской и казахстанской сторон.
Между тем, судя по публикациям в отечественных СМИ, Россия не выразила особенного беспокойства по поводу обсуждения столь острых для нее вопросов в столице дружественного Казахстана. Негативную оценку получают позиции украинской делегации, требующей признания голодомора геноцидом украинского народа, грузинской делегации, обвиняющей Россию во вмешательство в ее внутренние дела, и делегаций прибалтийских республик, активно поддерживающих принятие ПА резолюций, направленных против России. Здесь же упоминается о бурных протестах со стороны российских и казахстанских делегатов, но не более того.
Астана, в свою очередь, также не увидела здесь ничего зазорного. Если рассматривать нынешнюю Ассамблею как подготовку к грядущему Председательству Казахстана в ОБСЕ (На сессии было подтверждено председательство РК в 2010 году), то готовность Казахстана обсуждать столь неоднозначные для ее важнейшего партнера проблемы, выглядит вполне оправданной. Европа в свете крепнущего сотрудничества в области энергетики с готовность пошла на проведение столь важного мероприятия в Центральной Азии. К слову сказать, впервые.
По мнению Президента РК, председательство Казахстана в ОБСЕ придаст «новое дыхание» взаимодействию стран-участниц Организации. Более того, Казахстан выступает за трансформацию деятельности ОБСЕ. РК намерена сосредоточить внимание на решении насущных задач безопасности, содействию межкультурному и межконфессиональному диалогу и т.д.
Между тем такая политика Казахстана, которому чрезвычайно важно поддерживать добрососедские отношения со своим главным партнером - Россией, но не менее важно снизить свою зависимость от российского транзита, продолжает использовать политику многовекторности. Внутренние экономические трудности лишь подтвердили правильность этой политики. Наиболее яркое выражение многовекторность по-прежнему наблюдается в области транспортировки энергоресурсов. В стремление переформатировать отношения с потребляющей казахстанские энергоресурсы Европой вполне вписывается и такой скорее имиджевый проект как председательство в ОБСЕ, и стремление создать Союз центрально-азиатских государств под патронажем Казахстана (то есть Казахстан в случае реализации этой инициативы получить возможность формально выступать от имени всего региона). Все это с одной стороны, позволит Казахстану вести диалог с Европой почти на равных, а с другой - понести известные издержки при попытке выйти на европейский стандарт жизни.
Уже сейчас руководство Казахстана вынуждено форсировать демократические преобразования. В частности, в рамках своего выступления на открытии сессии ПА ОБСЕ Нурсултан Назарбаев обозначил основные направления дальнейшей демократизации общества, среди которых: создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием не менее двух партий (слухи о досрочных парламентских выборах давно имеют место); обеспечение более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий (имеется ввиду, скорее всего снижение порога до 4%); совершенствование процедурных элементов электорального процессов; коррекция законодательства о СМИ.
В целом указанные инициативы, вписывающиеся в казахстанскую стратегию «Путь в Европу», способны значительно поднять имидж страны. Предлагаемая властями Казахстана экономическая кооперация со странами Европы в рамках решения продовольственных и сырьевых проблем также будут способствовать повышению роли Казахстана в мире. Однако это вовсе не означает, что реализация всех заявленных проектов в области политической модернизации будут полностью соответствовать заявленным стандартам. Но именно это обстоятельство позволит казахстанцам задаться вопросом о необходимости выработки собственных стандартов жизни, собственных параметров политического и экономического развития.
А пока Казахстан показывает свою готовность идти в Европу. Правда, сейчас в основном за счет демонстрации возможности обсуждать вопросы, столь неоднозначно воспринимаемые теми, кто географически находится между Казахстаном и той самой Европой...
Поделиться: