Казахстан — ОБСЕ: первые итоги Четверть пути во главе этой организации Казахстан уже прошел. С какими результатами?
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: Денис Курганников Первые три месяца 2010 года, без сомнения, сделали Казахстан одной из главных фигур на мировой арене. За сто дней, которые провел Казахстан во главе этой организации, мир увидел первые миротворческие всходы на международном политическом поле. Момент откровенности Напомним, Казахстан занял пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 января 2010 года, сменив Грецию. Решение о том, что наша республика - первая из стран СНГ - займет эту должность, было принято в ноябре 2007 года на XV заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Мадриде. Тогда переговоры по этому вопросу затянулись на несколько часов. Тем не менее выбор был сделан. Казахстан представил девиз своего председательства в ОБСЕ как четыре «Т»: это «Trust» (доверие), «Tradi-tion» (традиция), «Trans- parency» (прозрачность) и «Tolerance» (толерантность). Все эти четыре «Т» были расшифрованы так: доверие друг другу, приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ, максимальная открытость и прозрачность в международных отношениях, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безо-пасности и отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного диалога. При этом главнейшей целью управления организацией для Казахстана является баланс так называемых «трех корзин» работы ОБСЕ: безопасность, экономика и экология и гуманитарная «корзина». Однако уже тогда, в начале пути, находились критики, которые говорили, что по гуманитарному аспекту Астана выполняет не все данные ранее обещания, поскольку в самой стране есть целый ряд вопросов, связанных с соблюдением прав человека, со свободой СМИ, которые требуют решения. Между тем некоторые российские политологи не рекомендуют узко смотреть на «корзину», поскольку в ней существуют и другие аспекты, которые в целом Казахстан сможет пересмотреть. Разнополярность -Гуманитарная «корзина» объединяет в себе очень много разных функций, которые далеко не во всем совпадают. Права человека и наблюдение за выборами. Это направление, например, на постсоветском пространстве постепенно утрачивает свою значимость, оно уже фактически сошло на нет. И последние выборы на Украине это показали, - считает генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов. - Но в целом Казахстан сумеет добиться большей сбалансированности в повестке дня между тремя «корзинами». По его словам, «это будет максимум успеха того, что можно сделать» и Казахстан уже этим сделает год в председательстве не рядовым, поскольку «Греция вообще ничем не занималась, просто формально управляла организацией. А Казахстан - очевидный и многоформатный». О том, что громкие казахстанские скандалы, связанные с блокировкой Живого Журнала и «делом Жовтиса», не должны вставать во главу угла нынешнего руководителя ОБСЕ, говорит и глава Центра ОБСЕ в Казахстане Александр Кильчевский, отвечая на наш вопрос о свободе слова в стране: - Председательство Казахстана в ОБСЕ охватывает более широкий круг вопросов. Это не только ситуация в Казахстане, это ситуация во всех странах ОБСЕ. Казахстан здесь рассматривается не только как страна этого региона, но и как председатель в ОБСЕ. С одной стороны, это можно расценивать как побег от проблемы, за что критикует Казахстан Европа. С другой стороны, судя по действиям, которые страна сейчас предпринимает, можно говорить, что в первую очередь она старается выполнить обязательства, связанные с урегулированием положения мировых «больных мозолей»: Афганистана, Пакистана, Кавказа. По сути, это был основной аргумент для ряда западных стран в пользу председательства Казахстана в ОБСЕ. Страна, которая находится вблизи от Афганистана, должна быть заинтересована в стабилизации положения в нем. 2 февраля, во время визита Каната Саудабаева в Вашингтон, на встрече с заместителем Государственного секретаря по политическим вопросам Уильямом Бернсом и специальным представителем Президента США по вопросам Афганистана и Пакистана Ричардом Холбруком обсуждались вопросы по сотрудничеству двух стран в усилении стабилизации положения этих государств. Позже этот же вопрос подняли главы двух стран - Нурсултан Назарбаев и Барак Обама - на двусторонней встрече 11 апреля перед саммитом по ядерной безопасности. Президент США поблагодарил Казахстан за гуманитарную помощь, которую страна оказывает Кабулу. Более того, эта тема еще будет обсуждаться и на третьем саммите глав государств и правительств стран - членов СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), который пройдет в Стамбуле 8 июня. Кавказ - дело тонкое Кавказ стоял в эти три месяца отдельным пунктом на «повестке дня» Каната Саудабаева. В феврале он посетил Армению, Азербайджан и Грузию. - Мы признаем важность роли Армении и Южного Кавказа в области укрепления безо-пасности и стабильности в зоне ОБСЕ, - сказал Канат Саудабаев, подчеркивая важность построения доверия между странами по поводу Нагорно-Карабахского конфликта. - Мы искренне надеемся на придание нового импульса всех заинтересованных сторон в комплексный процесс решения проблем, с которыми сталкивается Армения и другие страны региона. В целом, как позже отметил Канат Саудабаев, встречи с парламентариями, руководителями министерств и лидерами партий этих стран прошли весьма содержательно. Казахстан на посту председателя ОБСЕ совместно с ними намерен выработать конкретный план действий, направленных на ускорение процессов мирного решения межгосударственных проблем. В конце марта - начале апреля Канат Саудабаев побывал на Украине, в Белоруссии и Молдове, чтобы познакомиться с ситуацией, возникшей в результате затяжного противостояния Кишинева и Тирасполя. После встречи с главой непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым Канат Саудабаев сказал, что готов в мае в Астане организовать встречу конфликтующих сторон в формате 5+2 (Молдова, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). Работа по другому направлению ОБСЕ - экологии - тоже ведется Казахстаном довольно продуктивно. В конце года планируется провести специальную международную конференцию по проблемам Арала. Примечательно, что Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что его организация поможет в решении этой проблемы Казахстану и Узбекистану. Кроме того, знаковым моментом явилось то, что многие инициативы Казахстана по нераспространению и полному уничтожению ядерного оружия были поддержаны мировым сообществом на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. В частности, Нурсултан Назарбаев предложил пересмотреть все международные акты по нераспространению ядерного терроризма, а также создать новый универсальный договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении и уничтожении ядерного оружия. Саммит, который собрали сами И все же одним из ключевых и амбициозных поступков действующего председателя ОБСЕ стала инициатива по созыву саммита организации в этом году. Уже сегодня Казахстан в этом вопросе поддержали более 30 стран, входящих в организацию. Но чтобы саммит состоялся, необходима поддержка всех государств. Скептики сомневаются, что подготовить такой саммит, не проводившийся более 10 лет, за столь короткое время невозможно, поскольку заранее должен быть составлен график работы, чтобы главы государств могли вписать в свой календарь участие в этой встрече. Российский же политолог Алексей Власов отмечает, что Казахстан сумеет добиться саммита. Вместе с тем, по его словам, многое из намеченного трудно реализовать. - Многое из того, что Казахстан предполагает сделать как председатель ОБСЕ, остается нереализованным, к сожалению. Но это не вина Казахстана. Те инструменты, которыми ОБСЕ традиционно пользуется: мониторинг, создание наблюдательных комиссий, - сейчас уже неэффективны. Сами видите: киргизское государство обрушилось в один день. Что было сделано теми структурами, которые могли бы помочь Кыргызстану? Ничего. Просто потому, что уже ничего невозможно было сделать. А работать на опережение пока еще не хватает прав, полномочий и ресурсов. Киргизский след Между тем повестку двух дней саммита пришлось скорректировать из-за событий в Киргизии. Нурсултан Назарбаев вместе с Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым вели сложные переговоры с временным правительством страны во главе с Розой Отунбаевой о беспрепятственном выезде из страны Курманбека Бакиева. Тем самым они предотвратили раскол киргизского общества и возможную гражданскую войну. Но Бакиев уехал, а проблемы в Киргизии остались. Р. Отунбаева обратилась к Нурсултану Назарбаеву за помощью. В частности, она просит для своевременного проведения посевной предоставить ГСМ. Причем 10-15 тысяч тонн в кредит, а 10 тысяч - в виде гуманитарной помощи, а также удобрения и посевные материалы. Президент Казахстана на встрече с журналистами заявил, что окажет всяческую помощь киргизскому народу, в том числе и горюче-смазочными материалами. Это подтвердил и Канат Саудабаев, посетивший 20 апреля Бишкек. - Мы окажем вам всю возможную гуманитарную помощь. Мы сейчас определяем ваши самые острые потребности. Это и ГСМ, и удобрения, и семена, потому что началась посевная страда. Все, что нужно для этого, Казахстан в меру своих возможностей сделает. В скором времени мы начнем поставки, - отметил он в этой связи. Как председатель ОБСЕ и как ближайший сосед Киргизии, Казахстан предпринял меры для установления стабильности и сохранения прав граждан этой страны. Для этого Канат Саудабаев направил в Бишкек специального посланника ОБСЕ - Жаныбека Карибжанова, чтобы тот провел переговоры с руководством временной администрации и представителями политических партий по предотвращению дальнейшего развития конфликта. Многие моменты были тогда урегулированы. Однако не все было разрешено, и мы ежедневно в новостях это видим. Сейчас ОБСЕ, Россия и Казахстан стараются оказывать помощь Киргизии и найти пути решения сложившегося противостояния Бакиев - Отунбаева. - Казахстан по отношению к Киргизии нужно оценивать не как председателя ОБСЕ, а больше как страну - регионального лидера, который берет на себя ответственность за экономические и политические процессы в сфере безопасности, существующие в регионе, - считает Алексей Власов. - И здесь, мне кажется, Казахстан сделал максимум, чтобы не допустить еще большей дестабилизации в стране. Сейчас эта ситуация фактически поставила Казахстан перед выбором: либо умыть руки и оставить Киргизию, либо попытаться помочь установлению контроля в стране. И то, что сделал Казахстан, разумно. Потому что, если Казахстан и Россия не помогут Киргизии, она превратится в классический образец страны с беспрепятственным наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и экстремизмом разных мастей. Из-за океана виднее? Я не умаляю роли нашей страны в урегулировании политического конфликта в соседнем Кыргызстане, но и преувеличивать эту роль не стала бы. Да, в отечественных СМИ именно Казахстан представлен страной, предотвратившей гражданскую войну Севера и Юга в Кыргызстане! Нетрудно заметить, что российские СМИ приписывают данную заслугу руководству России. Ну а если проследить за новостной лентой CNN, то там активно представлены комментарии и выступления американских политиков и дипломатов по этому поводу. Мне же по душе официальное заявление казахстанского МИДа, которое, кстати, совпадает с мировой оценкой, где говорится о совместных политических усилиях трех стран - России, США и Казахстана - по организации вылета Курманбека Бакиева из страны, что, в свою очередь, предотвратило массовые гражданские столкновения в Кыргызстане. В то же время первичная инициатива об отъезде Курманбека Бакиева, на мой взгляд, исходила от России и США. Это логично, потому что обе страны имеют военные базы на территории Кыргызстана, являются главными ее донорами и имеют большой политический вес в этой стране, равно как и большие политические интересы. Казахстан же, на мой взгляд, имеет экономические интересы со стороны казахстанского бизнеса. Будем скромными: большого влияния на политические решения в Кыргызстане мы не оказываем. Географически Казахстан оказался самой оптимальной территорией, через которую Курманбек Бакиев мог покинуть страну. Помимо нашей республики, Кыргызстан граничит с Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Понятно, что все остальные варианты просто отпадают. Кроме того, и опыт уже есть. Если вы помните, Аскар Акаев покидал страну по такому же маршруту - через Жамбылскую область. Реальная заслуга нашей страны в том, что мы смогли оперативно, безопасно и в режиме секретности эвакуировать президентскую семью. А это в условиях чрезвычайной ситуации дорогого стоит. http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=70200
Поделиться: