Казахстан, ОБСЕ и мировой финансовый кризис.
Автор: ИАЦ МГУ
Статья публикуется в рамках конкурса работ - "Голоса молодых". Председательство Казахстана в ОБСЕ.
*****************************************************************************
Бейбит К.
Магистрантка 1 курса Института дипломатии
2008 год потряс мировое сообщество глобальным финансовым кризисом.Начавшись в Америке, кризис перекинулся на все страны с рыночной экономикой.Интегрированные в европейский рынок государства не смогли избежать спада вэкономике и его последствий. ОБСЕ, как региональная и самая представительнаяорганизация по всеобъемлющей безопасности не смогла обезопасить своих участницот глобального кризиса. В чем причины такого бессилия столь сильнойОрганизации?
Хельсинский заключительный акт1975 года, расширил термин «безопасности», теперь он включал не только военное,но и экономическое, экологическое и человеческое измерения. Этот документявлялся первым, в котором есть такое широкое понятие безопасности. Обратимся кистории созыва Хельсинской конференции и итогам, приведшим к созданию Совета побезопасности и сотрудничеству в Европе, а позже к ОБСЕ. После Второй мировойвойны глобальное сообщество, в лицеглавных акторов, пришло к пониманию того, что необходимо создать организацию побезопасности. После того, как Америка сбросила ядерные бомбы на Херасиму иНагасаки, мир понял, что ядерное оружие это страшная сила, которую можноиспользовать лишь для сдерживания своих оппонентов. Но гонка вооружений уженачалась, холодная война уже вступила в свои права. Появилась остраянеобходимость механизмов ограничения агрессии, дабы не допустить третьеймировой войны, т.к. все знали, что в этом случае главные конкурирующие силы СШАи СССР, между которыми началась идеологическая война, используют свой ядерныйпотенциал. Первой такой организацией стала ООН, созданная в 1945 году, сразупосле окончания войны. Но спустя определенное время появились новые вызовы.Европа давно вынашивала идею объединения. Нельзя забывать и о Советской Ноте1954 года с предложением организации по безопасности для мирногососуществования. Прошло 20 лет до того как страны, имеющие как противоречия винтересах, так и общую историю и схожую культуру сели за стол переговоров встолице Финляндии Хельсинки в 1973 году. «Совещание по безопасности исотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистическихгосударств Европы как постоянно действующий международный форум представителей33-х европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшениявоенного противостояния и укрепления безопасности в Европе. В 1975 году вХельсинки главы 35-и государств подписали Заключительный акт СБСЕ. В Заключительном акте СБСЕ былисформулированы фундаментальные принципы современных международных отношений,которые включали в себя: признание суверенного равенства государств;нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы вмежгосударственных отношениях; признание территориальной целостностигосударств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние деладругих государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие иправо народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества междугосударствами и добросовестного выполнения обязательств по международномуправу.
Развитие достигнутых договоренностей заключалось на встречахгосударств-участников, которые регулярно проводились в Европе. Парижскоесовещание 1990 года ознаменовало конец холодной войны. На этой встрече былиподписаны Парижская хартия для новой Европы и Договор об обычных вооружениях(ДОВСЕ), а также принята совместная Декларация, которая создала трёхступенчатыймеханизм политических консультаций. Именно после распада СССР, когда мир сталне биполярным, а монополярным, когда на Постсоветском пространстве появилось 15азиатских и европейских государств,деятельность СБСЕ приобрела качественно новый уровень. В ее состав вошли новыегосударства и были созданы новые институты, позволяющие решать широкий спектрпроблем первого, второго и третьего измерений. Проводились Конференции почеловеческому измерению, были приняты документы относительно прав человека.Отличительной чертой 90-х годов стали дискуссии по поводу функциональногопредназначения этой структуры. Расширение круга совета, за счет возникших наЮжном Кавказе и в Центральной Азии государтсв, способствовало интеграции этихгосударств в мировое сообщество и превращению СБСЕ из форума политического диалога втрансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности иразвития сотрудничества «от Ванкувера доВладивостока». Став в 1995 году Организацией по безопасности и сотрудничеству вЕвропе, получила широкие полномочия и возможности принимать меры практическогохарактера для предотвращения и урегулирования локальных и региональныхконфликтов. Политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новуюэпоху» 1994 года говорила о начале общей и всеобъемлющей безопасности дляЕвропы XXI века. Декларация«О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», принятой на Лиссабонскомсаммите 1996 года, подчеркнула необходимость строительства единой, мирной,демократической Европы. Был обновлен Договор об обычных вооружениях. По инициативеРоссийской Федерации государства-участники обязались проявлять сдержанность вотношении своих военных усилий и вооружений. В работе Организации все большеакцентируется внимание на постсоветском пространстве и Югославии. Началасьработа над Хартией европейской безопасности, а также уделяется значительноевнимание проблеме Косово и конфликтным ситуациям в СНГ и ЦАР. На последнейвстрече глав-государств и правительств стран-участниц ОБСЕ, прошедшей вСтамбуле в 1999 году, был принят один из важных документов для этой организацииХартия европейской безопасности. Было принято соглашение об адаптации ДОВСЕ. Ксожалению это была последняя встреча глав-государств и правительств. Послеэтого встречи проводились на уровне Министров иностранных дел. С 2000 по 2005годы был принят ряд документов относительно первой и третьей корзины, противостояние Росси и остальныхчленов ОБСЕ усилилось из-за конфликтов в Приднестровье и Грузии. Это был этапдеятельности ОБСЕ посвященный адаптации к новым вызовам и угрозам безопасности.Россия требовала реорганизации ОБСЕ и призывала «вернуть ее к изначальнымпринципам». ОБСЕ в свою очередь требовало от российской стороны выполнения«Стамбульского соглашения» (о выводе российских войск из Грузии иПриднестровья). Разногласия возникли ипо поводу выборов. МИД России обвинил наблюдателей ОБСЕ в «двойных стандартах»,на что последовала реакция Организации по отношению к новому законопроекту РФ онекоммерческих организациях, согласно которому за ними будет ужесточенгосударственный контроль. Против России выступили страны ГУАМ (Грузия, Украина,Азербайджан, Молдова), т.к. они были заинтересованы в выполнении Россией«Стамбульского соглашения». В 2006 году МИД РФ заявило о возможности выхода изОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюденияправ человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Как подчеркиваетизвестный политический обозреватель РИА Новости Д. Косырев, в Организации побезопасности и сотрудничеству выборстраны-председателя всегда был формальной и несущественной процедурой. Но вМадриде от того, станет или не станет Казахстан председателем ОБСЕ в 2009 году,зависело выживание всей организации. Именно решение этого вопроса удерживалочлена ОБСЕ - Россию, и еще несколько стран, от выхода из организации. Послечего смысла в существовании таковой уже не оставалось бы - общеевропейскойорганизация быть бы уже не могла, а никакой другой не требуется, евроструктур итак немало.
«Казахстан стал коллективным кандидатом от всехгосударств СНГ на пост председателя в ОБСЕ. В том числе огромная благодарностьРоссии, которая решительно поддерживала нас на всей стадии нашего избранияпредседателем ОБСЕ» сказал в своем интервью Глава государства НурсултанНазарбаев
ОБСЕ считается самой большой из существующих региональных организаций побезопасности, включающей 56 государств-членов. В зоне ее ответственностинаходятся вопросы предотвращения конфликтов, улаживания кризисов иурегулирования послекризисных ситуаций. Для обеспечения безопасности ОБСЕ используеткомплексный и корпоративный подходы. Она занимается широким спектром вопросов,включая контроль за вооружениями, превентивную дипломатию, мероприятия пообеспечению конфиденциальности и строительству системы безопасности, правачеловека, наблюдение за выборами, вопросы экономической и экологическойбезопасности. Главенствующим принципом ОБСЕявляется реальное партнерство, основанное на взаимной подотчетности,прозрачности и доверии, как во внутренней, так и во внешней политике. Все государства,участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равный статус, а решения принимаются наоснове консенсуса. Эти атрибуты делают ОБСЕ уникальной организацией и выделяютее из ряда других организаций и учреждений Европы. Отличительной чертой ОБСЕявляется отсутствие у нее формального международно-правового статуса. Вместе стем ОБСЕ обладает большинством атрибутов международной организации:действующими органами, принимающими решения, постоянной штаб-квартирой иофисами, постоянным штатом сотрудников, регулярными источниками финансированияи локальными бюро. Нынешнюю весьма сложную структуру ОБСЕ и ее подразделенийможно условно разделить на категории: органы для ведения переговоров и принятиярешений; оперативные структуры и подразделения; вспомогательные органы. Уорганизации пока нет правосубъектности. Нет Устава и Конвенции. Решенияпринимаются консенсусом, это означает, что они затрагивают интересы всехучастников. Но решения не имеют обязательной силы. Это относится и к плюсам и к минусам. Возникает резонныйвопрос: эффективна ли эта организация? Но насколько я поняла, никто не считает,сколько конфликтов предотвращено с помощью ОБСЕ. Представители ОБСЕ говорят,что надо учитывать усилия приложенные этой организацией, т.к после 1945 года небыло ни одного крупного конфликта на территории этих стран. Но я считаю, что вэтом заслуга не только ОБСЕ, ведь такая крупная организация как ООН тожезанимается вопросом безопасности. ООН, кстати, являясь полноценноймеждународной организацией, также действует в этих странах. Нельзя забывать и оНАТО. Так почему же никто в ОБСЕ не занимается учетом, либо отчетом опроделанной работе? Тогда мы могли бы реально показать эффективностьдеятельности организации. Но надо понимать, что 56 государств, имеющих разныеполитические и экономические структуры и разные идеологии, учитывая, что каждыйпытается защитить свои национальные интересы, можно сказать, что найти решение,согласие между ними очень сложно. Действительно, несмотря на это ОБСЕ находит решения определенных проблем.Как сказал Постоянный Представитель ФРГ в ОБСЕ господин Дитер Боден:«Единогласие будет только на кладбище. Но всегда можно найти общийзнаменатель». Ценность ОБСЕ заключаетсяв ее превентивной дипломатии. Организация способна привносить «добавленную стоимость»в работу других многосторонних форумов в евразийском и евроатлантическомрегионах, т.к. это практический единственная европейская организация в такомшироком понимании безопасности.
Но появился ряд проблем, так называемые актуальные проблемы. Из них мнехотелось бы выделить одну из главных. Одностороннее действие, т.е. превышениетретьей корзины в ущерб первой и второй. В середине 90-х центр тяжести ОБСЕ былперенесен в область гуманитарных проблем. В принципе, это объяснимо, учитываякризисные ситуации на Балканах и в других регионах. Снизилась активность ввоенно-политической и экономическойобластях. Однако, возобновляя диалог об адаптации ДОВСЕ, можно сказать, чтопервая корзина «наполняется». Нужно отметить и попытки помощи Афганистану.
Кстати Казахстан уже предпринял шаги в помощь этой стране, выделивсредства для обучения студентов по разным направлениям. Я считаю, чтогуманитарная помощь, а не военное присутствие, способна помочь Афганистану. Обэтом должны задуматься «все». Клин клином вышибают, только не в этой ситуации.Думаю, что нам нужно быть осторожными в отборе и в обучении афганскихстудентов. Надеюсь, что наша толерантность и доброе отношение помогут вформировании у них нового мировоззрения.
Многие конфликты заморожены, но опять же отпредседательствования Казахстана ждут вклада Республики в решении межэтническихи межконфессиональных конфликтов. Как говорят представители ОБСЕ, от нас ждутполевой миссии. Вместе с тем, перед страной открываются огромные возможности,так как, по мнению эксперта, многие понимают, что вопросы так называемой «новойархитектуры европейской безопасности» можно и нужно обсуждать только наплатформе ОБСЕ, но с условием сохранения ее «третьей корзины». ОБСЕ позиционирует себя как организация,защищающая права человека, обеспечивая в своем регионе безопасность черезвоенно-политическую корзину, а экономическая сфера «передается» другимкомпетентным организациям. Как нам известно, за последние несколько десятковлет участниками ОБСЕ наработан всеобъемлющий комплекс стандартов, способныхслужить основой сотрудничества в трех измерениях. Эта организация сталаориентиром и контактным центром для государств-участников, которые обращаются кней в самые деликатные моменты своей современной истории. Так почему же вовремя финансового кризиса ОБСЕ не отреагировала? Организация была беспомощна,до сих пор нет инструментов по преодолению кризиса, не нашли средства, чтобыразобраться с этим вопросом. Это был и есть самый крупный, сложный, структурныйфинансовый кризис за всю историю человечества. Даже в годы Великой депрессии,начавшейся в 1929 году, не было затронуто такое количество государств, аэкономика не переживала такого глубокого и структурного преобразования.Финансовый кризис, давший о себе знать осенью 2008 года, был не первым с 90-хгодов. Вспомним о валютном кризисеевропейских стран 1990-1992 г.г.За ним следовал кризис Латинской Америки 1994-1995 г.г. Финансовый кризисв Юго-Восточной Азии 1997-1998г.г., который перекинулся на Восточную Европу иЛатинскую Америку. И наконец, проблемы на рынке ипотечного кредитования СШАсыграли роль «спускового крючка», приведшего в действие кризисный механизм.Давайте разберем ситуацию, чтобы понять ее. США на тот момент являлся глобальнымфинансовым центром, зеркалом мировой ситуации. Американоцентричный финансовыйкризис в той или иной степени затронул все страны мира, стал основным факторомот которого зависит прогнозируемая траектория развития экономики. По мнениюряда финансовых аналитиков, кризис был порожден сочетанием сразу несколькихфакторов: провал сложившейся мировой финансовой системы; колоссальныедисбалансы между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостьюактивов; бесконтрольность эмиссии денежных средств; избыток ликвидности вэкономике США, формирование «рыночных пузырей»; мягкая денежно-кредитнаяполитика ФРС США; ассиметрия информации. К чему же привели последствияфинансового кризиса? Это - рекордныйобвал биржевых курсов; банкротство ряда крупных банков и страховых компаний;торможение инвестиций и темпов роста; скачок безработицы; сковываниепотребительской активности населения; паралич кредитного рынка; негативноевлияние на реальный сектор экономики. ВВП стран G8 упал на 3.7%, слабость корпоративныхприбылей, рынков труда, доходов и рынка жилья замедлило дальнейшеевосстановление и уж тем более развитие. Принцип домино в глобальномэкономическом кризисе привел к упадку экономик почти всех стран мира. Кризиспородил рост цен, инфляцию, безработицу, понижение потребительской способности,закрытие предприятий и как следствие того снижение общего уровня жизни. Вобществе, где человек не может себя прокормить его права никому не интересны.Это очевидно. Вспомните «Пирамиду Маслоу», где восхождение к великим ценностямприходит только с удовлетворением первостепенных, второстепенных и др.потребностей. «Революцию делает нечеловек, а его желудок(!)», гласит истина.
В документах ОБСЕ, особенно касающихся второй корзины, я не встречаламеханизмов не допущения или преодоления финансовых кризисов. Если Вы боретесь счем-то, то вы должны не только решать существующие проблемы, но и продуматьмеханизмы, позволяющие не прибегать к конфликтам и кризисам, т.е. «искоренить»возникновение. Либо продумать план действий. Конечно, надо понимать, чтоуниверсальных планов быть не может, т.к. каждая ситуация имеет своиособенности. Но, принимая определенную страну в свои ряды, устанавливая своюмодель экономики для свободных рыночных отношений, внедряя свои стандарты,рассматривая эти процессы как существенный вклад в построении демократии иукреплении стабильности надо понимать, что Вы в определенной степениответственны за те процессы, которые будут происходить у них. Я не имею ввидуответственность за всё. Это такая же ответственность как учителя передучеником. В экономике стран, по большому счету, не придумано ничего нового. Всеподчиняется одним и тем же фундаментальным теориям и законам. Если где-тосистема дала сбой и вызвала кризис, то это значит, что везде, где существуеттакая система, необратимо будет кризис. Я не экономист, но моихфундаментальных, в некоторой степени, гуманитарных знаний хватает, чтобывыявить эту тенденцию. Возникает вопрос, почему ОБСЕ закрыла глаза на этотпроцесс, не предприняла шагов по решению экономической проблемы? Ведь в их понимании «безопасность» включает не тольковоенно-политическое или человеческое измерение, но и экономическое! Как расценивать то, что они пустили «кризис»на самотек. Достоверно известно, что экономическая ситуация в стране играетопределяющую роль в ее внутренней стабильности и безопасности. Мы знаем об этомне понаслышке. Казахстан, обладая огромными территориальными размерами, за сравнительнокороткое время независимости успел доказать международному сообществу, что несмотряна непростую геополитическую ситуацию в регионе, можно добиться значительныхуспехов в построении прочного и стабильного государства с успешно развивающейсяэкономикой и эффективной системой управления, а также качественным менеджментомприродными богатствами. Общество в стабильных и благоприятных в экономическомотношении государствах меньше подвержено влиянию и распространению идейрадикально-экстремистского характера, с которыми ОБСЕ и борется. Если Васкто-то заразил, заразивший Вас человек виноват лишь косвенно, главная виналежит на вас за то, что не укрепили свой иммунитет, особенно во время эпидемии.Иммунитетом в данном случае является стабильное и безопасное общество,основанное на сильной экономике. В этой связи на современном этапе в рамкахОБСЕ было бы целесообразным уделять больше внимания проблемам региональногоэкономического развития, направить общие усилия стран – участников Организациина решение локальных и региональных социально-экономических проблем. Поэтомуодностороннее действие, т.е. превышение третьей или первой корзины в ущерб второй, как это делаетсясейчас, не позволительная роскошь. Вызов времени, как мне кажется, заключаетсякак раз в том, что проблему надо решать комплексно. Подходить со всех сторон.Ведь именно так изначально и ставилосвои задачи ОБСЕ. Но в силу определенных ситуаций перенаправила свои силы надругие измерения, объясняя тем, что есть другие «конкуренты» (организации),которые могут более быстро реагировать. Но если организация не может быстро реагироватьна возникающие проблемы, чего опять же, требует время, то в чем эффективность?Известно, что если Вы поставили перед собой цель, наметили план действий, ноотклонились от него более чем на 30%, то цель не выполнима. Это надо иметьввиду. Есть три измерения, три корзины, не выполнение или отказ от одного изних чревато последствиями для всей Организации и ее членов. Это мое личноемнение. Представитель ОБСЕ на вопрос «почему ОБСЕ не отреагировала нафинансовый кризис?» ответил, что ОБСЕ – организация безопасности, безопасностькак всеобъемлющий момент включает экономику, экологию и человеческие права, ноу Организации нет инструментов в преодолении экономических кризисов. Запоследние десять лет никто из Председателей не отличился быстрым реагированиеми решением всех вопросов. Но это не вина тех стран. Это минус организации. Чтосделает ОБСЕ, когда внезапно вспыхнет реальный кризис? Чтобы четко действоватьв определенной ситуации должен быть проработанный инструмент, так называемыймеханизм для кризисов. Например, в 2008 году, когда вспыхнула война в Грузии,развернулись боевые действия и «определенные территории» были оккупированы,ОБСЕ всё ещё не мог собраться, чтобы обсудить и вынести решение. Необходимареорганизация, нужно дать больше автономии Председателю, нужны новые решения.Ограничиваться миссиями наблюдателей за выборами или быть посредником в решенииконфликтов, на мой взгляд, старая система, которую надо совершенствовать.Возможно, я повторюсь, но всё же хочу донести свою мысль о том, что требованиевремени это не только решение существующих проблем, но и профилактика, в целяхне допущения. Легче не допустить, чем лечить болезнь. Для этого нужноразбираться в каждом вопросе, досконально изучить его, составить план действий,продумать механизмы по каждому сценарию, чтобы вовремя предотвратить конфликтбез кровопролития. Это касается и второй корзины. Стабильная экономика даетстабильную политику, что обеспечит безопасность для человека.
Экономико-экологический форум относиться к Совещаниям ОБСЕ. Создан в1992г. В целях увеличения внимания Организации к вопросам переходных экономик иразвитию. Второе измерение Организация называет экономико-экологическим, ноакцентирует свое внимание больше на экологических проблемах, рассматриваявопросы деградации и загрязнения почв иуправление водными ресурсами, развития транспорта. Заседание форума проводятсядважды в течение первого полугодия, а также две подготовительные конференции. Каждое действующее председательство ОБСЕопределяет основную тему работы форума на год. В свете мирового экономическогокризиса представляется целесообразным развивать направление экономическогосотрудничества между Казахстаном и ОБСЕ, как важный фактор обеспечениярегиональной стабильности. Учитывая современную мировую ситуацию, стоитотметить, что Организация не до конца реализовала имеющийся потенциал. ОсобенностьюОБСЕ является то, что решения имеют политический, а не юридический характер.Это дает Организации гибкость, но и создает неблагоприятный фон для развитиякризисных явлений, которые стали особенно четко проявляться в ОБСЕ в последнеевремя. Но решения принятые на самом высоком уровне имеют такое же высокоезначение, как и международного права. Можетли ОБСЕ более активно заниматься вопросами второй корзины, а именно экономикой?Для этого, как признают они сами, требуется реорганизация, позволяющие быстрореагировать на вызовы современности. К сожалению, к этому Организация еще неприступила. Хотя «Мудрецы» ОБСЕ дали 28 рекомендаций, касательнореформирования, на которые оказали влияние российские дипломаты, Организацияотказалась на данном этапе принимать эти рекомендации, т.к. для них требовалосьзначительное финансирование. Таким образом, Казахстану как председателю ОБСЕ в2010 году предстоит серьезная и кропотливая работа по координации деятельностивсех структур организации. Главным принципом концепции «всеобъемлющейбезопасности» стало признание того, что любое ограничение одного из компонентовбезопасности окажет негативное воздействие на остальные, о чем я писала выше.
По мнению российских экспертов, Казахстан в качестве Председателя ОБСЕбудет способствовать решению многих конфликтов в Евразии, выступая посредникоммежду мусульманским и европейским сообществом. С председательством КазахстанаОрганизация приобретет «евразийское лицо».
Казахстан является одним из ярчайших примеров на пространстве ОБСЕ посохранению толерантности, стабильности и безопасности. Все это в очередной разподтверждает, что ОБСЕ «есть чему поучиться у Казахстана». В этой связи,В.Сокор отметил, что Казахстан, учитывая его достижения в трех измерениях Организации, имеет право претендовать на проведение саммита глав государств ОБСЕ в 2010 году.
Поделиться: