Казахстан может дать старт «перезагрузке» ОБСЕ - эксперты

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Председательство Казахстана может дать старт реформированию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая в настоящее время утратила возложенные на нее в момент создания функции и нуждается в преобразованиях, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Сегодня, 1 августа отмечается годовщина создания ОБСЕ. В 1975 году в Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ.
Казахстан может дать старт «перезагрузке» ОБСЕ - эксперты

Председательство Казахстана может дать старт реформированию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая в настоящее время утратила возложенные на нее в момент создания функции и нуждается в преобразованиях, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Сегодня, 1 августа отмечается годовщина создания ОБСЕ. В 1975 году в Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ.

Необходима перезагрузка

На данный момент "ОБСЕ так и не нашла своей новой функции, миссии в условиях изменившегося мира", считает глава международного комитета Госдумы РФ Константин Косачев. По его мнению, "за ОБСЕ пока есть только один мощный очевидный ресурс и потенциал: универсальный характер этой организации". "Этот потенциал странам ОБСЕ надо сохранять и пытаться развивать, так как пока он совершенно точно не реализован" - отметил Косачев в интервью РИА Новости.

Он считает, что "перезагрузка" деятельности организации "не просто возможна, она жизненно необходима Европе с тем, чтобы мы не попадали в катаклизмы", подобные Косово и Южной Осетии. Косачев обратил внимание на то, что "именно в этом направлении развивается логика известной инициативы президента России о некой новой конструкции европейской безопасности, и это не конкурирующая идея по отношению к ОБСЕ, а дополняющая идея".

"Именно от этой инициативы зависит и приспособление ОБСЕ к современным реальностям, и роль стран СНГ в обеспечении европейской безопасности", - полагает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.

"Российская инициатива предполагает на этом пространстве именно взаимодействие, а не блоковую изоляцию. Плодотворный диалог Казахстана с НАТО и Евросоюзом этому как раз поспособствует", - сказал РИА Новости Маргелов.

При этом, по мнению директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М.В. Ломоносова Алексея Власова, Казахстан может стать "модератором" в обсуждении этой инициативы Москвы. Председательство Казахстана может дать старт реформе организации, рассчитывает эксперт.

"В ОБСЕ нарушен баланс между тремя корзинами - безопасности, экономической и гуманитарной, в основном, связанной с правами человека и мониторингом за проведением выборов. Наметился явный перекос в сторону третьей корзины, в то время как более актуальными являются как раз проблемы военно-политического и экономического сотрудничества. Возможно, председательство Казахстана приведет к достижению внутреннего единства организации в этом смысле", - отметил Власов.

Серьезные наработки для успешного председательства

Председательство Казахстана в ОБСЕ в предстоящем году сможет стать очень важным этапом в истории организации - у страны есть очень серьезные наработки в сфере европейской и евразийской безопасности, добавил Константин Косачев. "И Казахстан продемонстрировал очень серьезное отношение к вопросам европейской безопасности", - напомнил он.

Говоря о вкладе Казахстана в обеспечение глобальной и региональной стабильности и безопасности, процессы нераспространения и разоружения, российский парламентарий напомнил, что Казахстан "добровольно отказался от собственного ядерного оружия в момент распада Советского Союза, когда он выдвинул ряд далеко идущих инициатив в сфере экономической, в том числе энергетической безопасности". В этой связи Косачев считает, что "это будет очень интересное председательство".

Со своей стороны, Маргелов указал, что в качестве председателя ОБСЕ Казахстан должен сосредоточиться на вопросах безопасности: "здесь и проблемы разоружения, борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком".

Как отметил, в свою очередь, директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров, "Казахстан может сыграть прежде всего роль инициатора более глубокой дискуссии о европейской безопасности в целом и о возможной новой роли ОБСЕ".

"Казахстан в состоянии достаточно объективно оценивать нынешнее положение дел и вести конструктивный диалог со всеми странами-участницами по широкому кругу вопросов", - сказал он РИА Новости.

Благоприятный для России фактор

"Для Казахстана председательство будет очень успешным, а значит, оно будет успешным для всей организации, и в этом Россия, безусловно, Казахстану будет оказывать все необходимое содействие", - уверен Константин Косачев.

Председательство Казахстана в ОБСЕ положительно повлияет на деятельность Организации, соглашается Михаил Маргелов. Он напоминает, что содержащее множество претензий к работе организации «Обращение государств-участников СНГ к партнерам по ОБСЕ» было принято в 2004 году именно в Астане.

Заведующий Центром международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов в беседе с корреспондентом РИА Новости также высказал мнение, что председательство Казахстана в ОБСЕ является "благоприятным фактором" для России.

"Казахстан - страна, близкая России, с ней у нас очень тесное сотрудничество. Казахстан входит и в ЕврАзЭС, и в ОДКБ, и в СНГ. Тем не менее, это самостоятельное государство, у него свои интересы, и оно пытается налаживать хорошие отношения с ЕС и США. Казахстан будет продвигать интересы стран СНГ, но продвигать их очень аккуратно с тем, чтобы не обострять отношения с ЕС и США, и в этом смысле проводить очень сбалансированную политику", - говорит Арбатов.

По пути долгой трансформации

"ОБСЕ невозможно реформировать за несколько лет - это будет долгий период трансформации. Но председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году может дать старт пока еще не системной реформе, но реформе отдельных узлов деятельности этой организации. Например, в реформировании нуждается проведение саммитов ОБСЕ - это проблема, которая давно назрела", - полагает Алексей Власов.

В свою очередь, Михаил Маргелов отмечает, что "бюрократия в ОБСЕ такая же, как всюду, и изменений не жаждет". По его словам, придется "преодолеть инерцию аппарата ОБСЕ, оптимизировать Секретариат, ввести "географическую справедливость" в распределение постов и в нем, и в специализированных институтах".

По мнению сенатора, предстоящая работа Астаны по реформированию ОБСЕ может быть затруднена, в частности, поскольку "за каждым действием Астаны будут видеть Москву и под этим предлогом тормозить предложения, например, в части работы Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)".

"Не нужно надеяться, что в период председательства Казахстана в ОБСЕ можно будет успеть решить все вопросы. Главное - дать позитивную динамику", - подытожил Андрей Федоров.

© РИА Новости.

РИА Новости.

Поделиться: