Казахстан и Союз центрально-азиатских государств. Миражи, это наша жизнь.Ч.1.
Автор: ИАЦ МГУ
Наталья Харитонова
Союз центрально-азиатских государств. Еще раз к вопросу о...
Если выстраивать шкалу интеграционных устремлений для Центральной Азии для государств, входящих в этот регион, получится достаточно интересная картина. Дальше всех окажется, конечно, Казахстан, за ним Киргызстан, потом Таджикистан. Узбекистан ушел в минус, а Туркмения замерла на нуле, пытаясь сориентироваться в новой для страны ситуации «без Туркменбаши». Такая картина наблюдается уже достаточно продолжительное время. И лишь недавние события показали, какой быть, если на самом деле быть, центрально-азиатской интеграции.
Апрельский визит в Казахстан президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, в ходе которого главами двух государств было подписано совместное заявление о поэтапном создании Союза центрально-азиатских государств, показал, что Кыргызстан достаточно последователен в своей политике. Последовавший вслед за казахстанско-кыргызской встречей, визит президента Узбекистана Ислама Каримова, напротив, очень разочаровал сторонников азиатской интеграции. Узбекский лидер прямо, пренебрегая дипломатическими словесными изысками, заявил о неприемлемости этого проекта для его страны. Майский визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона, о котором практически не писалось в СМИ, судя по всему, позволил казахстанскому руководству сделать вывод о том, что Таджикистан «за» интеграцию.
Предыстория азиатской интеграции
Первый опыт интеграции в этом регионе оказался неудачным. Центрально-Азиатский союз (ЦАС), образованный в 1994 г. на базе Договора о создании экономического союза и единого экономического пространства, подписанного Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в 1993 г., оказался нежизнеспособным. В 1997 г. он был «переформатирован» в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое, в свою очередь, в 2001 г. стало Организацией центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). Уже в 2005 г. ОЦАС был ликвидирован, а его структуры вошли в ЕврАзЭС. Тогда это свидетельствовало, по мнению специалистов, во-первых, о слабом интеграционном потенциале этих стран, во-вторых - о невозможности интеграции без участия России.
Однако в начале 2007 г. Нурсултан Назарбаев в послании к казахстанскому народу «реанимировал» идею создания Союза центрально-азиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркмении. Речь шла об образовании единого экономического пространства со свободным движением товаров, людей и капиталов. Целью Союза объявлялось «обеспечение безопасности, экономический рост, политическая стабильность и процветание региона». В дальнейшем в переговорах с лидерами государств региона, президент Казахстана использовал в основном экономическую риторику, что вполне закономерно.
Казахстан не скрывает, что страны региона входят в сферу его национальных интересов опять же в экономической плоскости. Для РК другие четыре республики «представляют собой потенциальный рынок сбыта казахстанской продукции, являются местом проживания большого количества этнических казахов, а значительная часть товарооборота этих стран с другими государствами осуществляется путем транзита через казахстанскую территорию». Таким образом, сейчас речь идет в основном об экономической интеграции и мероприятиях в гуманитарной сфере. Что касается политического взаимодействия - здесь очень много проблем и неясностей, прежде всего субъективного порядка. Однако последние события показывают, что сегодня можно говорить об интеграции трех республик из пяти и то лишь условно. Пример Узбекистана, который очередной раз не может определиться со своей внешнеполитической ориентацией, и потому являющийся самым слабым звеном в системе центрально-азиатской региональной безопасности, весьма показателен. Поэтому имеет смысл рассмотреть специфику двусторонних взаимоотношений между государствами в треугольнике Казахстан - Кыргызстан - Таджикистан, руководство которых дало понять, что оно не против реализации назарбаевской инициативы.
Казахстан - Кыргызстан
Отношения между Казахстаном и Кыргызстаном оцениваются как партнерские, хотя очевидно, что такое партнерство более походит на покровительство Казахстана. Еще в 2003 году в рамках визита Аскара Акаева в Казахстан стороны подписали Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном и являющийся неотъемлемой частью договора План действия по экономической интеграции между двумя республиками. Тогда уже речь шла о новом уровне взаимоотношений между странами. «Это является совершенно новым уровнем интеграционного объединения двух государств, двух экономик на этом важном этапе развития Казахстана и Кыргызстана», - подчеркивал тогда Нурсултан Назарбаев. В рамках визита были подписаны соглашения между правительствами Казахстана и Кыргызстана «О международном автомобильном сообщении», Соглашение между правительствами «О пунктах пропуска через государственную границу». Также подписан протокол двусторонних переговоров между Казахстаном и Кыргызстаном в рамках вступления Казахстана в ВТО и Протокол между правительствами «О признании прав собственности Казахстана на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызстана». Тогда же говорили и о совместном строительстве ГРЭС и транспортировке кыргызской электроэнергии на территорию Казахстана и транзитом, через Казахстан. Уже функционирует наднациональный орган - Межгосударственный совет. В этой связи закономерным видится подписание главами государств по итогам состоявшегося 17 апреля этого года официального визита в Казахстан президента Кыргызстана Курманбека Бакиева совместного заявления о поэтапном создании Союза центрально-азиатских государств.
Вместе с тем, часть кыргызской элиты негативно оценивает перспективы такого сотрудничества, опасаясь «скупки» казахстанским бизнесом вех и вся, прежде всего инфраструктуры Иссык-Куля.
Казахстан-Таджикистан
Отношения между Казахстаном и Таджикистаном базируются на экономических связях и носят прагматичный характер. Однако Душанбе, как и в случае с Кыргызстаном, опасается, что активное участие казахстанского бизнеса в масштабных экономических проектах выльется в поглощение последним крупных и мелких объектов в финансовом секторе, сельском хозяйстве и промышленности. Но именно такой характер отношений в принципе и является реальной почвой для интеграции. Казахстан заинтересован в таджикской электроэнергии и в решении водно-энергетических проблем. Таджикистан, в свою очередь, заинтересован в казахстанских инвестициях. Таким образом, поле для интеграции обретает вполне явные экономические очертания.
Отношения между странами опираются на достаточно мощную договорно-правовую базу, насчитывающую порядка 70 документов. Так во время первого официального визита таджикского лидера Эмомали Рахмона в Казахстан в мае 2006 года был подписан ряд договоров в области экономики, социальной политики, гуманитарного сотрудничества. На настоящий момент далеко не все инициативы реализуются, что вызывает раздражение таджикской стороны. Однако значительный рост товарооборота между двумя странами-партнерами свидетельствует об определенных успехах. В 2006-2007 году прошли Дни культуры Таджикистана в Казахстане и Дни культуры Казахстана в Таджикистане. В ходе визита Нурсултана Назарбаева в Душанбе в сентябре 2007 г. был подписан ряд документов: Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры и искусства; Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области гражданской авиации; Соглашение между министерством образования Республики Таджикистан и министерством образования и науки Республики Казахстан о сотрудничестве в области технического и профессионального образования; Меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в области инвестиций и торговли между Государственным комитетом по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан и министерством индустрии и торговли Республики Казахстан; Соглашение между министерством сельского хозяйства и охраны природы Республики Таджикистан и министерством сельского хозяйства Республики Казахстан о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса. Тогда же Эмомали Рахмон заявил: «Таджикистан поддерживает идею о создании такой региональной организации, которая могла бы стать средством многогранной интеграции между нами», подчеркнув при этом, что входящие в неё страны должны обладать равными правами и обязанностями. То есть, по его мнению, в рамках такой организации должно быть создано единое правовое пространство, а «главными целями этой организации должны стать эффективное использование водно-энергетических ресурсов и минеральных богатств региона, а также формирование единого научного, культурного и гуманитарного пространства». Первым шагом на этом пути было названо учреждение госсовета и совета министров двух государств. Это, по мнению Нурсултана Назарбаева, необходимо для более эффективного взаимодействия между двумя государствами и оперативного решения возникших вопросов как между Таджикистаном и Казахстаном, так и в регионе в целом.
Поделиться: