Казахстан и перспективы разрешения «Приднестровского конфликта» в контексте совершенствования деятельности ОБСЕ
Автор: ИАЦ МГУ
Перспективы разрешения
«Приднестровского конфликта» в контекстесовершенствования деятельности ОБСЕ
Уважаемыеорганизаторы экспертного семинара. Прежде всего, хотелось бы поблагодарить вас заприглашение принять участие в этом мероприятии и изложить подходы нашего центрапо такой актуальной проблеме как «замороженные» конфликты на постсоветскомпространстве: новые риски и пути их преодоления».
Для лучшегопонимания предлагаемого вашему вниманию выступления отмечу, что Фонд развитиягосударственного права и гуманитарных проектов является межрегиональнойнекоммерческой организацией. Представительство нашей организации есть и вПриднестровье, в связи с этим мы довольно хорошо знаем процессы, происходящие вобщественной жизни региона.
Возьму на себясмелость утверждать, что «замороженное состояние» т.н. «приднестровскогоконфликта» (а если быть точнее конфликта по вопросу о будущем ПриднестровскойРеспублики), помимо прочих существенных факторов является следствием недостаточнойэффективности ОБСЕ как посредника переговорного процесса. Это неэффективность проявляетсяв следующем.
Во-первых,структурам этой уважаемой международной организации пока не удалосьсформировать эффективный механизм международного контроля над выполнением сторонамимолдо-приднестровского конфликта документов, а значит и договоренностей, ранеедостигнутых в рамках переговорного процесса. В качестве примеров здесь можнопривести неспособность или нежелание ОБСЕ добиться реального воплощения в жизньфундаментального положения Меморандума о нормализации отношений между сторонамиконфликта от 1997 года о праве Приднестровья самостоятельно устанавливать иподдерживать международные контакты в экономической области. Гуманитарнуюситуацию в Приднестровье существенно осложняет игнорирование Молдовойсоглашений, подписанных в 2001 году, и касающихся взаимного признаниядокументов, выдаваемых сторонами и т.п.
Ситуация,когда значительная часть договоренностей, достигнутых в рамках переговорногопроцесса, не выполняется, значительно снижает ценность дальнейших переговоров,какой бы формат они не имели.
Во-вторых, сегодняситуация такова, что абсолютное большинство жителей Приднестровья, а такжеполитическая элита региона, не воспринимает ОБСЕ как беспристрастногомеждународного посредника. Причиной этого является использование в деятельностиОБСЕ пресловутой политики двойных стандартов, применяемой, в том числе, и ксторонам молдо-приднестровского конфликта.
Так,проведение в Приднестровье в 2006 году референдума о политическомсамоопределении региона вызвало бурные протесты со стороны чиновников ОБСЕ.Однако, когда годом раньше Парламент Молдовы в одностороннем порядке принял закон«Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктовлевобережья Днестра (Приднестровья)», какой-либо серьезной реакции ОБСЕ непоследовало. Для пояснения скажу, что упомянутый закон, по сути, означал отход Молдовыот согласованной ранее позиции международных наблюдателей и гарантов в рамкахпереговорного процесса о том, что разрешение молдо-приднестровского конфликтаможет быть осуществлено только путем федерализации Молдовы. Закон закрепилунитарное устройство Республики Молдова. Вот вам практическое применениелогики: то, что позволено Молдове, не позволительно Приднестровью.
В-третьих,ОБСЕ, являющаяся единственной международной организацией, официальноучаствующей в урегулировании «Приднестровского» конфликта, за время выполнения своихпосреднических полномочий не предложила каких-либо серьезных экономическихстимулов для успешного осуществления переговорного процесса. За все времяпереговорного процесса с 1992 года на территории Приднестровья по линии ОБСЕ небыло реализовано ни одного крупного инфраструктурного проекта.
Обозначенныепроблемы недостаточной эффективности ОБСЕ делают весьма актуальным переченьзадач, которые поставил перед Казахстанским председательством в Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе Президент Республики Казахстан НурсултанНазарбаев. В контексте рассматриваемой проблемы наибольше значение имеют следующиезадачи. Это минимизация блоковой сегментации ОБСЕ как организации, призваннойотражать многообразие современного мира. Обеспечение реальной транспорентностирешений и действий предпринимаемых ОБСЕ. Кроме того, лидер Казахстанавысказался за достижение оптимального баланса всех трех «корзин» компетенции ОБСЕ,что предполагает активизацию деятельности международной организации внаправлении экономического развития и международной безопасности.
Такая повесткадня Казахстанского председательства в Организации по безопасности исотрудничеству в Европе, на наш взгляд, учитывает то, что позитивный вклад ОБСЕв разрешение молдо-приднестровского конфликта, а также иных «замороженных»конфликтов в Европе, возможен лишь при совершенствовании институциональнойструктуры самой международной организации. Конечно, сложно ожидать, что за годовой период председательства РеспубликиКазахстан в ОБСЕ удастся добиться кардинальных изменений в функционированиимеждународной структуры, но актуализировать позитивные трансформации, начатьдвижение по развитию ОБСЕ в соответствии с реалиями сегодняшнего дняКазахстанскому председательству вполне по силам.
ИгорьИваненко, директор Фонда развития государственного права
и гуманитарныхпроектов, кандидат политических наук
Поделиться: