Казахстан - Crisis? What crisis?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ни одна из постсоветских стран не обладает при сопоставимой численности населения столь значительными запасами природных ресурсов. Республика занимает первое место в мире по запасам цинка, вольфрама и барита, второе место по запасам серебра, свинца, хромитов, шестое - по запасам золота. Общие запасы нефти составляют около 23 млрд. тонн, из них значительная часть сосредоточена на Каспийском шельфе. По объемам нефтедобычи Казахстан пока занимает 25-26 место в мире, но с перспективой повышения позиций, в том числе за счет дополнительного получения иностранных инвестиций, поскольку на конец 2007 года, РК занимала первое место среди стран СНГ по объемам привлеченных в экономику страны внешних вложений. Этот показатель уже приближается к 40 млрд. долларов.
Казахстан - Crisis? What crisis?
Выступление Алексея Власова на международном симпозиуме TradeTech Russia. 30 мая 2008 г.

Казахстан - страна, которой так долго везло. Но любое везение заканчивается. Рано или поздно.

Такое суждение часто приходится встречать на экспертном уровне. Под него можно подвести пояснительную базу с изложением мудрости правителя, воли народа, сплоченности нации, но факты упрямая штука.

Ни одна из постсоветских стран не обладает при сопоставимой численности населения столь значительными запасами природных ресурсов. Республика занимает первое место в мире по запасам цинка, вольфрама и барита, второе место по запасам серебра, свинца, хромитов, третье место по запасам урана, шестое - по запасам золота. Общие запасы нефти составляют около 23 млрд. тонн, из них значительная часть сосредоточена на Каспийском шельфе. По объемам нефтедобычи Казахстан пока занимает место в мировой двадцатке, но с перспективой повышения позиций, в том числе за счет дополнительного получения иностранных инвестиций, поскольку на конец 2007 года, РК занимала первое место среди стран СНГ по объемам привлеченных в экономику страны внешних вложений из расчета на душу населения. Этот показатель уже приближается к 40 млрд. долларов.

Для инвесторов немаловажно и то, что Казахстан первым из постсоветских стран получил статус страны с рыночной экономикой еще в 2001-2002 году. А уровень жизни населения по среднедушевым показателям самый высокий в ЦАР, и один из самых высоких среди республик бывшего СССР.

Нужно учитывать, что «везение» страны это не только природные ресурсы, но и географическое положение Казахстана. Важнейшая транзитная позиция между Россией, Китаем, странами Каспийского бассейна. Большинство проектов, альтернативных российским маршрутам энергопоставок не могут эффективно функционировать без казахстанской нефти, хотя она и не очень высокого качества, требующего дополнительной очистки. Казахстанская политика многовекторности и прагматизма позволяет лавировать между Россией и Западом, подписывая большинство предложенных контрактов, наращивая свой геоэкономический потенциал, играя на противоречиях между «большими игроками».

Локомотивом экономики Казахстана является энергетика, приоритетные направления развития которой можно свести к следующим позициям:

  • Ø Увеличение доли Казахстана на мировых рынках энергоносителей за счет привлечения к нефтегазовым проектам инвестиций и технологий крупнейших международных нефтяных корпораций.
  • Ø Развитие системы экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа. Ликвидация транспортной и монопольной ценовой зависимости от одного потребителя (главным образом, от России).

Банковская система Казахстана до последнего времени была одной из самых передовых на постсоветском пространстве. Еще в середине 90-х было проведено ее реформирование, введены международные банковские стандарты, а в конце 90-х осуществлена накопительная пенсионная реформа, которая позволила казахстанским банкам аккумулировать часть пенсионных накоплений населения. Вслед за этим казахстанские банки выходят на рынки стран СНГ, в том числе и России, имея дешевые ресурсы внутри страны и большие кредитные линии от западных банков.

Такова «витрина» казахстанских успехов.

Однако существуют определенные риски для иностранных инвесторов, желающих вкладывать средства в «проект Казахстан», и, если мы посмотрим на основные экономические риски , которые существуют вне зависимости от текущей ситуации в стране, то они выглядят следующим образом:

  • Ø Существенная зависимость от колебаний международной экономической системы;
  • Ø Недостаточная степень прозрачности экономической сферы;
  • Ø Сырьевая ориентированность экономики;
  • Ø Конфликты государства с иностранными инвесторами;
  • Что касается вмешательства государства в экономическую сферу РК, то вряд ли этот фактор можно учитывать, как негативный, поскольку именно власти Казахстана разрабатывают и осуществляют комплекс антикризисных мер. Без которых, как мы убедимся в дальнейшем, экономику Казахстана ожидали гораздо большие проблемы и трудности.

Противоречия с иностранными инвесторами действительно заметно обострились в последнее время, но показательна статистика, согласно которой из примерно 800 контрактов по недропользованию было расторгнуто за 2007 год не более 1% от их общего количества. Пятая часть инвесторов получили уведомление о нарушении контрактных обязательств. Но здесь нужно учитывать, что многие из соглашений заключались на изначально невыгодных для Казахстана условиях, а в других случаях инвесторы не выполняют свои текущие обязательства. Отдельного разговора заслуживает ситуация по Кашагану, где идет борьба как среди иностранных участников проекта, так и среди лоббистских групп внутри казахстанской элиты.

Так что, в каждом конкретном случае у возникающих конфликтов своя природа.

До последнего времени считалось, что основной угрозой для устойчивого развития экономики Казахстана может стать падение цен на нефть и газ на мировых рынках. Однако цены на энергоносители продолжают расти. Но, между тем, последний год стал для казахстанской экономики временем серьезных испытаний и в повестку дня включен вопрос о перспективах казахстанского «экономического чуда».

Первые симптомы проблем на внутреннем рынке РК появились в конце 2006 - начале 2007 года. К середине прошлого года эксперты уже открыто заговорили о надвигающемся финансовом кризисе в стране. Многие аналитики связали эти негативные тенденции с крахом ипотечной системы в США и последующим периодом нестабильности на фондовых и валютных рынках, указывая на уже упомянутую мной зависимость целого ряда секторов казахстанской экономики от колебаний международных рынков.

Эта взаимосвязь присутствует, однако развитие кризисных тенденций связано с фундаментальными причинами внутреннего характера.

Первая причина - недальновидная политика руководства целого ряда крупных банков страны, и неуклонный рост внешних банковских заимствований, доля которых к концу 2006 года в банковских пассивах составляла более 50%. Казахстан вошел в группу лидеров среди стран с развивающейся экономикой по уровню развития финансового посредничества, но это достижение представляется довольно сомнительным. Заемные деньги банки направляли на длинное кредитование, в том числе ипотечное, причем, около 50% выдаваемых кредитов были номинированы в иностранной валюте, что в условиях нестабильности на внутреннем валютном рынке и чрезмерной привязки тенге к доллару также увеличивало риски.

Значительная доля банковских кредитных средств шла в сектор строительства и ипотеку. Поэтому, как только у банков возникли проблемы, строительный рынок в крупных городах практически встал. Сразу выяснилось, что цены на недвижимость были завышены в разы от ее реальной стоимости.

Контролирующие органы неоднократно указывали банкам на чрезмерно рискованную политику в сфере кредитования. Однако, как оказалось, никаких реальных выводов руководство крупнейших банков страны для себя практически не сделало. Не стоит сбрасывть со счетов и такой факт - многие банки контролируются людьми, вхожими в Ак Орду. На эти рекомендации и предписания они могли и вовсе не реагировать.

Развитие кризисных явлений:

В 2008 году казахстанским банкам придется выплатить иностранным кредиторам сумму порядка 17 млрд. долл. Общий совокупный банковский долг составляет уже почти 80 млрд. долл, что приводит к дальнейшему снижению внутреннего кредитования, так как средства банков аккумулируются и направляются на погашение долга.

Даже официальные прогнозы на 2008-2009 гг. менее оптимистичны и амбициозны, чем обычно. По заявлению министерства финансов темпы роста экономики замедлят свой рост до 5,5% по сравнению с 8,5% в прошлом году. На сегодняшнем заседании правительства Карим Масимов говорил уже о 5% росте.

Но официальные лица в качестве главного объяснения выдвигают тезис о естественной реакции на замедлившиеся темпы роста несырьевой экономики. Реакция Ак Орды вполне объяснима, учитывая большой опыт казахстанских властей в деле создания собственного позитивного имиджа. Даже в тех ситуациях, когда очертания кризиса становятся все более явными. Западные аналитики, напротив, предлагают более объективно и подробно информировать общественность о сложившемся положении. Но тут уже дело даже не столько в осторожности властей, сколько в позиции банковского сообщества, которое во всех доступных формах стремится минимизировать какие-либо рассуждения о реальных причинах нарастающих проблем.

В настоящий момент казахстанские банки вынужденно повышают процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточают другие условия, что конечно негативно сказывается на темпах экономического роста и ставит под угрозу выполнение многих государственных программ, в частности поддержки малого и среднего бизнеса. И, одновременно, некоторые банки успевают организовывать в прессе акции против своих конкрентов.

Это отражается не только на рейтинге страны в целом, но и крупнейших банков и национальных компаний, казахстанских голубых фишек. Не так давно Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило рейтинги 12 казахстанских банков и рейтинги Казахстана, изменив прогноз в отношении них на "негативный" со "стабильного". Пересмотр прогноза отражает увеличившийся риск того, что ухудшение качества активов банковской системы Казахстана в сочетании с трудностями привлечения финансирования приведет к ослаблению налогово-бюджетных и показателей внешнеторгового баланса и негативно отразится на финансовой гибкости и перспективах экономического роста страны в целом.

Государство берет на себя функции «антикризисного менеджера» и стимулирует рост банковских бумаг через «Фонд устойчивого развития Казына», который, в частности разместил в банке «Туран Алем» трехлетний депозит на сумму свыше 80 млн. долларов.

Кредитная активность резко сокращается без вложений иностранных инвесторов. Крупные города Казахстана, в том числе Астана и Алма-Ата, могут превратиться в территорию «мертвых строительных площадок», как эффектно высказываются некоторые СМИ. Впрочем, на уже упомянутом выше совещании Масимов обещал, что государство окажет финансовую поддержку для завершения строительства 157 объектов в Астане и Алматы, где участниками долевого строительства являются более 30 тысяч граждан. Но, замечу, что уже сейчас зафиксировано падение цен на первичном и вторичном рынке недвижимости (цены снизились на 25-40% в зависимости от типа дома и его местоположения). На фоне этих кризисных явлений отмечен заметный рост инфляции. Правительство заверяет, что ему удастся сдержать инфляцию на уровне не выше 10%, хотя по некоторым данным к концу 2007 года она уже достигла 19,8%.

От роста инфляции особенно сильно пострадают как раз те слои населения, которые наиболее активно поддерживают существующую социально-экономическую и политическую систему - новый средний класс, - мелкий бизнес и население крупных городов.

Таким образом, банки, строительство, устойчивость национальной валюты - вот основные проблемные зоны середины 2008 года. И, чтобы понять насколько эффективно сможет правительство страны урегулировать возникшие сложности, обратимся к более общему вопросу, в каком отношении находятся в Казахстане власть и экономика, насколько взаимовлияют политические риски и экономические процессы в РК? Потому что политические последствия замедления экономического роста могут быть очень серьезные. И, в свою очередь, что очевидно, политика продолжает оказывать заметное влияние на характер экономических процессов.

Ключевые проблемы политической системы Казахстана могут быть сведены к следующим позициям:

  • Ø моноцентризм политической системы страны
  • Ø сохранение тесной связи между властью и бизнесом в непубличных, кулуарных формах
  • Мы видим, что главный момент, который соединяет экономические и политические проблемы с точки зрения возможных рисков - это, прежде всего, сильная зависимость бизнеса от власти. Но, заметно, что в ситуации с банковской сферой, нельзя однозначно утверждать, что вмешательство государства в экономику это всегда зло. Особенно тогда, когда субъекты хозяйственных отношений ведут чрезмерно рискованную игру, которая оборачивается значительными издержками для населения. Да, в Казахстане существует государство патерналистского типа, и, замечу, что это единственная страна на постсоветском пространстве, где государствоберет на себя корпоративные риски. Власть расширяет число новых финансовых инструментов, создает условия для активного участия внешних игроков в процессе оздоровления казахстанской экономики - России, прежде всего.

Проводится ревизия отраслевых приоритетов, в ближайшее время ожидается увеличение реального сектора экономики.

Краткосрочные меры направлены на очевидное снижение социального напряжения, поддержку банковской системы, сохранение привлекательности внешнего вида столиц. Хотя, часть строительных объектов будут неизбежно законсервированы.

На России возможный кризис в РК отразится, но не в силу взаимосвязанности рынков, поскольку масштабы не сопоставимы. Эта взаимосвязь, скорее всего, будет носить косвенный характер, поскольку в Казахстане позиционировалась самая развитая банковская система в СНГ, и развитие ситуации в ней российские банкиры и экономисты будут анализировать буквально с лупой в руках.

Выводы.

Итак, очевидно, что трудные времена ожидают банковскую сферу и строительные компании. Но, в то же время, сохраняется несколько привлекательных направлений для инвестирования средств в экономику Казахстана.

Перспективные направления инвестиций:

1.Нефтегазовый сектор

Перспективы роста нефтегазового сектора Казахстана предполагают большие возможности для капиталовложений в будущем, однако развитие бизнеса и строительство экспортных и альтернативных трубопроводов достаточно неопределенны, что в итоге может затормозить дальнейший рост сектора. Хотя не может полностью игнорироваться влияние ситуации с ликвидностью на мировом рынке на возможные варианты финансирования, политика и стратегическая аргументация правительства будут и в дальнейшем играть важную роль в определении механизмов финансирования.

Ожидается, что Правительство Казахстана будет и в дальнейшем контролировать ключевые проекты развития инфраструктуры нефтегазового сектора через госкомпании - такие, как КазМунайГаз и ее дочерние предприятия.

2.Горно-металлургическая отрасль

Компании «второго эшелона», особенно имеющие значительные запасы, могут стать объектами приобретения для более крупных казахстанских и международных производителей, которые стремятся повысить уровень обеспеченности добычи запасами.

3.Инфраструктура

4.Аграрный сектор. Производство и переработка сельхозпродукции

Таким образом, проблемы надо пережить. Государство, инвесторы, банки, частные вкладчики, строительные компании должны усвоить урок из событий 2006-2008 годов, и воспринимать эти трудности не в качестве неизбежной катастрофы, а, как повод для выработки новых правил игры, и, как следствие - очищение экономики РК от неконкурентоспособных участников экономического процесса. В любом случае, по оценке экспертов Moody's Казахстан входит в группу европейских стран (вместе с Болгарией и Эстонией) по которым кризис, даже в случае осуществления худщего сценария, ударит слабее, чем, по большинству стран Восточной и Центральной Европы.

При подготовке доклада использовались материалы казахстанских и британских аналитических центров.

special thanks to Alexandr Sobianin.

Теги: Казахстан

Поделиться: