Казахстан-Азербайджан: «Каспийский мост» обретет новые опоры
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан намерен внести ясность в перспективы «каспийского моста», создаваемого с Азербайджаном. Предстоящий визит казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева в Баку ожидается с большим интересом в обеих столицах. Вот уже несколько лет страны постепенно шаг за шагом продвигаются в совместной кооперации по экспорту казахстанских энергоносителей на мировой рынок. Однако этот сложный и многогранный процесс порой нуждается в политической поддержке, а если быть точнее, то направлении и корректировке усилий коммерческих структур в создании эффективного энерготранспортного коридора.
Несколько лет назад Казахстан и Азербайджан договорились создать комплексную транскаспийскую систему транспортировки казахстанской нефти через территорию Азербайджана. В полном виде она будет включать инфраструктуру на восточном берегу Каспия в Казахстане и на западном в Азербайджане. На востоке планируется построить нефтепровод от казахстанских месторождений на севере Прикаспия («Кашаган» и «Тенгиз») до порта Курык на юге. В самом порту необходимо создать соответствующую инфраструктуру для приема в перспективе более трех десятков миллионов тонн нефти в год. В Азербайджане же для приема большой казахстанской нефти преимущественно с месторождения «Кашаган» должна быть проведена не меньшая работа по перевалке этих объемов.
На данный момент казахстанская нефть уже проходит через Азербайджан и выходит на средиземноморье в турецкий Джейхан и черноморские порты Грузии - Поти и Батуми в объеме примерно до 100 тысяч баррелей в сутки. Год назад основной акционер Тенгизского месторождения в Казахстане американская «Шеврон», имеющая долю в трубопроводном консорциуме Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) начал прокачку своей нефти по этой трубе на льготных условиях акционера. Такими же преимуществами прокачки своей нефти в Турцию будут обладать японская «Инпекс», итальянская «Эни» и французская «Тоталь», входящие в БТД Ко и одновременно выступающие акционерами казахстанского проекта «Кашаган».
Во время визита Нурсултана Назарбаева планируется, что «КазМунайГаз» и Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) подпишут соглашение о создании совместного предприятия для строительства Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ). Нурсултан Назарбаев полтора года назад подписал закон о ратификации договора между двумя соседними странами по поддержке и содействию транспортировке казахстанской нефти через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы БТД
По оценкам «КазМунайГаза», общая стоимость создания ККСТ может составить около $3 млрд. Финансирование проекта планируется за счет привлечения внешних инвестиций. Предполагается, что система обеспечит на начальном этапе транспортировку через Баку-Тбилиси-Джейхан 25 млн тонн нефти с последующим увеличением до 38 млн тонн в год. Эти объемы могут перевозиться танкерами до тех пор, пока не разрешился вопрос о статусе Каспийского моря и не появится возможность строительства подводной транскаспийской трубы. Сегодня же эта идея кажется несколько утопичной из-за больших разногласий, имеющихся сред прикаспийской пятерки относительно прокладки подобных коммуникаций по морскому дну.
Что же касается азербайджанской части маршрута, то в новой системе может быть задействовано не только турецкое направление. Как сообщал недавно «Вестник Кавказа», на переговорах «КазМунайГаза» и ГНКАР стороны договорились провести исследования дополнительных возможностей транспортировки казахстанской нефти через территорию Азербайджана и Грузии к Черному морю. Задействовать уже существующую трубу от Баку до Супсы не позволят правовые аспекты собственности. Как известно трубопроводом владеет компания Би-Пи, которая не имеет желания допускать к трубе других грузоотправителей. Супса считается стратегическим маршрутом, который в случае чего может на время подменить джейханское направление. Посему Казахстану и Азербайджан размышляют над возможным строительством нового трубопровода в рамках коридора Баку-Супса.
Однако не вся нефть с месторождения «Кашаган» будет транспортироваться по БТД. Большая ее часть пойдет по трубопроводу КТК через Россию. Казахстан, проводя политику диверсификации экспортных поставок, тем не менее учитывает интересы России и рассчитывает, что уже к 2012 году КТК будет расширен.
Евгений Кришталев
Поделиться: