Казахстан-2010: основные контуры развития в контексте председательства в ОБСЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Очевидно, что 2010 год, на который приходится председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), станет периодом, определившим дальнейшее развитие республики на ближайшую перспективу. В то же время, учитывая специфику режима правления и во многом обусловленного этим фактором отношения Казахстана к своим обязательствам в рамках ОБСЕ, многочисленным обращениям и рекомендациям ее институтов и официальных представителей с самого начала своего членства в этой организации, выстраивание республикой своей внутренней и внешней политики в рассматриваемый период, скорее всего, будет носить неоднозначный и непоследовательный характер.
Казахстан-2010: основные контуры развития в контексте председательства в ОБСЕ

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ

Очевидно, что 2010 год, на который приходится председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), станет периодом, определившим дальнейшее развитие республики на ближайшую перспективу.

В то же время, учитывая специфику режима правления и во многом обусловленного этим фактором отношения Казахстана к своим обязательствам в рамках ОБСЕ, многочисленным обращениям и рекомендациям ее институтов и официальных представителей с самого начала своего членства в этой организации, выстраивание республикой своей внутренней и внешней политики в рассматриваемый период, скорее всего, будет носить неоднозначный и непоследовательный характер.

С одной стороны, вольно или невольно Казахстану придется соответствовать своему высокому статусу, что предполагает проведение определенных мероприятий либерального характера. С другой стороны, уже не первый год республика пытается «приучить» ОБСЕ и входящие в нее страны, прежде всего дальнего зарубежья, к своей так называемой «страновой специфике» и откровенным игнорированием общих для всех членов ОБСЕ правил этой организации.

Более того, в течение последних трех лет прослеживается попытка Казахстана навязать ОБСЕ свои собственные правила. Особенно это проявилось в том, что весной-летом 2007 года казахстанские власти принятием поправок в Конституцию РК, укрепляющих централизованные начала политико-властной системы, и формированием Мажилиса Парламента на монопартийной основе пошли в противовес с фактическими условиями, которые были выдвинуты Казахстану на брюссельском совещании министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в декабре 2006 году.

То, что вопреки этому обстоятельству Казахстан в декабре 2007 года все же был избран председателем ОБСЕ, дало «Ак Орде» серьезный карт-бланщ для того, чтобы продолжить рассматриваемую политику «приучения». Одним из последних шагов в этом направлении стало принятие закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Хотя ОБСЕ в лице своего представителя по вопросам свободы прессы Миклоша Харасти призывала казахстанские власти отказаться от принятия этого закона как несоответствующего стандартам ОБСЕ в сфере свободы слова.

Вместе с тем то, что Казахстан мог себе позволить делать до официального вступления в должность председателя ОБСЕ, вероятно будет затруднительно для осуществления во время его пребывания в ней. Другое дело, что это обстоятельство не гарантирует каких-либо серьезных шагов республики в направлении развития демократии и соблюдения прав человека. Просто «Ак Орда» будет вынуждена установить для самой себя своеобразный годовой мораторий на недопущение тех или иных, которые будут явно противоречить стандартам ОБСЕ в области человеческого измерения.

Что касается конкретных контуров внутри- и внешнеполитического развития Казахстана в контексте своего председательства в ОБСЕ, то они в определенной степени отражены в тексте выступления министра иностранных дел РК Марата Тажина на 15-м совещании министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ. Это, в частности:

1) в области демократизации казахстанского общества и государства: реформирование выборного законодательства, либерализация процедуры регистрации и развития механизмов саморегулирования СМИ, либерализация регистрационных требований к политическим партиям, совершенствование системы местного самоуправления, укрепление диалога между религиями и народами Казахстана;

2) в сфере международных отношений: продолжение политики поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ, поддержка международных инициатив в процессе постконфликтного урегулирования в Афганистане и усиления роли ОБСЕ в этой стране.

3) в рамках ОБСЕ: поддержка продления мандатов трех личных представителей действующего председателя ОБСЕ по религиозной толерантности и свободе религий, обеспечение соблюдения базовых принципов открытого участия неправительственных организаций в деятельности ОБСЕ, сохранение мандата БДИПЧ и отказ от поддержки какие-либо предложений по его ослаблению.

В то же время в рамках первого направления большинство заявленных мер были обозначены к своему принятию в течение 2008 года. И это нашло свое отражение в поправках, внесенных в законодательство о выборах, политических партиях, СМИ и по вопросам местного государственного управления и самоуправления. Хотя в своем большинстве соответствующие меры носят откровенно «косметический» характер и их нельзя считать проведением полноценном политической реформы.

Так или иначе, но получается, что соответствующую либерализацию Казахстан уже провел. А вот, что он будет предпринимать дальше в этом направлении в 2010 году, какой-либо официальной информации по этому поводу на сегодня нет. Кстати, тот же Тажин в декабре 2008 года в ходе хельсинского совещания министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ свое выступление посвятил главным образом вопросам «релевантности Организации и ее способности к адаптации в современных условиях». Тематика же внутриполитического характера свелась исключительно к сообщению о том, что уже было сделано республикой в 2008 году. В связи с этим есть основание полагать, что Казахстан данную тему перед ОБСЕ фактически закрыл.

Единственно наиболее важным внутриполитическим вопросом, который может быть положительно решен Казахстаном, является вероятный роспуск Мажилиса Парламента и проведение досрочных выборов его нового созыва. Хотя сам по себе фактор предстоящего председательства республики в ОБСЕ не является решающим для того, чтобы «Ак Орда» пошла на этот шаг, тем не менее к нему она может всегда апеллировать, если решится на это.

Надо сказать, что у казахстанских властей еще есть время для того, чтобы провести досрочные парламентские выборы до конца этого года и занять затем пост председателя ОБСЕ, имея в наличии парламент хотя бы с двухпартийным составом депутатского корпуса. К тому же проведение данной избирательной кампании в осенне-зимних условиях позволяет сделать это более эффективно именно правящей партии «Нур Отан», располагающей всемерной поддержкой со стороны государства.

В целом, в процессе председательства Казахстана в ОБСЕ руководству страны вольно или невольно придется делать какие-либо внутриполитические шаги для того, чтобы поддерживать свой высокий международный статус и соответствующий ему имидж. Вместе с тем даже если власти республики и обратятся к тем или иным рекомендациям ОБСЕ в рамках рассматриваемого направления, то следует ожидать, что они либо возьмут оттуда то, что им вполне подходит, либо внесут сюда нужные коррективы. В любом случае, в стороне от принципов и стандартов ОБСЕ еще долго будут оставаться такие наиболее ключевые моменты для дальнейшего развития казахстанской демократии, как конструкция, функционирование и преемственность президентской власти.

Наиболее же всего вырисовываются шаги, которые Казахстан предпримет в 2010 году в рамках своей внешней политики. Следует ожидать, что новый статус позволит ему более эффективно, чем прежде, продвигать свои позиции на мировой арене и решать различные вопросы в рамках двух- и многосторонних контактов с другими участниками международных отношений.

В государственной программе «Путь в Европу» на 2009-2011 годы, утвержденной Указом Президента РК 29 августа 2008 года, обозначены следующие приоритеты председательства Казахстана в ОБСЕ:

1) продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ;

2) развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров;

3) решение экологических проблем;

4) укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения;

5) развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми;

6) восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ;

7) использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической.

Таким образом, Астана дает четко понять ОБСЕ и входящим в нее странам, что свой руководящий статус в этой организации она будет использовать в целях акцентирования внимания и максимальной ориентации деятельности ОБСЕ и ее институтов на всех тех вопросах, которые непосредственно не касаются тематики развития демократии и соблюдения прав и свобод человека, особенно на постсоветском пространстве.

Вместе с тем вряд ли большинство инициатив Казахстана будет поддержано другими странами-членами организации и реализованы. Вполне вероятно, что многие из них будут полагать присутствие Москвы, так сказать, за спиной у Астаны. В любом случае Казахстан в 2010 году будет ограничена фактическим сопредседательством со стороны Греции и Литвы как соответственно бывшего и будущего руководителей ОБСЕ. В связи с этим казахстанские власти вряд ли смогут, например, направить в нужное им русло деятельность того же БДИПЧ. В лучшем случае на правах председателя ОБСЕ Казахстан сможет добиться положительного решения по некоторым организационно-процедурным вопросам.

Не исключено также, что Казахстану придется вносить определенные коррективы во взаимоотношения со своими внешнеполитическими партнерами, включая Россию, Китай, США, Евросоюз и соседние республики Центральной Азии. Особенно, видимо, следует ожидать его сближения с другими странами СНГ, на чью поддержку своих действий в рамках ОБСЕ он может рассчитывать. В то же время, учитывая неоднозначный и сложный характер, взаимоотношений Казахстана с некоторыми соседними странами, например, Узбекистаном, эта поддержка может стать своего рода предметом торга на уровне двусторонних отношений.

Так или иначе, но грядущее председательство Казахстана в ОБСЕ является бесспорным и не поддающимся какому-либо пересмотру или даже отмене фактом. Безусловно, что постсоветской республике придется выдержать серьезное испытание на прочность. Но одновременно это будет серьезным экзаменом и для самой ОБСЕ. Можно сказать, что казахстанское председательство во многом станет своего рода соревнованием между Астаной и Веной по поводу того, кто из них вынудит другого максимально играть по своим правилам. Разница между ними заключается в основном в том, что ОБСЕ свои правила обозначила давно, тогда как Казахстану это еще предстоит только сделать. А вот кто из них выйдет победителем из этого «соревновании» или ожидается «боевая ничья», видимо, станет ясно после первых шагов нашей республики на своем высоком посту.

Поделиться: