Казахстан-2009: Политика подготовки молодых специалистов
Автор: ИАЦ МГУ
Пресс-релиз
Четвертый круглый стол
Дискуссионного клуба «НАМЫС»
Тема: Политика подготовки молодых специалистов
Место проведения: Областная Научно - Техническая Библиотека, улица Есет батыра 158 «а», город Актобе
Время проведения 04 мая, с 10-00 до 13-00 (местного времени).
В основе рыночной экономики находится баланс между рынками труда и образовательных услуг, которого, к сожалению, достичь, пока не удается. Потому что уровень образования Высших Учебных Заведении Казахстана не соответствуют международным уровням и качествам. Ни один ВУЗ Республики Казахстан не входит в список тысячи лучших университетов мира, даже КИМЕП и КБТУ. Здесь причин много, основные это: непрофессиональная образовательная политика, непрофессионализм преподавателей, слабая техническая база ВУЗов и коррупции в сфере высшего образования.
Образование, в том числе профессиональное, остается преимущественно замкнутой системой, не адаптированной в должной степени к рынку труда ни по номенклатуре, ни по качеству подготовки специалистов. Как следствие, более 50% специалистов после окончания учебных заведений остаются без работы, как правило, становясь при этом самозанятыми гражданами страны. А сколько из трудоустроенных работают по специальности, неизвестно.
Нынешняя ситуация с подготовкой специалистов назревала давно. Достаточно вспомнить, что к 1998 году в стране закрыли инженерные кафедры в интересах подготовки экономистов и юристов. Теперь обнаружилось нехватка инженерно-технических кадров, и ее не компенсировать массовым выпуском бакалавров и магистров. Сегодня ситуация по кадрам кардинально ухудшилась, что вызвано отчасти экономическим кризисом. Одних специалистов в громадном избытке, других не хватает. Государству, за счет налогоплательщика приходится выделять сотни миллиардов тенге для исправления положения. Но кто будет исправлять? Чиновники из министерства образования или ректоры Вузов? Деньги, как всегда, используют не по назначению, но толку не будет. Не выработан комплекс механизмов исправления.
Чиновники из Минобразования и Ректоры Вузов должны работать по удовлетворению требований потребителей, то есть студентов. Иначе должны уступить свои должности другим, которые готовы это сделать. К такой постановке вопроса ни Министерство образования РК, ни ректоры Вузов не готовы. Проще бравурно докладывать «нужную информацию» Акорде, выдавая желаемое за действительное. Благо некому и разбираться в регионах и в центре.
Например: Ситуация по Актюбинской области на 2009 год, в регионе 6 Высших Учебных Заведении. Три государственных (АГУ им. Жубанова, АПИ, Медакадемия) и три частных Вуза (Дуние, Нур, Баишева). Всего количество студентов 23500, из них очное обучение - 13600, всего грантов 270. У нас в регионе государство помогает получить одному студенту из 100 студентов. То есть остальные 99% студентов в регионе полагаются на помощь родителей, чтобы получить высшее образование. Стоимость ежегодного обучения в Вузах от 60000 до 282200 тенге (в зависимости от факультета и Вуза).
1) Количество выпускников Вузов на 2007-2008 годы- 3118 студентов, из них по направлению государства в районах области устроены 961 выпускников Вуза (врачи и учителя). Всего 30% от общего количества выпускников, остальные 70% надеются на свои связи и знания.
2) Ожидаемое количество выпускников Вузов на 2008-2009 годы- 2700 студентов, из них по направлению государства в районах области устроены 953 выпускников Вуза (врачи и учителя). Всего 35% от общего количества выпускников, остальные 65% надеются на свои связи и знания.
Эта ситуация из года в год повторяется, с каждым годом увеличивается невостребованных специалистов на рынке. Вузы, заняты тем, что только успевают штамповать дипломы для выпускников. И не интересуется, будут ли востребованы их студенты на рынке. Они занимаются чисто бизнесом, а не образованием студентов, обучением будущих кадров страны. Сегодня даже государственных Вузов интересует не качество полученных студентами образования, а доход от частных студентов. При этом качество образования низкое, практики для студентов не предоставляют (без них на работу не берут). Мест в общежитии для иногородних студентов не хватает, это уже повод для коррупции. Коррупция во времена зачетов и экзаменов. Низкая техническая база в аудиториях и библиотеках. Получается, студент платит огромные суммы денег не за знания, а за корочку. Убивает свое драгоценное время, которое он потратил за эти годы в стенах Вуза. Ведь Вуз не дает то, что надо рынку труда, то есть квалифицированных и обученных по всем стандартам кадров.
Все это происходило и будет происходить до тех пор пока студент или молодой специалист сам активно не возьмется за отстаивание своих прав и выражение своего мнения открыто. Только молодежь или студенты как получатели образовательных услуг сами в состоянии повлиять на повышение качества образования и в будущем повлиять на то, что власть будет создать экономические условия для полноценной трудовой деятельности.
Для решения правильной политики трудоустройства молодежи, предлагаем следующие меры:
1) Необходимо установить контроль над работой ректората Вуза, создав независимые комиссии из числа студентов и родителей. Чтобы ректорат Вуза ежегодно отчитывались перед этой комиссии: за потраченные суммы денег, за проделанные работы, за достижения и провалы в политике образования в стенах Вуза.
2) проводить всеобуч среди абитуриентов ВУЗов на предмет знания своих прав при подписании договоров, что даст возможность подписывать равноправные договора и спрашивать с администрации ВУЗа за любые отступления.
3) обучать студенческие организации, для того, чтобы тем могли в свою очередь повышать уровень юридической грамотности студентов и давать студентам реальные механизмы, которые последние могли бы использовать для самозащиты.
4) Проводить мониторинг среди учебных заведений с ежегодной корректировкой количества, номенклатуру и качество выпускаемых Вузами и колледжами специалистов в соответствии не с приблизительными оценками спроса, а по реальному количеству принятых на работу выпускников по контракту. То есть выпускать нужно ровно столько, сколько могут трудоустроиться по специальности.
5) Активно освещать работу ректората и обучения студентов в СМИ. Чтобы граждане могли спрашивать с Вузов, ректоратов Вузов и чиновников Минобразования за качество образования.
6) В свою очередь обязать правительство предоставить квоты для трудоустройства молодежи по выпускаемым специальностям. Правительство может поощрять организации, привлекающие на работу больший процент молодежи.
7) Параллельно необходимо создавать рабочие места. Правительство не на словах, а на деле должно развивать местное производство, в котором могут принимать активное участие выпускники ВУЗов.
8) Среди местных производителей необходимо проводить обучающие тренинги по созданию квалификационных программ на производстве и постепенному вовлечению молодежи в активную трудовую деятельность.
Такая модель предоставленная нами изменит психологический настрой в профессиональных учебных заведениях. Которым придется постоянно заниматься поиском заказчиков (работодателей), привлекать их к участию в обучении, рецензированию работ студентов. Чтобы качество обучения отвечало требованиям работодателя. Практика выставления студентам оценок за деньги, естественно, прекратится. Таким образом, коррупцию в Вузах можно искоренить. Каждый будут заниматься своими естественными делами: Вуз преподаванием качественного образования, а не штамповкой дипломов, студент получением качественного образования, а не оценок за деньги. Выиграют от этого все: государство, студент, работодатель, ВУЗ. Выпускники наших Вузов будут востребованы всегда и везде, как во внутренних, так и во внешних рынках труда. Качество и престиж образования в Вузах в нашей стране поднимется до мировых уровней. И мы увидим название наших Вузов в списке не только тысячи самых лучших Вузов мира, возможно и в списке сотни лучших Вузов мира.
Руководитель и модератор Дискуссионного клуба
Тортбаев Газиз
контактные телефоны: +7-701-4839030, +7-777-3121340
Поделиться: