Казахстан 2009. Политические итоги года.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если брать внешнеполитический контекст, то, прежде всего, это подготовка Казахстана к председательству в ОБСЕ, выбор тем, которые будут включены в повестку дня в этот период, подписание документов по Таможенному Союзу и решение глав России, Казахстана и Белоруссии о создании в 2012 году Единого экономического пространства
Казахстан 2009. Политические итоги года.

Казахстан 2009. Политические итоги года. Интервью с заместителем генерального директора ИАЦ Андреем Карповым.

-Джанибек Сулеев: В последнее время в российских и казахстанских СМИ появились многочисленные публикации, посвященные итогам уходящего 2009 года. Конечно, большинство из них основываются на субъективных оценках экспертов, а те рейтинги, которые составляются на основе якобы глубоких социологических исследований, также вызывают большие сомнения с точки зрения их репрезентативности. И все-таки, по-Вашему, какие события 2009 года стали наиболее значимыми для Казахстана?

-Андрей Карпов: Если брать внешнеполитический контекст, то, это, прежде всего: подготовка Казахстана к председательству в ОБСЕ; выбор тем, которые будут включены в повестку дня в этот период; подписание документов по Таможенному Союзу и решение глав России, Казахстана и Белоруссии о запуске проекта Единого экономического пространства в 2012 году.

Я думаю, что обозначенные тренды будут развиваться и в ближайшем будущем. В первую очередь, я имею в виду интеграционную составляющую взаимодействия между Астаной, Москвой и Минском. Эти отношения могут иметь серьезные перспективы как с точки зрения развития стратегического партнерства между Россией и Казахстаном, так и с точки зрения того места, которая отводится Казахстану во внешней политике России.

Да, наша политика на постсоветском пространстве, несмотря на произошедшие за последние годы изменения, на мой взгляд, остается избыточно прагматичной, и этот прагматизм не всегда работает в плюс по отношению к нашим ближайшим соседям и партнерам. Но последние выступления Дмитрия Медведева, та энергичность, с которой Астана и Москва проводили идею Таможенного Союза, показывает, что в принципе все шероховатости и недоработки могут быть успешно преодолены.

Ну а что касается председательства Казахстана в ОБСЕ, то тут уж, как говорится - не убавить, не прибавить. Мощная пиар-кампания, которая проводилась в Казахстане, на Западе и в России, как мне кажется, имела наибольший эффект на российском информационном рынке, поскольку, чего скрывать, и в Вене и в Брюсселе, по-прежнему с опаской смотрят на перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ, исходя не из каких-то внешнеполитических аспектов этой темы, а скорее из вопроса, насколько Казахстан как председатель ОБСЕ соответствует самым высоким демократическим стандартам этой Организации.

-Д.С.:Вы осветили внешнеполитические итоги уходящего года для Казахстана. Ну, а какие внутриполитические события ,можно отнести к категории наиболее значимых?

- А.К.: Конечно, больше всего говорят об отставках года. Я имею в виду уход со своего поста всесильного главы КНБ Шабдарбаева, отставку Дархана Калетаева с поста первого зампреда «Нур Отан», определенные перестановки в ближнем круге президента Нурсултана Назарбаева. Но если говорить не о персоналиях, а о процессах, событие года – это актуализация трех тем. Первая тема – пожизненное президентство. Вторая тема – возможное принятие закона о статусе национального лидера. Третья тема – доктрина национального единства.

Мне кажется, что именно три этих сюжет и стали своеобразными символами 2009 года, который в каком-то смысле является рубежным в канун торжественного празднования 70-летия со дня рождения Нурсултана Назарбаева.

Две первых темы, полагаю, напрямую связаны именно с этим контекстом, причем не только с юбилейным событием, а с вопросом о механизмах сохранения «модели Назарбаева» в неизменном виде на ближайшее время, а в перспективе, о создании более простых и эффективных инструментов передачи власти при сохранении статус-кво внутри ближнего круга Нурсултана Назарбаева, или же для некоторых элитных групп, напротив, завоевании доминирующих позиций и ослаблении конкурирентов .

Третья тема – доктрина национального единства. Не буду нарушать мораторий на ее обсуждение, который, как я понимаю, объявлен до 20 января, скажу только одно: мне кажется, действительно, эта тема была изначально «заточена» под председательство Казахстана в ОБСЕ, и всерьез никто не ожидал, что появление этого проекта на XV Сессии АНК вызовет такую бурную реакцию в обществе, особенно среди представителей казахстанской интеллигенции. Опять-таки, не вдаваясь в подробности относительно содержательной стороны этого документа, хочу сказать, что такие сбои в системе показывают, что амбициозные задачи, которые ставит перед собой Ак Орда не всегда подкрепляются высоким уровнем исполнителей, должным качеством "человеческого капитала".

Мне кажется, что в 2009 году эта проблема была обозначена еще более рельефно, чем в 2008 году, когда основной удар пришелся на экономический блок, социальную сферу, и Кайрат Келимбетов и Карим Масимов, несмотря на то, что между ними существуют, как я понимаю, не самые лучшие отношения, объективно были вынуждены «впрячься» в одну «телегу» и тащить этот «экономический воз», добились, на мой взгляд, ощутимых успехов: глава правительства в своем направлении, ну а Кайрат Келимбетов, прежде всего, в работе с иностранными кредиторами.

А вот «политическое крыло» Ак Орды такого единства достичь не смогло, не сумев преодолеть внутреннюю неприязнь друг к другу. В широком контексте это относится и к Администрации Президента, партии власти «Нур Отан», силовым структурам. Здесь с одной стороны, труднее определять критерии – хорошо или плохо выполняет тот или иной управленец свою работу (по экономическому блоку это как раз более понятно), но зачастую личные амбиции оказывались выше соображений политической целесообразности, и, как мне кажется, это тоже явилось итогом 2009 года.

Если бы Ак Орда действовала синхронно, я сомневаюсь, что одновременно были бы запущены два таких потенциально перспективных, но не во всем совпадающих проекта, как пожизненное президентство и закон о статусе национального лидера.

-Д.С.: Кого, по вашему мнению, можно назвать «персоной 2009 года»?

-А.К.: Пожалуй, это самый сложный вопрос, поскольку из самого Казахстана, я думаю, все выглядит совершенно иначе, чем из России. Но с точки зрения российских экспертов и СМИ, помимо Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который здесь вне конкуренции, особенно если учесть, что все его наиболее громкие статьи в уходящем году публиковались в российских изданиях, конечно номером два стал Канат Саудабаев, который учел ошибки своих предшественников на посту Министра иностранных дел и работает в логике «реализатора» президентских установок.

Карим Масимов и Кайрат Келимбетов были широко представлены в экономических новостях, за которыми следили в России, поскольку интерес к казахстанскому рынку очень велик с учетом известных событий вокруг «Казатомпрома».

Стал известен российским экспертам и Дархан Калетаев. Он хоть и оставил пост первого зампреда «Нур Отан», но тот факт, что в презентациях его книги, посвященной Нурсултану Назарбаеву, принимали участие российские, казахстанские, азербайджанские, турецкие эксперты, и одна из презентаций проходила не так давно в Стамбуле, показывает, что Дархан Калетаев – фигура, которую рано списывать со счетов.

Другое дело, что реализовать потенциал в условиях жесткой аппаратной борьбы – дело невероятно сложное. И я, думаю, что 2010 год, несмотря на его юбилейное содержание и председательство Казахстана в ОБСЕ, будет временем тяжелых испытаний для враждующих кланов в ближайшем окружении Президента. Судя по последним событиям, происходящим в Казахстане, степень конфликтогенности возрастает. Это, возможно, и есть главный негативный итог 2009 года.

-Спасибо за беседу.

Поделиться: