Казахский суверенитет - мечта, которой не суждено сбыться?
Автор: ИАЦ МГУ
Июнь 2009
Берик Оразалин, Дюссельдорф, Германия |
Трудно принять другое мнение. Можно сказать, что невозможно, тем более, если мнение это касается предмета, который тебя тоже волнует и тебе есть что сказать. И поэтому есть культура полемики, дискуссии и искусство ведение спора. На заре человеческой цивилизации, об этом много чего было сказано и написано, в частности древнегреческими философами и мыслителями. И сей процесс, не прекращался никогда, ведь вся история это и есть столкновение мнений, суждений и взглядов. Это очень конфликтная сфера, сознание и мышление. И надо сказать, люди в процессе создали культуру для этого, и всегда приходили к какому-то приближенному единству мнению. Даже если оно не устраивало всех и, как правило, которое никого не устраивало, но, тем не менее, его принимали.
Человек всегда доволен своим умом и не бывает, не прав. Это в его природе. В Казахстане, России и в других странах бывшего Союза природная нетерпимость к иному, чем у себя мнению, всегда имеет крайнюю форму. В споре нужно обязательно оскорбить, унизить, а еще лучше убить. Убийство оппонента это уже норма в политическом или хозяйственном споре. И смотришь, иной раз, как какой-нибудь зарвавшийся журналюга начинает гаденько мочить какого-нибудь деятеля, а деятель этот не долго думая, заказывает и мочит его уже в реале. И, в общем, все стоят друг друга.
Чем можно объяснить это полное отсутствие культуры полемики. Может тоталитарным прошлым и настоящим, может отсутствием или небольшим количеством умных, образованных людей, но скорее это просто менталитет такой, вот. Странный немного.
Тем не менее, иное, чужое, отличное от другого мнение имеет право просто быть.
И поэтому все то сказанное мной, имеет эдакую погрешность на менталитет. В общем, без кокетства, ничего нового и сложного. Набор банальностей, общеизвестных и прописных истин и фактов. Впрочем. Кому не интересно может не читать. Не навязываю и не прошу.
Первое, с чем сталкивается наш человек в Германии это осознание, что это очень классовая страна. Это не только в Европе, но и во всем мире так. Осознание, понимание этого приходит не сразу и не всем. Некоторые, а их большинство, так и не приходят к пониманию и приятию. Каждый называет это по-разному. Что мы люди второго сорта и должны горбатиться на немцев, или у нас есть свое место, на которое нам указывают, или мы ограничены жесткими рамками для роста и т.д. Как бы это не называть, но то, что это так, чувствуют и знают все. Принять, смириться с этим общепринятым фактом уже сложнее. То есть, это не простой и часто болезненный процесс, который у некоторых растягивается на годы и передается в наследство детям. И это касается только нашего человека. Для всех других иностранцев это не проблема. Весь мир это классовые страны. И выходец из любой другой страны Азии, Африки, Америки или Европы, приехал из точно такой же классовой, кастовой страны. Где, гусь - свинье не товарищ. И здесь кроется очень большое противоречие, на котором следует заострить внимание. Мы все до сих пор, носители бесклассового состояния и сознания. И для нас всех это верх несправедливости.
Классовое общество, что это такое. Маркс, Ленин все здорово описали в своих трудах. Значит общество разделено на классы, или касты, или сословия. Одни богатые были и всегда будут, на них работают, другие бедные, подвергаются эксплуатации, создают им прибавочную стоимость и т.д. Если родился в семье крестьянина, будешь крестьянином, а если в семье юриста, то юристом. Бешара это бешара, а бай это бай. Есть, конечно, как в любой системе исключения, но они, как известно, только подтверждают правило. И все ясно, как божий день, это закон и так было и будет всегда.
- Но ведь это же неправильно и неправедно. А за что же мы тогда жили и кровь проливали? Как так? Это же должно быть по-другому? А как же Свобода, Равенство, Братство? Общество равных возможностей и прочее? Значит, мой сын будет тем же что и я? А если я работяга, простой человек и что? Получается человек не хозяин своей судьбы и от него ни чего не зависит?
- Нет, от него зависит, но есть правило и порядок вещей. Есть право, и есть обязанность. Возможности то равные, но есть требования и их много. Будешь соответствовать - будешь иметь. И потом, простой средний человек живет вполне прилично, достойно и просто не хочет быть другим. Зачем ему быть большим, богатым человеком обязательно. Тем более, когда в обществе любой труд уважаем и отсутствует понятие престижа ...
В общем, это долгий и часто незримый разговор и можно об этом бесконечно распространяться, но факт остается фактом. Есть конфликт классового и бесклассового сознания. По мере осознания и понимания глубины классового состояния европейского общества приходит и другое понимание процессов в том же самом Казахстане и ему подобных странах.
То есть, в Германии есть элита, которая венчает собой пирамиду общественного устройства. Кто они эта элита. Во-первых, это аристократия. Потомки римских легионеров и германских, готских, арийских вождей. Традиционно аристократия была военной, фон Рибентроп, фон Паульс, фон Крюге и др. Но также естественно аристократия вошла и в буржуазию, и в бизнес. Но и сама буржуазия и бизнес породили своих представителей и кланы, и произошло это уже очень давно. Роль элиты в обществе и жизни страны огромно. К примеру. Человек идет работать на завод, или предприятие, потом получает зарплату, платит налоги, и несет эти деньги в магазин. Так вот, и завод, и магазин, и государство принадлежит элите. Как в Советском Союзе, только там все было государственным и называлось общенародным. То же самое в Германии, да и в любой другой стране тоже. А правители и правительство это служащие у элиты и при этом не забывающие о простом народе, избравшем их. И все достаточно цельно. Примитивное объяснение сложных понятий, которое от своей простоты теряет смысл.
Элита Германии это не абстрактная величина, а люди. Но люди не простые и не просты. Они входят в тот один процент населения, которым принадлежит девяносто шесть процентов мировых денег и богатств. Так как это продолжается давно, то они были и стали, другими не только по внешним признакам богатства и власти. Но и думают, относятся, оценивают они тоже по иному, чем обычные люди. Король не может думать как простолюдин. В заботе о своем народе он вынужден смотреть шире. На то он и король. И в современном мире они просто не могут быть националистами, или патриотами, или иметь такие местечковые слабости как родной язык. Они как бы выше этого. Ведь это так не важно, какая страна, Германия, или какая другая. Все достаточно космополитично, интернационально, глобально. Для крупного концерна нет большого значения как, что называется и где расположен завод, филиал или головная контора. И нет большой разницы между производителем и потребителем. Сборкой продукции, производством комплектующих, рынком сбыта или поставщиком сырья. Потому что это все система и все достаточно условно. Не надо забывать также, о том, что у Германии, как страны тоже есть немало иностранных акционеров. А у акционеров, как и положено, есть свои пожелания, к которым необходимо прислушиваться.
Поэтому, вопрос национального суверенитета в достаточной степени условен и формален. Как о нем можно говорить, когда нет, например, границ, для людей, товаров, услуг, финансов. Где нет законодательных препонов, таможни и паспортного контроля. Когда процессы интеграции только усиливаются в условиях глобального мира. Нет привычных признаков независимости, а как раз наоборот. Уж очень много этих самых признаков, очень даже зависимости от всего и вся.
Может простому немцу и не нравиться, что в стране много иностранцев, он против расширения Европы на восток, или того, что немецкие деньги и производства вкладываются и переносятся в другие страны, но это выгодно элите и как следствие выгодно и ему. Потому что это социально ориентированная страна, в которой есть понимание и согласие. Элиты и народа, бедных и богатых. Элита как бы говорит, да мы богатеем, но не забываем о народе, а народ как бы с этим соглашается и ему тоже это выгодно. И конечно, как и в старину, элита достойна своего положения, и занимает свое место по праву. Она не раз доказывала это право и с оружием в руках тоже. Поэтому-то и влияние ее на все аспекты жизни общества огромно. На нее ориентируются, берут пример, прислушиваются к мнению. То есть, не так все просто.
Казахстан как суверенная страна появился не в безвоздушном пространстве, а в мире, котором все достаточно плотно занято другими игроками и правила игры давно определены. И стране богатой минеральными ресурсами нашлось место в мировом разделении труда. Можно сказать, повезло, в отличие от других. Не тяжким трудом завоеванное место под солнцем, а место, которое было определено, указанно и позволено. Безоценочно. Это ни хорошо, ни плохо, это есть. Не народ развалил Советский Союз, а интересы национальных элит. Казахстанская элита, а это бывшая партноменклатура, очень хотела занять появившуюся нишу нового общественно-экономического устройства. А Запад был заинтересован в том, чтобы это произошло. Без этого нет страны. Не графья конечно, но хоть что-то. Кому-то ведь должны принадлежать те пресловутые девяносто шесть процентов казахстанских богатств. Не народу же. Это мы уже проходили. Никто не заставлял, не навязывал. Была предложена, и с большой радостью принята элитой общеизвестная модель построения общества и государства. Смотрите конституцию КЗ, которая один в один клон американской, европейской и любой другой. И страна и общество стало в одночасье классовым. При этом, в отличие от нормальных стран, у которых это продолжалось веками, в Казахстане разделение на классы произошло сразу и поэтому появилось только два класса, которые условно и не условно можно назвать, богатые и бедные. Что, учитывая менталитет, было и остается очень хорошим стимулом для элиты с целью всяческого укрепления и сохранения своего положения. Естественно богатые не сильно хотели, чтобы кто-то еще был богат кроме них в этой стране. И создали всякие препоны, чтобы ограничить амбиции народа. За двадцать лет, конечно, произошло некоторое отпочкование от богатых вниз и от бедных вверх, но все равно середина до сих пор пуста. И разрыв между этими классами непостижимо огромен.
Нет ничего удивительного в том, что представители казахстанской элиты были приняты в закрытые европейские и мировые элитные общества и клубы. И их там принимают как достойную, настоящую элиту. Но они то и есть элита, а другой нет в Казахстане, и уже никогда не будет. Не любимый народом акын, который говорит правду и озвучивает чаянья народа. Как кому-то хочется думать. А они, простые казахские капиталисты и деятели своего же государства. И также естественно, что они живут и думают, так же как и представители элит других стран, той же Германии, Англии или Швейцарии, например. И на светских раутах и званных приемах они свои. Потому что элита.
Как это не странно, иллюзия о том, что все равны, оказалась очень живучей. И оттого, что я могу поговорить с представителем элиты на одном языке и вроде на равных, порождает представление, что он такой же. Потому-то эти обвинения и постоянные вопли о несправедливости и протестное состояние в народной среде. Странная метаморфоза сознания, которое не хочет принимать очевидное.
В итоге, мы имеем обычное классовое общество, в котором до сих пор доминирует бесклассовое сознание. То есть, если есть классы, а их мы назвали это - богатые и бедные, то есть и классовое сознание. Бытие определяет сознание. Богатые живут, думают по-своему, а бедные совсем по-другому. И здесь кроется серьезный конфликт. Народ один и называются казахи, а сознание разное. И никто ни кого не понимает и не с кем не согласен по всем вопросам. Ведь трудно согласиться с другим мнением, особенно с учетом местного менталитета. В общем элите сильно не повезло с народом, а народу соответственно с элитой.
Понятно, что взгляды на жизнь богатого и бедного отличаются. Но эта разница особенно видна в вопросах, касающихся нации и национального суверенитета. И различия координальные. Если для представителей элиты по большому счету вопрос национального суверенитета и нации это понятие расплывчато, и есть другие более важные вопросы. То для простого человека, это жизненно важный вопрос.
О чем мечтали и мечтают простые, бедные казахи. О своей стране, в которой они будут чувствовать себя уютно, хорошо и достойно. Где все будет по казахским понятиям и по-казахски. Единственная, родная страна, которую любишь, гордишься и в которой мы среди своих и где все по нашему. Да и другие народы тоже пусть живут. Что нам делить то бедным? Почему нет? Жили же всегда вместе, вроде, и дальше давайте, жить, работать, растить детей. Только все-таки по-нашему, считайтесь с этим. Язык казахский опять же и т.д. и т.п.
Элита поначалу тоже имела те же атавизмы выходцев из низших слоев. Ну, а потом все стало на круги своя. И классовые приоритеты, оказались выше национальных. Элита в целом, считает суверенитет и так называемую независимость, мифом. Не надо было встревать в большую игру. А мечты казахов о своей стране - утопией, которая невозможна, нереальна. На этот счет по остаточному принципу, или вообще никак. Только как ненужный реверанс в сторону народа. Как можно иметь в виду эмоциональные посылы, какими бы искренними они ни были, когда на карту поставлены вопросы сохранения и захвата рынков в условиях конкуренции. Когда нужно удерживать и сохранять долю и баланс интересов в акционерном капитале страны. Сложного политического и экономического маневрирования в мире "акул", которые могут "схавать" весь Казахстан с потрохами. Маленький народ на огромной территории в окружении гигантов, тяжеловесов. Мир, где правит компромисс, конформизм. Среди потоков товаров, финансов, интересов. Влияний, давлений, вмешательства. Где нет победителей и побежденных, а только процесс.
Как сказал как-то Президент, независимая (пресса, в данном случае можно сказать страна) это та, от которой ничто не зависит.
А я то всегда задавался вопросом. Ну неужто это так сложно сделать? Что-то для народа, в его интересах? Почему такая непримиримая, неолиберальная модель в самые тяжелые для народа годы? Для непосвященных, неолиберализм, это когда по принципу спасайся, выживай - кто, как хочет и может. Или полное отсутствие позиции по казахскому языку? Ничего определенного. Почему в течение двадцати лет важные вопросы жизни и формирования нации и общества пущены на самотек? Или почему жесткое торможение демократического процесса? И процесса формирования среднего класса и развития отечественного бизнеса? Классовые противоречия, значит? А оно оказывается вон что! Ну, теперь понятно. Любовь здесь больше не живет.
А что же дальше? Да ничего. Все как было, так и будет. Мечты имеют способность иногда не сбываться. Страна казахов естественно ни куда не денется и казахи тоже. Ничего не изменится. Элита будет думать, как она думает, а народ как ему хочется или вздумается, может вообще не думать. Не для того он есть. И каждый имеет право на свое мнение. И любое мнение имеет право быть. Но если принять сей постулат, то это уже первый шаг на долгом и трудном пути к согласию.
Не сегодня-завтра грядет так называемая "смена элиты". Но смен элит не бывает. "Деньги - любят тишину". А как любят тишину, те, которые ими обладают. Сменяться персоны. И на них опять будет смотреть народ с надеждой на лучшую жизнь. А жизнь твоя зависит, как это не банально, не от страны, государства или персоны. А от тебя лично. И никто не сможет сделать твою жизнь счастливой и богатой, кроме тебя самого.
Поделиться: