Казахский праздник весеннего равноденствия Наурыз
Автор: ИАЦ МГУ
В давние времена казахский народ жил в степях в юртах. В то время они не имели представления о существовании компасов, календарей, а тем более часов и определяли время по лунному, солнечному или восточному календарю. Наступление весны казахи определяли по солнцу, по проникновению теплых солнечных лучей в юрту сквозь ее верхнее отверстие. По используемому нами григорианскому календарю этот день обычно совпадал с 22 марта днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март Наурызом . Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово наурыз восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу новый плюс роуз день.
Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений:
- название первого дня Нового года,
- название первого месяца каждого года животного цикла,
- название праздника Нового года,
- название угощений, приносимых в этот праздник ,например, Наурыз коже,
- название жанра стихов и песен.
Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек , просто Наурыз или Наурызгуль. Если в Наурыз выпадал снег, это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной. Традиционное приветствие в этот день , рукопожатие двумя руками обязательно с чередованием объятий через оба плеча. Наурыз , день обновления природы и соответственно у людей это , праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. В Наурыз прекращались войны между враждующими.
По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется ночью счастья. Древние тюрки , предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение Одежда , словно белый снег Наурыза. Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: Одна лучина не станет светом. Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла. Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Они наполняли всю пустую посуду продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.
Существует также немало ритуалов праздника, направленных на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальные угощения, а парни в свою очередь дарят девушкам зеркала, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту
Наурыз , праздник единения. В этот день готовят главное угощение праздника Наурыз коже - специальное праздничное блюдо из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавляя свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Праздник Наурыз символизирует равенство людей, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. Молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Наурыз , день равенства мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных; праздник уважения к старшему, любви к младшему.
В полдень, на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо бель-котерер, что означает выпрямляющий стан, поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры Айкыш-уйкыш, что в переводе означает Навстречу друг другу, и Аударыспек, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызвала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
По существующей традиции в этот день мудрые старейшины -аксакалы дарят обществу слова благословения. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в души людей, и они надолго запомнили их. Эти добрые пожелания традиционно заканчиваются древними словами: Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого молока! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас! День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Наурыз , древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. О том, когда началось его празднование, нет исторических сведений , так глубоки его корни. По народному календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год . Эта традиция существовала до 1926 года. Во время религиозных гонений в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по невежеству своему считала его религиозным и националистическим праздником.
Это не религиозный праздник, как руководство советской власти вбивало в голову народу, он и не национальный праздник в узком смысле слова. Талибы Афганистана, запрещая этот праздник, признают его неисламским , нерелигиозным. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя Гияс ад Дин Абу аль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в одинадцатом веке в годы правления султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана ,Летоисчисление Малики . В основу этого календаря было положено природное начало года , день, когда солнце вступает в созвездие Овна, первый день после весеннего равноденствия. Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяцами. По этому календарю средняя продолжительность года равна 365,2400 суткам. Отклонение от истинного солнечного года составляет всего 0,0002 суток. Таким образом, ошибка в один день накапливается за 5000 лет. Для сравнения , по календарю, которым сегодня пользуются во всем мире, средняя продолжительность года равна 365,2425 суткам, при этом отклонение от истинного года равно 0,0003 суткам, а ошибка в один день накапливается за 3333 года (газета Поиск номер 36. 5-11 сентября 1998 г.). Возникшие значительно позднее религии заимствовали у народа лучшие традиции и духовное богатство, присущие этому празднику, чтобы пропагандировать свою новую веру.
Наурыз , праздник интернациональный, о чем люди уже забыли. Помимо предков казахов, тюрков, праздновали его иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бирманцы и другие народы. Известно, что англичане праздновали очень близкую дату , 26 марта как Новый год до восемнадцатого века. С завоеванием территории казахов и других тюркских народов арабами и введением ислама праздник Наурыз был использован арабскими правителями и мусульманским духовенством в целях распространения ислама, для поднятия его авторитета, а также для пропаганды арабской культуры. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али , а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда .
Московские казахи всенародный Праздник Наурыз вернули себе и начали отмечать его с 1990 г. со времени создания в столице казахских общественных организаций. Уже существует определенные традиции.
Устраиваются народные игры с качелями алтыбакан, соревнования борцов, состязания акынов-импровизаторов, песнопения, детские игры и т. д. в разных местах и помещениях. В России казахи отмечают Наурыз в тех регионах, где они проживают компактно. Кроме того, в Москве регулярно отмечают Наурыз азербайджанцы, курды, уйгуры и др. Наурыз вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов -Праздник праздников . Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество.
Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди прежде всего дети единой Матери Природы, этот праздник станет всеобщим.
Поделиться: