Казахи России: современное этнокультурное развитие.
Автор: ИАЦ МГУ
На историческом факультете МГУ издана программа сбора этнографической информации "Казахи России: современное этнокультурное развитие". Редакция сайта публикует выдержку из данного исследования, проведенного Е.И. Лариной.
Самые разные этнические образования населяли Великую Степь. Ее географические границы не совпадают с теми государственными образованиями, которые существуют в наши дни, - Россией, Казахстаном и Киргизией. «Размежевание» Степи привело к явлению, когда один этнос проживает на территории разных государств, по-разному осознает себя в этих государствах и по отношению к государству, в котором является нациеобразующим. Такова судьба и российских казахов.
Правомерным будет разделение российских казахов на две группы: коренных жителей и мигрантов постперестроечной волны. В первую попадают те казахи, предки которых расселились на территории современной России с середины XVIII в. или же в 1930-е гг. вследствие политики коллективизации и раскулачивания. Территории их расселения - контактные, приграничные с Казахстаном земли Поволжья, Урала, Сибири и Алтая, земли традиционного кочевания казахов, тот континуум евразийских степей, который не имел четких границ, растворяясь в южнорусских степях, горной системе Алтая или северных узбекских городах южного Приаралья. Граница же была установлена в период советской политики национального размежевания. Первоначально это было выделение Киргизской АССР в 1920 г. (в 1925 г. переименована в Казахскую) именно в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. Позже, в 1936 г., Казахстан получит статус союзной республики.
Общеизвестна искусственность границ в среднеазиатско-казах-станском регионе, в котором никогда государства не формировались по этническому признаку. Казахи, как и северные киргизы, в XVIII-XIX вв. (в 1731 г. Младший Казахский жуз и в 1740-1743 гг. - Средний) добровольно вошли в состав Российского государства, в отличие от некоторых регионов Средней Азии. Тем не менее этническим меньшинством современных российских казахов сделало установление государственных границ в результате распада СССР, закрепленного юридически 21 декабря 1991 г. Это не значит, что граница раз и навсегда разделила казахов по обе ее стороны. Крепкие родственные связи, активные поездки в Россию и Казахстан, экономическое и культурное сотрудничество питают этническую культуру и самосознание российских казахов. Вместе с тем следствием разделения становится активное формирование российских казахов в особую, а, в силу специфики различных западных и восточных приграничных регионов, правильнее сказать в особые этнографические группы. Их отличает особое самосознание российских казахов, четкое осознание своей родиной России, а исторической родиной - Казахстана, в их среде происходит, с одной стороны, консервация архаичных обрядов и представлений, с другой, под влиянием русской, и шире российской, культуры включение различных элементов этнокультурной жизни окружающих их народов.
В Российской Федерации казахи проживают в 21 регионе: в Алтайском крае - почти 11 тыс. чел., в Республике Алтай - 12 тыс., в Астраханской обл. - 142 тыс., в Башкирии, - более 16 тыс., в Кургане -15 тыс., в Москве - 20 тыс., в Мурманской обл. - 552 чел., в Новосибирской обл. - около 12 тыс., в Омской обл. - 81,6 тыс., в Оренбургской обл. - 200 тыс., в Самарской обл. - 15 тыс., в Саратовской обл. -80 тыс., в Свердловской обл. - 9 тыс., в Татарстане - 2 тыс., в Томской обл. - 2 тыс., в Тюменской обл. - около 20 тыс., в Челябинской обл. -36 тыс., в Якутии - 1,5 тыс.
С 2005 г. кафедра этнологии проводит экспедиционные исследования в рамках полевой этнографической практики студентов среди казахов современной России. Исследование проводится по монографическому принципу, когда все стороны жизни этноса являются объектом изучения этнолога (как шутят сами этнологи, их интересует всё «от астрономии до гастрономии»).
Данная программа представляет собой сборник вопросников, которые охватывают лишь некоторую часть обозначенного всеобъемлющего подхода. Сделано это осознанно. Вопросники созданы по темявлениям, которые так или иначе актуализированы в наше время, т. е. обозначенные в вопросниках явления либо претерпевают коренные изменения, либо были воссозданы по обычаю в последние два десятилетия. Вопросники не являются анкетой для заполнения или проведения массовых социологических обследований. Это своего рода алгоритм, опорный перечень возможных вопросов для проведения интервью, к которому необходимо относиться творчески. Тем более, что по мере накопления новых материалов вопросы могут быть дополнены новыми.
Подходы и методика изучения других сторон многогранного бытования казахского народа, например, материальной культуры, семейной обрядности в целом (когда чаще всего можно лишь зафиксировать степень бытования того или иного обряда), обсуждаются со студентами на экспедиционном семинаре.
ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ КАЗАХОВ В РОССИИ
В расселении казахов на территории современной России можно условно выделить несколько периодов. Как правило, территории современного расселения российских казахов в дореволюционное время являлись местами их кочевий, летних и реже зимних стоянок. Зачастую их аулы соседствовали с русскими поселениями, что определялось хозяйственной специализацией - земледелием у русских и подвижным скотоводством у казахов. В 1920-1930-е гг. в период коллективизации и седентеризации происходило массовое переселение казахов на земли их нынешнего расселения. Следующий значимый поток переселенцев приходится на 1990-е гг., когда Казахстан стал суверенным государством, что сопровождалось также резкими экономическими изменениями, повлекшими за собой тяжелое экономическое положение населения и переезд казахов из Казахстана в Россию.
Инструментарий опроса.
1, История заселения данной местности
Выяснить, где родился респондент: страна, область, район, населенный пункт.
К какому ру принадлежит собеседник?
Если респондент родился не в России, то выяснить, когда и по каким причинам он переехал в Россию.
Где родились его родители: мать и отец?
Если родители приехали из других мест, то выяснить, из каких.
По какой причине родители переехали в данную местность?
Откуда родом были дедушки и бабушки по отцовской и материнской линии?
Если они куда-то переезжали («кочевали»), то выяснить, откуда и
по какой причине.
К какому ру и родовому подразделению принадлежали дедушка и бабушка?
Когда в данной местности поселились казахи?
Кочевали ли они в данной местности до революции?
Были ли на этой территории русские поселения?
Сохранились ли в данной местности тюркские (казахские) названия населенных пунктов (топонимов), рек, озер (гидронимов),
холмов, бугров, гор (оронимов), не отраженные на географической карте?
2. Период начала 1990-х гг»
Если респондент переселился в Россию в начале 1990-х гг., то выяснить причины переселения респондента.
Кто переехал вместе с собеседником?
В каком порядке происходило переселение: порознь или все вместе?
Есть ли у респондента родственники в данной местности?
Чем респондент и те, кто переселился вместе с ним, занимался в Казахстане?
Чем они стали заниматься в России?
Помогали ли в обустройстве органы власти?
Есть ли у респондента российское гражданство?
Были ли у детей трудности с адаптацией (в школе, с друзьями и т. д.)?
Как была решена проблема с жильем?
Собирается ли респондент вернуться обратно в Казахстан?
Как респондент оценивает свое нынешнее положение?
Есть ли у респондента знакомые, которые спустя некоторое время вернулись обратно в Казахстан?
3. Казахстанская программа «оралман»
Слышал ли респондент о программе «оралман»? Кто такие «оралманы»? Откуда он знает о данной программе? Как респондент относится к данной программе? Было ли желание переехать в Казахстан? Если нет, то почему?
Переехал ли кто-либо из его знакомых и родственников по данной программе?
Были ли у этих людей родственники в Казахстане?
Оказывали ли они какую-либо помощь? Какую?
Как эти люди оценивают свое положение после переезда?
САМОСОЗНАНИЕ
Как бы собеседник ответил на вопрос «Кто я»?
Какие черты, по мнению респондента, присущи казахскому народу?
Какие черты присущи соседним народам (русским, немцам, чувашам, алтайцам и т. д.)?
Отличает ли респондент себя в качестве российского казаха?
По каким признакам (язык, характер, взаимоотношения в коллективе, знание обычаев и обрядов)?
Бывал ли респондент в Казахстане и заметил ли отличия казахов России от казахов Казахстана?
В чем состоят эти отличия?
Знает ли респондент, к какому жузу он принадлежит, где этот жуз
расселяется?
Знает ли респондент свое родоплеменное подразделение (ру)
и его место в генеалогической структуре?
Для чего необходимо это знание?
Отличается ли его род какими-либо особенностями («воинственность», «дар целительства», «хитрость» и пр.)?
Что бы респондент назвал своей Родиной?
Как бы он назвал ее по-казахски (Елимай, Атамекен, иначе)?
К какой религии себя относит собеседник?
Выражает ли собеседник свою принадлежность к казахскому этносу через художественные средства (использование орнамента в жилище, рисование, лепка из глины, резьба по дереву, вышивка
и пр.)?
Знает ли собеседник об идее «евразийства»? Что это такое и какое отношение к ней имеет казахский народ, по мнению собеседника?
Знает ли собеседник, что такое «алаш», «алаш-орда»?
Без чего нельзя представить себе казахский народ?
Блок по ономастике
Каким именем представился собеседник?
Какие фамилия, имя, отчество записаны в паспорте собеседника?
Если имена не совпадают, то расспросить, почему так произошло.
Кто дал собеседнику имя? Почему?
Каким именем собеседника называли в детстве?
Каким именем собеседника называют друзья-казахи и друзья-русские?
Каким именем собеседника называют коллеги по работе?
Как бы собеседник хотел, чтобы его называли?
Какие имена у детей собеседника?
Кто выбирал для них имена? Каким образом? Были ли такие имена раньше?
Какие казахские имена нравятся собеседнику и почему?
Какие неказахские имена нравятся собеседнику и почему?
СОВЕТЫ СТАРЕЙШИН
Совет старейшин как собрание наиболее старых и уважаемых людей, создаваемый для решения общественно значимых задач, - типичный институт для патриархального общества, отражающий традицию уважительного отношения к старикам, их силу и влияние. Естественно, что по мере усложнения социальной структуры значение возраста ослабевало, старейшинами становились не обязательно старые, а просто знающие, обладающие авторитетом и влиянием и потому уважаемые люди.
С упразднением в советскую эпоху народных судов и повсеместным распространением суда государственного контроль за этическими и социальными нормами переходил в ведение партийных органов и к общественным организациям - профсоюзам, женсоветам и пр. Однако уничтожение суда биев не означало исчезновения уважительного отношения к мнению старших или авторитетных людей. В советское время традиция считаться с их мнением, испрашивать у них совета сохранялась в полной мере в рамках семьи и, вероятно, в некоторых вопросах в рамках аула (особенно когда дело касалось исполнения общезначимых обрядов, в частности, похорон). Но с развитием урбанизации и под влиянием СМИ эта традиция в значительной мере ослабла.
С началом перестройки и деидеологизации общественной жизни, а также в связи с реалиями становления рыночной экономики вопросы формирования этических норм вообще, казалось бы, ушли из поля зрения общества, представления о социально допустимых нормах поведения размывались. Однако именно это размывание побуждало общество к самоорганизации. В казахской среде формой такой самоорганизации и стали советы старейшин.
Инструментарий опроса.
Кого считают старейшиной-аксакалом?
С какого возраста человека считают аксакалом?
Сколько аксакалов насчитывается в селении?
Существует ли в данном селении определенное название для совета старейшин (совет аксакалов, курултай, совет ветеранов, совет при мечети и др.)? Если нет, то как они себя называют?
Входят ли в совет старейшин уважаемые мужчины предпенсионного возраста - местные руководители, хозяйственники, предприниматели, муллы или имамы?
Когда старейшины обсуждают насущные вопросы: на садака, поминках, в мечети и пр.?
Собираются ли они вместе специально для решения каких-либо вопросов?
Какие вопросы обсуждают старейшины:
- вопросы девиантного поведения: пьянство, проституция, рукоприкладство в семье и пр.;
- хозяйственные: ограждение кладбища, уборка мусора на улицах или на кладбище, водоснабжение и пр.;
- религиозные: строительство и содержание мечети, проведение похоронных обрядов - принятие даура, раздача жыртыса, сбор быты-ра, проведение обрядов для вызывания дождя (общий садака, тасат-тык, жанбыр бер и пр.);
- выясняют чей-либо ру для проведения свадьбы или похорон;
- вопросы взаимодействия с казахами Казахстана (например, участие в переселении по программе возвращения «оралманов»).
Каким образом выполняются решения совета старейшин?
Есть ли взаимодействие совета старейшин с органами власти -милицией, детской комнатой милиции, руководителями муниципальных образований, профсоюзами?
Участвуют ли в обсуждении подобных вопросов женщины?
Есть ли в селении уважаемые женщины, советы и слова которых выполняются так же, как и слова аксакалов?
Как называют таких женщин?
Объединяются ли они в женсоветы или другие подобные органы?
На кого они оказывают влияние?
Шло ли мнение старейшин в разрез с мнением собеседника?
Поступал ли кто-нибудь в данном селении вопреки мнению старейшин?
Кому можно поступать иначе, чем решили старейшины?
Поделиться: