Какой идеолого-пропагандистский подтекст содержит «Прыжок Афалины»?
Автор: ИАЦ МГУ
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ
Идущий в казахстанских кинотеатрах политический триллер «Прыжок Афалины» на первый взгляд представляет собой обычный, хотя и не без претензий на статус отечественного блокбастера, боевик, какими сегодня буквально переполнены экраны мирового и особенно постсоветского кинематографа. Однако, когда автором сценария и одним из продюсеров фильма выступает один из высокопоставленных госчиновников Адильбек Джаксыбеков, на его постановку из бюджета республики было выделено 2 млн. долларов США, а завершение съемок отмечено на прошедшей в апреле этого года коллегии Министерства культуры и информации РК, все это наводит на мысль о том, что цели создателей «Прыжка Афалины» выходят далеко за рамки развития отечественного кинематографа.
Общеизвестно, какую идеолого-пропагандистскую нагрузку несет в себе киноискусство. В Казахстане это ощущается особенно в связи с заметным проявлением этатизма в культуре и других сферах общественной жизни. В случае же с рассматриваемым фильмом четко прослеживается попытка дать новый взгляд на политическую атмосферу, наблюдаемую в 2005 году в контексте подготовки и проведения президентских выборов. Иными словами, создатели фильма фактически сделали заявку на переосмысление соответствующих событий в новейшей истории суверенного Казахстана.
По словам Адильбека Джаксыбекова, «...идеей фильма было желание показать Казахстан как государство, в котором протекают такие же сложные и интересные процессы, как и в других странах мира» (см. Гапонова Н. «Кто разгадает тайну афалины?», «Казахстанская правда», 1.05.2009 г.).
Еще более четко идеолого-политический подтекст «Прыжка Афалины» отметил режиссер фильма Эльдор Уразбаев: «Действие происходит в 2005 году, когда в Казахстане проходили выборы президента и была мощная политическая кампания: оппозиционные партии выдвигали своих кандидатов, и шла очень жестокая конкурентная борьба, которой решили воспользоваться криминальные элементы, надеявшиеся каким-то образом повлиять на итоги выборов» (см. Никитин А. «Эльдор УРАЗБАЕВ: Американским фильм не получится...», «Время», 12.08.2008 г.).
Характерным для съемок и демонстрации фильма является акцент его создателей на то, что в его основе лежат реальные события, а многие персонажи списаны с реальных людей. Надо признать, что определенные параллели с действительностью того времени в фильме прослеживаются. В частности, в основе киношного убийства в Москве торгового представителя Казахстана явно лежит, насколько известно, до сих пор нераскрытое убийство в сентябре 2004 года руководителя представительства Управления делами президента РК в России Ибрагима Джумалиева. А убийство в фильме оппозиционного политика накануне президентских выборов заставляет вспомнить о трагической гибели в ноябре 2005 года одного из видных государственных и политических деятелей Казахстана Заманбека Нуркадилова.
Нельзя не отметить, что реальная предвыборная атмосфера того времени ознаменовалась целой серией случаев проявления экстремистских методов, в том числе криминального характера, в сфере политической борьбы, прежде всего между действующей властью и оппозицией. Результатом этого стало возрастание в политической жизни страны криминально-экстремистских тенденций и, как следствие, снижение степени цивилизованности в отношениях различных политических оппонентов.
Крайние формы политической борьбы в 2005 году были как активно использованы властью и провластными силами в своих интересах, связанных с оказанием давления на оппозицию (инциденты с нападениями на кандидата в президенты РК Жармахана Туякбая и сопровождающих его лиц в Усть-Каменогорске и Шымкенте, полицейские рейды в офисы оппозиционных организаций и СМИ), так и проявились путем фактического создания не без участия властей атмосферы политической напряженности, негативно воздействующей на сознание и поведение граждан (таже гибель Нуркадилова, похищение и убийство дочери одной из активисток избирательного штаба оппозиции несовершеннолетней Оксаны Никитиной.).
В этих условиях через правоохранительные органы и провластные СМИ власти откровенно нагнетали атмосферу страха и буквально зомбировали население разными сообщениями и умело запущенными слухами о массовых беспорядках, погромах и силах, готовых их спровоцировать. Так, на фоне относительно мирной политической ситуации в Казахстане провластными телеканалами негативно, чуть ли не на уровне изображения гражданской войны, подавалась информация о событиях, произошедших весной 2005 года в соседнем Кыргызстане.
В определенной степени такая напряженная атмосфера демонстрируется и в «Прыжке Афалины». Однако создатели фильма связывают ее преимущественно с происками неких криминальных структур, причем не только казахстанских, но и российских. Данное обстоятельство можно рассматривать как своего рода попытку обосновать существование в политической жизни Казахстана так называемой «третьей силы», о которой любят рассуждать официальные идеологи, включая советника президента страны Ермухамета Ертысбаева. Именно на нее принято «списывать» все акты насилия, провокации и прочие «грязные» дела, осуществляемые «неизвестными лицами» в отношении представителей оппозиции и независимых СМИ.
Более того, в своих творческих изысканиях создатели рассматриваемого фильма пошли еще дальше, демонстрируя наличие представителей этой «третьей силы» в лагере оппонентов власти и, в частности, в избирательном штабе оппозиционного кандидата в президенты страны. Тем самым в сознание далекого от политики кинозрителя вольно или невольно закладывается мысль о том, что в предвыборной борьбе 2005 года на стороне, к примеру, объединенной в Блок демократических сил «За справедливый Казахстан» (ЗСК) оппозиции и ее кандидата вполне могли присутствовать и интересы определенных криминальных структур.
Показателен в рамках фильма и сюжет о том, как с участием иностранного политтехнолога оппозиционный кандидат и его соратники обсуждают возможность организации накануне выборов массовых беспорядков чуть ли не с выходом на сценарий «цветной революции». В связи с этим нельзя не вспомнить озвученные в ноябре 2005 года заявления тогдашних председателя Комитета национальной безопасности Нартая Дутбаева и министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова о том, что по их данным со стороны оппозиции готовятся акции, направленные на дестабилизацию политической ситуации в стране, и поэтому они предупреждают «радикальные силы» о готовности подчиненных им структур пресечь подобные действия самым жестким образом.
Главная же линия сюжета «Прыжка Афалины» заключается в представлении попытки совершить покушение на президента Казахстана в преддверие выборов. Причем заодно с ним «заговорщики» намерены ликвидировать и главу Российской Федерации. Кстати, для придания этой версии мало-мальски реальных очертаний создателями фильма отображен в нем «кавказский след».
Следует отметить, что о попытках покушения на президента РК Нурсултана Назарбаева практически впервые в ноябре 2001 года сообщил бывший тогда премьер-министром Касымжомарт Токаев. А в январе 2002 года тоже самое сделал председатель КНБ Нартай Дутбаев. Причем первый из них увязал свою информацию с известными выпадами против созданного тогда общественного движения «Демократический выбор Казахстана» и его основателей. По словам же Дутбаева, соответствующая информация поступила по линии сотрудничества КНБ со спецслужбами других государств. Вместе с тем никто из этих лиц ничего конкретного по данному поводу не добавил.
После же известных событий 2007 года вокруг бывшего старшего зятя главы государства Рахата Алиева и двух судебных процессов над ним и его сообщниками официальными идеологами был создан и впущен в широкие массы образ, согласно которому президент страны фактически оказался под угрозой государственного переворота и возможного покушения на свою жизнь.
Таким образом, анализ фильма «Прыжок Афалины» дает основание предположить, что основной идеолого-пропагандистский подтекст кинематографического творчества одного из видных представителей «Ак Орды» заключается в том, чтобы соединить здесь две сюжетных линии - присутствие криминального фактора в оппозиционной среде, проявившее себя, в частности, в процессе предвыборной борьбы 2005 года, и имевшие место, или точнее говоря объявленные соответствующими официальными лицами, попытки покушения на жизнь главы государства. И этому подтексту придаются вполне реалистичные очертания посредством вставки в сюжет фильма указанных выше действительно произошедших событий, а также отражения в нем имевшей в 2005 году напряженности в политической жизни Казахстана.
Иначе говоря, посредством данного фильма, похоже, делается попытка искусственно представить реальную политическую атмосферу 2005 года в качественно новом и максимально выгодном казахстанским властям свете. В этом отношении, судя по оценкам самим Джаксыбековым зрительской аудитории «Прыжка Афалины», основная ставка здесь делается на молодежь, а также людей среднего возраста, явно не разбирающихся во всех тонкостях политической жизни республики.
Надо отдать должное такому политтехнологическому ходу Джаксыбекова и его помощников в данном деле, поскольку уровень восприятия подобных политических триллеров потенциальными зрителями совсем иной, чем планомерно идеологизируемых документальных фильмов типа «Рахат Алиев: разрушенный заговор». К тому же не были забыты и лично-деловые интересы сценариста, поскольку по ходу действия фильма в нем так и пестрят всевозможные напоминания о возглавляемой некогда им корпорации «Цесна».
В целом, о том, насколько удался фильм «Прыжок Афалины» с точки зрения развития отечественного кинематографа, можно будет судить по отзывам кинокритиков и зрителей. Коммерческий аспект триллера станет ясен по результатам кассовых сборов, а также перспективам его проката за рубежом. Что же касается идеолого-пропагандистского подтекста этого фильма, то многое будет зависеть здесь от того, насколько искусственно созданные образы сумеют перевесить реальную историю президентских выборов 2005 года. Во всяком случае, участникам тех событий из числа оппозиционных сил есть над чем здесь поразмышлять и поработать по линии своей собственной агитационно-пропагандистской деятельности.
Поделиться: