Каким было высшее образование в Узбекистане в годы ВОВ?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Каким было высшее образование в Узбекистане в годы ВОВ?

Представляем вниманию читателей серию работ из Сборника материалов международной научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы «Эшелоны идут на Восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».

 Доктор исторических наук, 

профессор Махкамова Н.Р. .

(Республика Узбекистан)

Доклад: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война вошла в историю человечества как одна из самых кровавых войн. Огромные человеческие жертвы, разрушенные экономика и инфраструктура городов и сел на многие годы отодвинули развитие научно-технического прогресса многих государств. Одним из наиболее пострадавших в ходе этой войны явился Советский Союз. Сегодня не подвергается никаким сомнениям огромный вклад Узбекистана, как одной из союзных республик, в победу над фашизмом и последующее восстановление разрушенной экономики СССР. Этот вклад состоял не только в обеспечении фронта и тыла необходимым сырьем, продуктами питания, военной техникой, предоставлением крова и еды многим тысячам эвакуированных, но и в подготовке научных и педагогических кадров, так необходимых в условиях военного времени, и сохранении того научного потенциала, который был создан путем неимоверных усилий в 20-30-е гг. ХХ в.

В этих условиях большое значение имело развитие народного образования в Узбекистане в годы Второй мировой войны. Перед органами народного образования республики стояли нелегкие задачи по перестройке работы всей его системы, поскольку этот тяжелый период страна как никогда нуждалась в кадрах высшей квалификации.

Система высшего образования за годы войны изменилась коренным образом. Следует отметить, что к концу 30-х-началу 40-х гг. ХХ в. в Узбекистане были достигнуты определенные успехи в этой сфере, учитывая тот факт, что система высшего образования создавалась в республике практически с нуля. Классовая направленность, идеологический диктат наложили свой отпечаток на развитие этой сферы. С другой стороны, к началу войны в Узбекистане функционировал целый ряд высших учебных заведений, готовящих специалистов по самым разным профилям, в том числе юношей и девушек из местных национальностей.

Начавшаяся война внесла свои коррективы в работу высших учебных заведений республики. Острая нехватка кадров практически во всех отраслях экономики и культуры потребовала принятия неотложных мер, для того, чтобы перестроить работу вузов в соответствии с требованиями военного времени.

К началу войны в республике функционировало 30 вузов, в том числе Среднеазиатский индустриальный институт, Среднеазиатский государственный университет, Ташкентский государственный педагогический институт, Ташкентский финансово-экономический институт, Ташкентский текстильный институт, Ташкентский медицинский институт, Ташкентский сельскохозяйственный институт, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, Ташкентский институт инженеров связи, Ташкентский юридический институт, Ташкентская государственная консерватория, Ферганский педагогический институт, Кокандский, Ташкентский и Самаркандский учительские институты, Узбекский институт народного хозяйства (Самарканд), Узбекский сельскохозяйственный институт (Самарканд) и др.

Уже на начальном этапе войны в Узбекистан были эвакуированы: из Москвы – Военная академия им. Сталина, Военная академия им. Молотова, Военная интендантская академия, институты – инженеров связи, картографии и геодезии, архитектурный, плановый, 4-й медицинский, химико-технологический, автодорожный, инженерно-экономический, текстильный, гидромелиоративный, зоотехнический, сельск4охозяйственная академия им. Тимирязева, консерватория, еврейский театр; из Одессы – институт инженеров мукомольной промышленности и элеваторного хозяйства, институт инженеров водного хозяйства, институт связи; из Харькова – институт инженеров железнодорожного транспорта, химико- технологический, педагогический, сельскохозяйственный, механизации сельского хозяйства; Воронежский авиационный институт; художественный институт из Москвы, Киева и Харькова. [1].

Вузы, которые прибыли с небольшим контингентом студентов были временно объединены с профильными Ташкентскими институтами. Например, Киевский индустриальный институт был объединен со Среднеазиатским индустриальным институтом, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта – с Ташкентским соответствующим институтом и т.д. Остальные были размещены в помещениях Ташкентских вузов и общежитий, что создавало дополнительные трудности [2]. Размещение всех этих вузов осложнялось  еще и тем, что очень много недавно отстроенных зданий вузов республики уже были отданы под военные учебные заведения и госпитали для раненных бойцов. Занимались студенты очень часто в две смены, в совершенно стесненных условиях.

5 мая 1942 г. было издано Постановление СНК СССР «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», согласно которому в 1942 году при приеме в вузы от экзаменов освобождались абитуриенты, окончившие средние школы в 1941-1942 учебном году с отметками «отлично» и «хорошо», но только при наличии свободных мест. По этому же Постановлению Совнаркомы союзных республик до 15 мая 1942 года должны были «предоставить высшим учебным заведениям, у которых изъяты учебные здания и общежития под размещение эвакуированных предприятий, госпиталей и военных организаций, необходимые помещения, обеспечивающие проведение нормальных учебных занятий в 1942\43 учебном году» [3]. Также было запрещено прекращать занятия в вузах и проводить мобилизацию студентов и преподавателей на различные работы, а также отбирать учебные здания, общежития, инвентарь и оборудование высших учебных заведений без разрешения Совнаркома СССР.

Особенно это касалось педагогических высших учебных заведений. Только в системе Наркомпроса к октябрю 1941 года в Узбекистане функционировали: 2 университета с количеством студентов 1612, 3 пединститута с количеством студентов 1226, 8 учительских институтов с 2058 студентами, 2 вечерних пединститута с 1140 студентами, 4 вечерних учительских института с 523 студентами и 15 педучилищ с 3225 студентами [4]. Наличие такого количества педагогических высших учебных заведений объяснялось большой потребностью в педагогических кадрах, о чем было сказано выше.

Еще до войны в 1940 году СНК СССР было принято постановление «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». Это объяснялось якобы возросшим уровнем материального благосостояния трудящихся и значительными расходами государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений. Однако, уже на начальных этапах войны начали выходить постановления, освобождающие определенные категории учащихся и студентов от оплаты.

В 1942 году были освобождены от призыва в армию студенты, кроме мобилизуемых по специальным разрешениям правительства. С этого же времени от платы за обучение в вузах освобождались лица, возвратившиеся из рядов армии и флота после ранений, увечий или болезни, а также иждивенцы призванных в армию или на флот, получающих пособие согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [5]. Все эти меры, принимаемые вышестоящими органами в отношении системы высшего образования, свидетельствуют об острой нехватке кадров и необходимости создания приемлемых условий для их подготовки. К тому же, от платы за обучение освобождались военные и педагогические учебные заведения. Это  в какой-то мере стимулировало молодежь к обучению в них, что, безусловно, способствовало значительному увеличению числа кадров военных и педагогов, в которых наиболее ощущалась потребность в условиях военного времени.

В «Инструкции Наркопроса УзССР о новом наборе в вузы в 1942 году» были даны четкие указания о том, какие следует принять меры, чтобы в ближайшее время восполнить дефицит кадров-педагогов. По плану на 1942 год вузы системы Наркомпроса УзССР должны были принять в 1942 году 2290 человек, из них 70% должны были быть лица из местных национальностей [6]. Это объяснялось тем, что острая нехватка учителей ощущалась именно в школах с нерусским языком обучения, так как преподавателями там работали в основном мужчины, многие из которых ушли на фронт.

Одной из главных задач нового набора в педвузы в 1942 году ставилась также задача привлечения на учебу как можно большего количества женщин- узбечек. Среди учителей женщины составляли всего лишь 24%. Для того, чтобы как-то изменить это соотношение в пользу женщин, новый набор предполагалось проводить не только за счет выпускников 9 и 10 классов средних школ, но и за счет женщин, имеющих соответствующее образование и возраст, но по каким-либо причинам не обучающимся в вузах. Каждый научный работник или студент вуза в порядке общественной работы должен был взять на себя обязательство привлечь и подготовить к поступлению в вуз хотя бы одного человека из числа узбекской молодежи, особенно девушек- узбечек.

Для привлечения на учебу как можно большего количества из числа узбекской молодежи, вузы должны были «использовать в полной мере все доступные им средства агитации и пропаганды: устные выступления и доклады, печать, радио, кино, дни открытых дверей, организацию витрин, выставок, постоянные консультации, организации собраний, встреч и бесед с учащимися и их родителями с участием виднейших профессоров и преподавателей, знатных учителей школы и отлично проявивших себя на педагогической работе бывших воспитанников и воспитанниц вуза, выделить уполномоченных вербовщиков по новому набору на местах, организовать выходы и выезды в школы, в колхозы, совхозы, на предприятия, организовать беседы и консультации по вопросам выбора профессии с подчеркиванием почетной роли и благороднейших задач педагогической профессии…» [7].

Большую помощь в подготовке преподавательских кадров, особенно из лиц местных национальностей, оказали эвакуированные в Узбекистан ученые, такие как филолог, специалист по иностранной литературе проф. Жирмундский, химик проф. Липатов, историк проф. Нечкина, педагог, заслуженный деятель наук УзССР проф. Константинов и др. Под их непосредственным руководством многие преподаватели вузов защитили кандидатские диссертации, в результате чего количество кандидатов наук узбеков в педвузах увеличилось с 16 в 1941 году до 34 в 1944 году.

Для того, чтобы вести преподавание в вузах на узбекском языке, надо было улучшить подготовку кадров из числа лиц местных национальностей. Поэтому по просьбе Совнаркома УзССР вышестоящими органами в два раза был увеличен численный состав аспирантуры при Среднеазиатском государственном университете и Ташкентском педагогическим институте, а также было разрешено организовать докторантуру при Узбекском государственном университете. В результате в 1943\44 учебном году курс докторантуры проходило 25 человек, в том числе 19 узбеков, а в числе 179 аспирантов их было 94.

Таким образом, дневными, вечерними и заочными отделениями педвузов и учительских институтов республики за годы войны было подготовлено 4300 учителей [8.99-100]. К 1942 году в Узбекистане вместе с эвакуированными из центральных районов страны функционировало уже 41 высшее учебное заведение и 52 средних специальных учебных заведения. Из общего количества 17 относились к промышленным вузам союзного подчинения. В остальных 25 высших учебных заведениях на всех курсах обучалось 8700 человек, их них в 1942 году должны были получить высшее образование 2340 человек [9].

Таким образом, к началу 1944 года в республике были достигнуты определенные количественные успехи в процессе подготовки специалистов высшей квалификации. Что касается качества, то здесь все обстояло не так благополучно. В связи с этим 12 января 1944 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы обратился к народным комиссарам (наркомам) соответствующих наркоматов, а также к директорам высших учебных заведений с заявлением. В нем говорилось, что «…имеющаяся в ВКВШ документация на директоров вузов, их заместителей по учебно-научной работе и заведующих кафедрами не отражает происшедших изменений в постановке и повышении научной квалификации руководящих педагогических кадров высших учебных заведений» [10]. Иными словами, указывалось на наличие явных недостатков в кадровом составе высшей школы и ее недостаточном научном потенциале. В связи с этим СНК СССР предлагал директорам вузов не позднее 25 февраля 1944 года направить в отдел кадров Комитета новую документацию на директоров вузов, а также всего руководящего состава. Также директорам вузов под контролем соответствующих наркоматов следовало обеспечить систематическое направление в ВКВШ следующих документов характеризующих деятельность руководящих работников вузов: «… выводы и предложения по результатам обследования деятельности высших учебных заведений, а также факультетов и кафедр…; заключения наркоматов по годовым отчетам директоров высших учебных заведений; выписки из решений советов институтов и факультетов по сметам о работе кафедр; сообщения о правительственных наградах; копии приказов и распоряжений о поощрениях и премиях; копии приказов и распоряжений о наложении взысканий; копии всех политических и деловых характеристик,… а также все материалы, характеризующие учебную, научную и общественную деятельность работников номенклатуры ВКВШ…» [11]. Эти распоряжения вышестоящих органов в отношении вузов означали, что хаос первых лет войны, воцарившийся в том числе и в системе высшей школы, был в значительной мере преодолен, и теперь государство устанавливало строгий контроль, в особенности за качеством профессорско-преподавательского и руководящего составом высших учебных заведений.

С путями поиска решения этой проблемы было связано и обращение Всесоюзного комитета по делам высшей школы к начальнику управления учебными заведениями Наркомата просвещения в котором в «целях учета и потребности профессорско-преподавательских кадрах высших учебных заведений и проведения мероприятий по правильной расстановке этих кадров» предлагалось не позднее 20 февраля 1944 года предоставить следующие сведения о профессорско-преподавательском составе: Потребность в профессорско-преподавательских кадрах по отдельным дисциплинам на ближайшие три года по каждому высшему учебному заведению; источники покрытия потребности в профессорско- преподавательских кадрах в целом, а также за счет привлечения в вузы работников из научно-исследовательских институтов, в том числе системы Академии Наук СССР, союзных республик и их филиалов и работников предприятий и учреждений системы Наркомата просвещения. Причем еще одним источником пополнения кадров преподавателей рассматривалось «возможное возвращение бывших научных работников вузов из рядов Красной Армии» [12].

Следует отметить, что государством уже в эти годы придавалось большое значение повышению научного потенциала в вузах. Например, в штат Узбекского государственного университета в 1944\45 учебном году были зачислены видные ученые, такие как заслуженный деятель наук, доктор биологических наук профессор Факторович, заслуженный деятель наук, доктор физических наук, профессор Титов, член-корреспондент АН ССР, доктор исторических наук профессор Финаминов, доктор математических наук, профессор Романов, доктор биологических наук, профессор Попов, доктор геологических наук, профессор Смирнов и др. Такой серьезный научный кадровый состав университета способствовал тому, что была восстановлена аспирантура с планом приема в указанном году в количестве 15 человек [13].

17 апреля 1944 года вышел Приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы «Об установлении сроков обучения в Государственных университетах», согласно которому на историческом, филологическом, экономическом, юридическом и географическом факультетах и на факультетах журналистики и международных отношений срок обучения устанавливали 4 года; на физико-математическом, химическом, биологическом, геолого-почвенном и философском факультетах – 5 лет.

Таким образом, уже к началу 1944/45 учебного года система высшего образования была значительно упорядочена. В правилах приема в вузы, которые были утверждены Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР 14 марта 1944 года, указывалось, что «в высшие учебные заведения принимаются граждане Союза ССР обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет, а в заочные вузы и отделения – без ограничения предельного возраста, имеющие законченное среднее образование и успешно выдержавшие установленные для поступающих в эти учебные заведения экзамены» [14]. Все те эксперименты в системе народного и высшего образования, которые имели место в первые годы войны, по всей видимости, остались в  прошлом. Однако, не следует забывать, что продиктованы они были тяжелой ситуацией, сложившейся в тот период, хоть и предполагаемым, но все же неожиданным для многих началом войны и необходимостью срочной перестройки всей экономики и культуры на военный лад. За годы войны в республике было подготовлено более 20 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, что позволило обеспечить промышленность и сельское хозяйство кадрами высшей квалификации.

Несмотря на все вышеуказанные трудности военного периода, тем не менее, в системе высшего образования в Узбекистане было сделано очень многое, что являлось частью неоценимого вклада народа республики в победу над фашизмом.

Примечания:

 

  1. ЦГА РУз. Ф. Р-837. Оп. 32. Д. 3516. Л. 39-49.
  2. Там же. Д. 3233. Л. 17-19 об.
  3. ЦГА РУз. Ф. Р-837. Оп. 32. Д. 3516. Л. 18.
  4. Там же. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4099. Л. 3.
  5. ЦГА РУз. Ф. Р-837. Оп. 32. Д. 3516. Л.18-18 об.
  6. ЦГА РУз. Ф.Р-94. Оп.5. Д. 4274. Л. 1.
  7. ЦГА РУз. Ф. Р-94. Оп.5. Д. 4274. Л.10.
  8. Рачинская   Е.В.  Народное   образование   в   Узбекистане   в   годы Великой Отечественной войны. – Ташкент. 1963. С. 99-100.
  9. ЦГА РУз. Ф. Р – 837. Оп. 32. Д. 3233. Л. 31.
  10. ЦГА РУз. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4624. Л.8.
  11. Там же. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4624. Л. 8-8 об.
  12. ЦГА РУз. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4624. Л. 12.
  13. ЦГА РУз. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4624. Л.60.
  14. ЦГА РУз. Ф. Р-94. Оп. 5. Д. 4624. Л. 140.

 

 

Поделиться: