Как вывести свой продукт на рынок ЕАЭС: реалии пандемии

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Как вывести свой продукт на рынок ЕАЭС: реалии пандемии

«Бизнес, как и вода, не знает границ. Хотя границы физически закрыты, товары продолжают ввозится и вывозится,» – рынок и бизнес-процессы внутри евразийского пространства, а также существующие, несмотря на пандемию, на этой площадке возможности обсудили с советником ректора Томского государственного университета (ТГУ) по евразийскому направлению Беляевым Эдуардом Владимировичем.

Эксперт рассказал, как стать лучшим игроком в нелёгкой игре бизнеса и поделился алгоритмом формирования бизнес-стратегии по продвижению товара на внешние рынки.

– Эдуард Владимирович, что необходимо предпринимателю для успешной реализации своего товара?

– Экспорт – спорт для чемпионов!

Во-первых, для того, чтобы экспортировать, нужно твердо стоять на ногах, обладать устойчивыми продажами на внутреннем рынке.

Во-вторых, быть готовым к жесткой борьбе с конкурентами. Также нужно знать страну, куда ты вывозишь товар и иметь изрядный «жировой запас» на продвижение товара, рекламу, преодоление тарифных барьеров.

Нельзя играть на внешнем рынке без предварительной его проработки. Отсюда идет большая востребованность кадров, которые могут грамотно и компетентно заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в интересах малого и среднего бизнеса (МСБ).

– Какие внешние рынки считаются наиболее приоритетными для России на сегодняшний день?

– С 2014 года мы наблюдаем существенное сужение количества благоприятных рынков для российского товара в связи с санкциями и мировым кризисом.

Поэтому, еще в 2017 году президент России четко обозначил: «Повернулись на Восток – это хорошо, но теперь наш приоритет – страны постсоветского пространства, страны ЕАЭС».

На мой взгляд, этот рынок является великолепнейшей стартовой площадкой для предпринимателя страны ЕАЭС, который решил заняться бизнесом.

Почему? Нет таможни, нет жесткой конкуренции, все находятся в одном культурном пространстве и говорят на одном языке.

– Как ситуация с пандемией сказалась на бизнесе в рамках ЕАЭС?

– Больше в негативную сторону, но есть обнадёживающие процессы. Бизнес, как и вода, не знает границ. Хотя границы физически закрыты, товары границы пересекают. Изменилась динамика потребления, закрылись многие предприятия розничного сегмента, сферы туризма, гостиничного бизнеса. В то же время на коне оказались электронные площадки для торговли.

Конечно, очень трудно сейчас искать партнеров и вести переговоров. В России много делается для преодоления этих проблем.

Так, раньше для того, чтобы провести исследование рынка, можно было договориться, чтобы его включили в бизнес-миссию: люди направлялись непосредственно в страну, с которой заключалась сделка, проводили переговоры. Сейчас этого не сделаешь.

Потому сегодня организовываются онлайн-бизнес-миссии. Найдя заинтересованных российских предпринимателей, вступают в контакт с зарубежными консалтинговыми компаниями, которые, в свою очередь, подбирают им зеркальные компании. Происходят переговоры на разных онлайн-площадках.

По данным таможенной службы, несмотря на пандемию, количество томских малых и средних предприятий, работающих на экспорт, с начала 2020 года выросло на 12,1 %.

К сожалению, в связи с тем, что ограничительные меры пандемии сохранятся еще надолго, необходимо научиться использовать онлайн-инструменты.

– Существует ли определённая стратегия продвижения товара на внешний рынок, и где этому можно сегодня научиться?

– На базе ТГУ запущена магистерская программа по евразийской интеграции: политика, право, торгово-экономическое взаимодействие. Единственная в мире программа для системного изучения евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и китайского Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП).

Мы разработали базовый шестиступенчатый алгоритм продвижения товара на зарубежный рынок. Работает безотказно, как четырёхэтапный двигатель внутреннего сгорания. Алгоритм представляет собой формулу из 6 элементов:

· товар;

· сбор статистических данных;

· оценка емкости и экспортного потенциала выбранного рынка;

· оценка барьеров, оценка требований и конкурентов;

· поиск точек входа на рынок;

· формирование уникального торгового предложения.

Что делаем?

· В рамках маркетингового исследования берем компанию, определяем ее товар, идентифицируем товар по коду ТНВ (это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – ред.).

· В сквозную формулу вводим PEST анализ (изучение рынка с точки зрения политики, экономики, социально-культурного аспекта и технологии– ред.).

· Далее, работаем с агрегатом всех экспортных данных РФ – сайтом «Таможенная статистика внешней торговли». Данная платформа представляет необходимую информацию о перспективных направлениях для экспорта товара; потенциальных конкурентах; объёмах торговли и ценах.

· Следующим этапом является анализ данных еще одного полезного портала «TradeMap», поддерживаемого Международной торговой организацией. Сайт показывает, какие страны, в каких долях и объёмах уже экспортируют данный товар в предполагаемый регион, предоставляет информацию по росту импорта, инвестициям, доступу к рынку, экспортному потенциалу и тарифному режиму. С помощью портала можно получить требования конкретных компаний, порталов, различных площадок, которые профессионально занимаются работой именно по этому направлению. Таким образом, можем сформировать конкретную стратегию.

Беседа прошла в рамках третьего запуска Лаборатории молодого аналитика «МедИАЦия: Приграничная неделя».

Подробное видео встречи, как и вся программа Лаборатории молодого аналитика «МедИАЦия» доступны на странице Facebook . Третий поток проекта прошел с 26 по 30 октября в формате онлайн-трансляций и закрытых встреч для участников.

Поделиться: