Как погиб Энвер? Узбекская версия.
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
История Узбекистана изобилует именами сотен тысяч героев, отдавших свои жизни, устремления за независимость Родины. Давно уже известно, что ход истории во многом зависит от личностей, руководителей и лидеров движения, от того, поддержит их народ или нет. В годы независимости восстановлены многие забытые имена людей, вложивших немало сил и энергии в дело прогрессивного развития страны на разных этапах истории. Однако приходится с сожалением констатировать, что до сих пор встречаются случаи неправильной оценки некоторых «исторических образов». А происходит это оттого, что некоторые историки не могут отделаться от чересчур эмоционального, невзвешенного, необъективного отношения к ним. Этому мешает плохое знание исторических событий, желание «перетянуть» или «дотянуть» линию истории до заранее заданной цели. Для этого обычно архивные документы трактуются односторонне, а те, которые опровергают мнение автора, зачастую просто игнорируются.
ИАЦ представляет материалов исследований, раскрывающих обстоятельства гибели (в августе 1922 года) Энвер-паши - одного из самых неоднозначных политиков и полководцев в истории Туркестана.Сегодня представляем версию узбекских ученых.
ГЕРОЙ ИЛИ АВАНТЮРИСТ?Д.А. Алимова Директор Института истории АН Узбекистана, доктор исторических наук История Узбекистана изобилует именами сотен тысяч героев, отдавших свои жизни, устремления за независимость Родины. Давно уже известно, что ход истории во многом зависит от личностей, руководителей и лидеров движения, от того, поддержит их народ или нет. В годы независимости восстановлены многие забытые имена людей, вложивших немало сил и энергии в дело прогрессивного развития страны на разных этапах истории. Однако приходится с сожалением констатировать, что до сих пор встречаются случаи неправильной оценки некоторых «исторических образов». А происходит это оттого, что некоторые историки не могут отделаться от чересчур эмоционального, невзвешенного, необъективного отношения к ним. Этому мешает плохое знание исторических событий, желание «перетянуть» или «дотянуть» линию истории до заранее заданной цели. Для этого обычно архивные документы трактуются односторонне, а те, которые опровергают мнение автора, зачастую просто игнорируются.
Одна из таких исторических личностей, которая в последних публикациях некоторых историков, публицистов и писателей получила не совсем верную оценку, - известный лидер повстанческого движения Энвер-паша. В последнее время появились разного рода литературные произведения, где он безосновательно возводится в ранг национального героя Узбекистана. Имеем ли мы на это право? Нуждается ли наша история в поиске «зарубежных» героев?
Объективный подход к его биографии и деятельности, основанный на изучении различных источников, думаем, позволит нам найти истинный ответ на этот вопрос. Бывший турецкий подданный по имени Энвер Ахмад бей оглы получил в свое время в Турции звание паши (генерала), но был осужден правительством Кемаль Ататюрка и приговорен к смертной казни заочно. В октябре 1921 г. он появился в Бухаре. Что заставило его несколько лет скитаться по Европе и Азии и искать именно здесь пристанище? Какие идеи пылали в его воображении? Что искал он здесь, в стране, где раньше никогда не был, что ожидал он? Проследим же за его биографией, которая объяснит нам многое. Родившийся в шумном Стамбуле в 1881 г., Энвер с детства был приучен к мысли о собственном превосходстве и предначертанности быть «великим». Не лишенный организаторских дарований, в 1903 г. он успешно окончил Военную Академию и был в числе других молодых офицеров направлен для прохождения военной службы в Македонию, которая находилась под владычеством Османской империи. Вступив в ряды младотурков, он участвовал в революции 1908 г. Пытаясь привлечь пользующегося авторитетом среди молодых офицеров Энвера, османский султан Абдулха-мид II присваивает ему звание паши (генерала) и назначает его военным атташе в Берлине. В судьбе Турции этому назначению было суждено сыграть немалую и даже роковую роль. Еще в Македонии Энвер общался с австрийскими офицерами, изучил немецкий язык и основы немецкого военного искусства. Время в Берлине не прошло даром. Энвер-паша пришелся ко двору канцлеру Германии Вильгельму, приобрел много друзей, завел знакомства в высших военных кругах. В 1913 году судьба дарует ему еще более высокую должность. В Турции происходит военный переворот, и его друзья, уже занимавшие высокие посты - Талгат-паша - премьер-министра, Жамал-паша - министра общественных работ, предлагают ему место военного министра и главнокомандующего турецкими войсками. Эта должность помогла ему еще более укрепить связи с Германией и быть инициатором выступления Турции на стороне Германии в Первой мировой войне. Подписание договора между Германией и Турцией против Антанты в июле 1914 г. стало высшим дипломатическим достижением Энвера-паши. Однако это настроило против него демократическое движение. Он стал инициатором втягивания Турции в Первую мировую войну. Этого ему не простили. Тем более, что Турция потерпела поражение в сражениях с русскими войсками на Армянском направлении, а затем в Палестине. Именно поэтому он был приговорен в Турции к высшей мере наказания. В советской литературе часто утверждалось, что Энвер-паша работал на английскую разведку. Однако эта версия осталась бездоказательной. Напротив, известный английский специалист Фицрой Маклин, изучавший Среднюю Азию, писал, что Энвер-паша был с самого начала на службе германского генерального штаба и после поражения Германии в войне продолжал играть свою роль во внешней политике Веймарской республики. Именно сюда он бежал через Одессу, спасаясь от наказания. Справедливости ради следует сказать, что Энвер был незаурядной личностью. Несомненно, это был энергичный, пылкий, отважный человек, который умел гипнотизировать людей своей страстной, зажигательной речью. В его судьбе тесно переплелись трагедия и мелодрама, самоотверженность и тщеславие, расчет и безрассудство. Наши оппоненты, возвеличивающие его роль в движении против Советской власти в Бухаре, абсолютно не берут во внимание вторые характеристики, особенно его грандиозное тщеславие. Сначала Македония, затем Закавказье и Турция должны были стать плацдармом для его восхождения. После неудач взоры Энвера устремились на Туркестан. Он задумал построить великую империю, похожую по этническим показателям на Османскую, где он будет единственным диктатором и властелином. Основа этой идеи была заложена еще тогда, когда он женился на Эмине Наджибе Султан - племяннице османского халифа, и получил титул «зятя халифа всех мусульман». Это придавало его образу религиозный оттенок. Когда Османская империя пала и лишилась огромной части своих владений, в том числе арабских земель, ближайший сподвижник Энвера, его дядя Халил-Паша говорил: «Какой интерес для нас представляют арабы? Оставим англичанам проклятую песчаную пустыню и пойдем в Туркестан. Там я создам империю для моего маленького Чингиза». Так звали младшего сына Энвера. Романтик и мечтатель Энвер-паша не имел никакого представления о Туркестане, но знал, что титул зятя халифа поможет ему обрести здесь славу среди мусульман. Известный лидер национально-прогрессивного движения в Башкирии и Туркестане Ахмед Заки Валиди Тоган пишет о нем: «Я понял, что этот человек был великим идеалистом, что он не сообразовывался с событиями и жизнью, что он не знал ни географии, ни статистики Туркестана, хотя бы по российским и европейским публикациям». Главной движущей силой Энвера была страсть к славе. Иначе как можно объяснить его попытку завязать дружбу со своим недавним врагом -большевиками? В начале 1920 г. он прибыл в Москву. Почему Энвера принял Ленин? Большевики вели политику привлечения на свою сторону популярных людей, вождей «красного Востока», которых учили делать революцию. Они надеялись, что и Энвер - бывший военный министр Османской империи, будет полезен. С их благословения он создает «союз исламских революционеров», нечто вроде мусульманского интернационала. Как писал В. Медведев, «Энвер покаялся, отразил готовность идти в коммунистической упряжке и ожидал законного вознаграждения. Он надеялся с помощью большевиков вернуться в Турцию». Он просил немного, всего лишь две кавалерийские дивизии из турецких военнопленных и кавказских мусульман. В это время греческая армия начала наступление на Анкару. В случае помощи России началось бы новое восхождение Энвера к власти. Но Москва отказала. В сентябре 1921 г. Кемаль-паша одержал победу. Ворота Родины захлопнулись перед Энвером. Но он не угомонился и двинулся на Восток. Его вела буйная мысль, несбыточная романтическая мечта - создать великую империю - от границ Турции до Индии, включая Китайский Туркестан (Синьцзян) и Афганистан - исламский халифат со столицей в Самарканде, тюркский халифат. Прибыв в Бухару. Энвер очень быстро понял, что большевики не пользуются авторитетом среди населения. Файзулла Ходжаев, возглавлявший Бухарскую республику, учитывая его авторитет и расценивая его приезд как желание участвовать в реформаторских делах бухарского правительства, предложил ему пост военного министра. Однако это было слишком оскорбительно, слишком ничтожно по сравнению с тем, к чему он был «призван» - строить свою собственную империю, а не быть винтиком марионеточного правительства. Энвер восстал и вначале имел успех. Его поддерживало население, так же, как оно поддерживало и другие группировки, боровшиеся с Красной армией и Советской властью. Это понять очень просто. Жители Восточной Бухары, как и всего Туркестана, восприняли приход Красной армии как бедствие. Приведем свидетельство самих большевиков. В записке вице-консула РСФСР в Восточной Бухаре, датированной июлем 1921 годом, пишется: «Активные действия особых отделов, аресты, обыски, конфискации и отсылка ценного имущества из Восточной Бухары ... содействовали национальной агитации басмачества... Военное подавление восставшего населения проводилось исключительно вооруженной силой, что сопровождалось избиением населения... Во время девятимесячного пребывания в Бухаре 1 кавдивизии материальные условия, в которые был поставлен красноармеец, невольно наталкивали его на грабежи...». В те годы страну покинули 200 тысяч человек - четвертая часть населения Восточной Бухары. В 1925 году комиссия, побывавшая на юге республики, обнаружила полностью заброшенные кишлаки, разрушенные жилые дома, заросшие сорняками поля и огороды. Движение сопротивления, называемое Советской властью басмачеством, было вызвано нарушением традиционного уклада жизни, ущемлением религиозных убеждений, насильственной жестокой формой введения социально-политических преобразований со стороны Советской власти. Объясняет поддержку населением Энвера-паши и умело проводимая им пропаганда его личности, как зятя халифа и наместника пророка. На его именной печати из драгоценного металла было выгравировано: «Главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа, наместник пророка». В обращении же ко всем мусульманам он уже объявляет себя халифом: «Я назначен халифом исламского мира. Моя цель объединить всех мусульман и освободить их». Вполне понятно, что назначил себя он сам. Вряд ли бывший эмир Алимхан, находившийся в эмиграции, это одобрял, хотя, цепляясь за него, как за соломинку, вынужден был назначить его главнокомандующим. В феврале 1922 г. Энвер-паша нанес сокрушительный удар Красной армии в восточной Бухаре, завладев г. Душанбе. Большевистское руководство, обеспокоенное этим, выделило 1,5 млн рублей и отправило военные эшелоны в Бухару. Речь шла не просто о сохранении советской власти в Бухарской республике. Движение сопротивления уже было повсюду в Туркестане. Возникла реальная угроза Советской власти, которая держалась вначале благодаря жесточайшим репрессивным мерам, а затем вынужденному отходу от политики военного коммунизма. Командующим Бухарской группой войск был назначен командир, имевший большой опыт подавления крестьянских волнений Н.Е. Каку-рин, служивший под началом Тухачевского. Ополчению Энвера противостояла регулярная, хорошо оснащенная армия. Мечтателю противостоял реалист Какурин, партизану - кадровый офицер. Энвер не видел, да и не хотел видеть реальность, как и во все ответственные моменты своей жизни. Он был в чужой стране, где не имел опоры. Он хотел быть единоличным диктатором и не считался с другими группировками, в частности с Ибрагимбеком, который был ненадежным союзником и не хотел подчиняться ему. Уставшее от войны население вскоре перестало поддерживать зарубежного героя. Слава его после сражения под Байсуном сразу потускнела, и даже афганцы не захотели принять его в страну, а правительство Афганистана выпустило воззвание, призывающее афганцев, воюющих в армии Энвера, вернуться на родину. Последний и решительный бой был под Бальджуваном, где оборвалась жизнь не состоявшегося императора. Энвер-паша, хотевший управлять мусульманским миром и стать «азиатским Наполеоном», оказался в ловушке большевиков, которые сами направили его в Туркестан и сами же уничтожили. На самом деле независимость туркестанцев никогда не волновала Энвер-пашу. Под этим лозунгом он хотел превратить Среднюю Азию в плацдарм для решения своих амбициозных целей создания сказочной страны, где он был бы халифом. Он знал, что здесь силен ислам. И, заручившись здесь поддержкой, он вновь хотел завладеть Турцией. Это был, без сомнения, великий авантюрист XX века. Ряд как западных, так и отечественных исследователей пытаются идеализировать его личность, наделяя его чертами странствующего рыцаря, выступавшего за справедливость и свободу угнетенных народов. Несомненно его роль в политической жизни в эти годы была внушительной, однако не следует забывать, что у него не было ни определенной политической программы, ни реформаторских идей. Им руководили амбициозные устремления, он хотел воспользоваться Туркестаном, не учитывая, что это своеобразная страна со своими вековыми традициями, менталитетом, географией. Крах Энвер-паши - это крах неудавшегося политика. Не следует забывать и о его связях с Германией, которая укрывала его в опасные для него времена не без причины. Вместе в тем он был в нашей истории, её не выбирают, но относиться надо к ней объективно, потому что история - это быстротекущая река, в которой невозможно ничего изменить. По материалам совещания директоров институтов истории стран СНГ.
Поделиться: