Как эвакуированные в Андижан заводы ковали общую Победу

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Как эвакуированные в Андижан заводы ковали общую Победу

Представляем вниманию читателей серию работ из Сборника материалов международной научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы «Эшелоны идут на Восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».


Доктор исторических наук, 

проректор Андижанского государственного университета

(г. Андижан, Республика Узбекистан)

Расулов Б. М.


Доклад: Андижан: эвакуированные предприятия и их роль в обеспечении фронта необходимой продукцией

Согласно директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, экономика Советского Союза была переведена на военные рельсы. Для руководства размещением, монтажом и сдачи в эксплуатацию эвакуированных промышленных предприятий в Узбекистане была создана Госэкономкомиссия. В Андижане, как и во всем Узбекистане, перестройка промышленности проводилась под руководством комиссии.

Вся промышленность Андижана переключилась на производство оборонной продукции. Был проведен строгий учет оборудования, организовано экономное расходование ресурсов и материалов, изменена номенклатура производившейся продукции. Так, швейная промышленность города, в частности горпромкомбинат, артели «Большевик», «Тикувчи»  и «Иншвейтруд» перешли на изготовление теплой одежды и белья для фронта. Заводы «Коммунар», «Автотрактородеталь» наладили производство военной продукции [1].

Особое внимание андижанцы уделяли размещению и быстрейшему вводу в действие эвакуированных из западной части страны предприятий. Это было связано с большими трудностями, так как не хватало подходящих помещений и квалифицированных специалистов. К тому же отправленные эшелоны приходили на конечный пункт в Андижане в разукомплектованном виде. В тяжелых условиях шел монтаж эвакуированного оборудования. Одновременно с разгрузкой и доставкой, приходилось решать вопросы дооснащения выделенных помещений до норм, пригодных для выпуска продукции.

Благодаря самоотверженному труду рабочих, инженеров и техников в короткий срок были введены в строй такие предприятия, как Воронежский механический завод им. К. Е. Ворошилова, Симферопольский консервный завод, Днепропетровская фабрика им. Володарского и целый ряд предприятий Народного комиссариата путей сообщения [2].

Увеличение числа промышленных предприятий требовало усиления энергетической базы. Была пущена в ход электростанция на территории завода им. Сталина, которая обеспечивала электричеством близлежащие предприятия, увеличена мощность существующих электростанций. Такие предприятия, как хлопкозавод № 1, маслобойный завод, пивоваренный завод, госмельница, завод «Коммунар» и ряд других были полностью электрифицированы. После строительства в Андижане, по решению Государственного Комитета Обороны, первого в Средней Азии газопровода семь промышленных предприятий были газифицированы. В результате, промышленный потенциал Андижана в годы войны, увеличился не только за счет эвакуированных промышленных предприятий, но и сточного строительства новых [3].

В результате пополнения промышленности города эвакуированными предприятиями, а также создания в нем новых предприятий местной промышленности, Андижан превратился в один из крупных промышленных городов Узбекистана. Значительная часть его промышленной продукции шла на фронт.

Перестройка промышленности на военный лад, мобилизации в ряды Красной Армии тысяч квалифицированных рабочих, требовали решения проблемы кадров, умелого использования людских резервов. Так, на заводе им. Сталина в течение 1942 г. и первого полугодия 1943 г. массовым профессиям было обучено 1958 человек, из них 765 женщин; на консервном заводе – 300 чел., в том числе 241 женщина [4].

Важнейшим источником подготовки квалифицированных кадров для промышленных предприятий явились школы фабрично- заводского обучения и ремесленные училища. В 1942 г. школа ФЗО № 1 и ремесленное училище № 10 г. Андижана выпустили 1100 квалифицированных рабочих по специальностям токарей, слесарей и фрезеровщиков, из них 200 человек были направлены для работы на крупных промышленных предприятиях Андижана, остальные в другие города республики. Многие рабочие пополнили ряды передовиков производства и стали выполнять и перевыполнять производственные задания. К концу 1941 г. на городских предприятиях было 607 стахановцев и 322 ударника. Всего за четыре месяца 1942 г. число стахановцев-многостаночников в промышленности города увеличилось на 12,9% и достигло 2780 человек.[5]

Образцы стахановского труда показывали, например, заменившая своего мужа работница завода им. Сталина Вильдянова, которая на протяжении двух с половиной лет работы постоянно выполняла месячное задание на 300%, и мастерица артели «Тикувчи» X. Касымова, выполнявшая норму на 405%. Таких стахановок на предприятиях Андижана было много. Своим самоотверженным трудом они помогали советским воинам ковать победу над врагом.

В условиях войны приобрели исключительно важное значение для улучшения и ускорения темпов производства, рационализаторство и изобретательство, как эффективные формы творческой активности рабочих и служащих. Например, мастер цеха Андижанского депо коммунист А. Филатов изобрел прибор для двойной обточки золотниковых колец, а инструктор паровозного депо Н. Куфлин предложил прибор для отбивки сетки конусов. Оба этих изобретения, давшие каждое по тысяче рублей годовой экономии, широко внедрялись на всей Среднеазиатской железной дороге. [6]

Быстрыми темпами росла и валовая продукция городской промысловой кооперации предприятий местной промышленности. Расширялся ассортимент продукции, изготовляемой городскими артелями, в первую очередь за счет товаров широкого потребления. Были освоены такие изделия, как специальная обувь, суррогатные кофе и чай, жестяные и трикотажные изделия и т. д. В 1942 г. артели выпускали продукцию 45 наименований. В 1945г. артель «Тикувчи» выпустила продукции на 6397 тыс. руб., «Узбекистан» – 1806 тыс. руб., «Пиллакаш» – 1408 тыс. руб. В 1944 г. рабочими города было изготовлено для МТС свыше 18 тыс. шт. запчастей к тракторам и 825 культиваторов, а в первое полугодие 1945 г. – уже 59 055 шт. запчастей к тракторам и сельхозмашинам.

За военный период эвакуированный в Андижан Воронежский механический завод изготовил более 30 тысяч авиационных моторов для легкой авиации, [7] швейная фабрика им. Володарского из Днепропетровска каждый три месяца на фронт отправляла 240 тысяч военного обмундирования и белья для нужд фронта.[8]

Эвакуированные промышленные предприятия за короткое время начинали работать на полную мощность, выпуская военную продукцию. Трудящиеся Андижана, вместе с эвакуированными рабочими и специалистами из России, Украины, Беларуссии, с честью выполнили свой долг перед Родиной по перестройке промышленности на военный лад, обеспечению фронта и тыла всем необходимым и внесли достойный вклад в разгром врага.

 Примечания:
  1. История Андижана. – Ташкент: «Фан», 1980. – С.136. 
  2. Андижанский филиал Архива Администрации Президента РУз (далее АФ ААП РУз). Ф.1. Оп.1. Д. 240. Л. 1. 
  3. АФ ААП РУз. Ф.526. Оп.1. Д. 24. Л. 33. 
  4. АФ ААП РУз. Ф.1. Оп.1. Д. 658. Л. 38. 
  5. АФ ААП РУз. Ф.1. Оп.1. Д. 621. Л. 92. 
  6. История Андижана. – Ташкент: «Фан», 1980. – С.140. 
  7. Воронежский механический завод. История. Эл.адрес: www.vmzvrn.ru/o-predpriyatii/istoriya
  8. Пўлатов И. Буюк ғалабада Ўзбекистон ҳиссаси. – Т.: Ўзбекистон, 1974. 74-б.


 Орфография и пунктуация автора сохранены

Поделиться: