К вопросу обострения внутриполитической ситуации в Турции
Автор: ИАЦ МГУ
Вялотекущий внутриполитический кризис в Турции, начало которому положил в конце 2007 года процесс по так называемому делу "Эргенекон", вступил в очередную фазу обострения. Аресты высокопоставленных военных по обвинению в подготовке военного переворота, серьезный раскол в судебной ветви власти реально продемонстрировали возможность развития в стране очередного острого внутриполитического кризиса. Это вызвало определенную тревогу как в Турции, так и в других странах. Ряд аналитиков стали рассматривать вероятность осуществления очередного в стране военного переворота. В ночь на 23 февраля в Турции были взяты под стражу более 50 высокопоставленных отставных и действующих военных. В их числе бывшие главнокомандующие ВВС и ВМС вооруженных сил Турции И.Фыртына и О.Орнек, бывший командующий первой полевой армией армейский генерал Э.Сайгун, ряд других генералов, адмиралов и высших офицеров. Всем задержанным (в настоящее время 12-ти из них уже предъявлены обвинения в терроризме) инкриминируется подготовка свержения в 2003 году нынешнего "демоисламистского" правительства Партии справедливости и развития (ПСР) путем военного переворота. Основанием для арестов послужила публикация в январе с.г. скандально известной газетой "Тараф" некоего плана под кодовым названием "Бальоз", что в переводе с турецкого означает "Молот". План якобы предусматривал серию силовых акций (включая взрывы в известных стамбульских мечетях, провоцирование вооруженного столкновения с Грецией, общественных беспорядков, в т.ч. с нападением на военные объекты, интернирование "неблагонадежных лиц" на городских стадионах), направленных на серьезную дестабилизацию ситуации в стране и взятие ее под этим предлогом под контроль военных со смещением действующего кабинета министров ПСР. Военные, в принципе, не отрицают факт наличия, подготовки и корректировки в свое время подобного плана. Турецкое военное руководство подает его как некий "стандартный" мобилизационный план-легенду учений для отработки действий в случае иностранного вторжения или же введения в стране чрезвычайного положения. Подобные мобилизационные планы существуют и в армиях других стран. Однако в турецком варианте этот план, по мнению военных, был дополнен сфальсифицированными деталями и обнародован через газету. Аресты военных на столь высоком уровне происходят впервые в истории республиканской Турции. Примечательно также, что впервые арестованы генералы, которые еще всего 7 лет тому назад занимали ключевые должности в высшем военном руководстве страны. Сразу после этих событий в целях оценки сложившегося, по заявлению военных, "серьезного положения" в генштабе состоялось экстренное совещание с участием всего командного состава турецкой армии под председательством начальника генштаба армейского генерала И. Башбуга, отложившего в этой связи свой визит в Египет. Еще раньше военные в резкой форме осудили развернутую против них в СМИ "информационную войну", наносящую ущерб их авторитету в обществе. "Я проклинаю тех, кто организовал эту грязную компанию", - заявил в своем выступлении И. Башбуг. Обращает на себя внимание тот факт, что параллельно новой волне арестов высокопоставленных военных ощутимый сбой дала и судебно-юридическая система страны. Страсти накалились после ареста по обвинению "в членстве в террористической организации "Эргенекон" главного прокурора провинции Эрзинджан И. Джиханера, который вел дело в отношении исламистской секты "Исмаильага". Формальным поводом для ареста стал отказ прокурора передать по указанию из министерства юстиции документы дела другому прокурору. Вслед за этим Верховный совет судей и прокуроров Турции, в свою очередь, срочно принял решение о лишении всех полномочий прокурора провинции Эрзурум О.Шанала, арестовавшего И. Джиханера за отказ передать документы. Президент Турции А. Гюль, стремясь снизить накал противостояния, заявил о том, что лично предпримет усилия для разрешения проблемы, подчеркнув необходимость скорейшего проведения судебной реформы. Турецкие политологи отмечают в связи с этим, что этот инцидент свидетельствует о глубоком кризисе в правовой системе Турции. Это красноречивое свидетельство того, полагают они, что судебные власти страны оппозиционно настроены по отношению к правительству Р. Эрдогана. Выбор времени проведения новых арестов в рамках расследования дела по плану "Молот" обусловлен тем, что на нынешнем этапе в генеральной прокуратуре Турции в стадии подготовки находятся два иска против ПСР. Один из них касается противоречащих Конституции действий ПСР. После завершения процедуры оформления он может быть направлен в Конституционный суд с новым требованием о ее закрытии. Другой содержит обвинения по поводу якобы имеющихся фактов финансирования ПСР иностранной благотворительной организацией "Дениз Фенери", что в переводе с турецкого означает "Маяк". Это по существующему в Турции закону о политических партиях строго запрещено и может повлечь закрытие партии. Примечательно, что в данном случае закон позволяет закрыть партию по решению прокурора без соответствующего обращения в Конституционный суд. Оппозиционно настроенные эксперты указывают на стремление ПСР путем арестов и "чисток" запугать своих оппонентов из секуляристского лагеря, нейтрализовать военные структуры и ключевых представителей судебной системы Турции, которые являются, по их мнению, последними в стране оплотами светского режима. Это, полагают они, позволит ПСР и ее правительству упредить готовящуюся очередную попытку судебного запрета правящей партии, окончательно "выключить" армию из политической жизни страны. Основные политические соперники и оппоненты нынешнего премьера Р. Эрдогана в лице председателей Народно-республиканской партии (НРП) Д. Байкала и Партии националистического движения (ПНД) Д. Бахчели обвиняют главу правительства в "охоте на ведьм" - поиске "мифических заговорщиков", "насаждении фашистского режима", прежде всего, с целью отвлечь общественность от насущных экономических проблем. Турецкая лира, в частности, за последнюю неделю февраля в связи с обострением внутриполитической ситуации обесценилась на 12 процентов по отношению к доллару. Ключевые представители политической оппозиции видят выход в досрочных всеобщих парламентских выборах, против которых правящая ПСР категорически возражает. Р. Эрдоган неоднократно подчеркивал, что выборы состоятся в отведенные Конституцией сроки, а именно в 2011 году. Экономическая ситуация в Турции, несмотря на обесценивание лиры, по оценкам западных аналитиков, все же постепенно стабилизируется, экономика страны с минимальными потерями выходит из глобального финансового кризиса, что в свою очередь укрепляет позиции правительства и формирует ему определенное поле для маневра. С целью разрядить сложившуюся в стране острую ситуацию по инициативе президента А. Гюля 25 февраля была срочно организована его трехчасовая встреча с премьер-министром Р. Эрдоганом и начальником Генштаба И. Башбугом, на которой были обсуждены возможные направления ее урегулирования. В сделанном пресс-службой президента по итогам встречи заявлении подчеркивается, что граждане должны быть уверены в способности властей решить существующие проблемы в рамках действующего конституционного строя и законов, а также содержится призыв ко всем действовать ответственно, не нанося ущерба тем или иным государственным институтам. Чуть позже А. Гюль заявил, что удовлетворен результатами встречи. "Мы говорили открыто по всем вопросам, с чувством взаимного доверия", - подчеркнул президент. "Давайте не будем стрелять друг другу по ногам", - образно заметил глава республики. Несмотря на достаточно общий характер распространенного по итогам встречи заявления, можно сделать вывод, что "трехсторонний саммит" в определенной степени снял напряженность последних дней. Кризисный сценарий развития ситуации на данном этапе купирован. Это подтверждает и факт освобождения из-под стражи трех ключевых фигурантов волны арестов - бывших главкомов ВВС И.Фыртыны и ВМС О.Орнека, а также бывшего командующего первой полевой армией Э.Сайгуна. Вместе с тем, глубинные причины возникновения нынешнего кризиса сохраняются. Это подтверждают активно продолжающееся следствие и новые аресты. В связи с этим, в Турции опять активно заговорили о давно назревшей необходимости проведения системной политико-правовой реформы, включающей преобразования в судебной сфере, внесение изменений в законы о политических партиях и выборах. Это, как полагают, создало бы необходимую базу для последующей конституционной реформы в соответствии с требованиями и нормами Европейского Союза. 28 февраля премьер-министр Р. Эрдоган заявил, что до конца марта с.г. пакет предложений по проведению реформ в политической и правовой системе Турции будет представлен для обсуждения в парламент страны. С тем, что такая реформа назрела давно, согласны многие. Экспертное сообщество Турции сходится во мнении, что уровень развития турецкого государства не соответствует нормам действующей конституции, принятой тридцать лет назад после очередного военного переворота. Замораживание же дающей сбои политической системы может привести к усугублению ситуации, что, в свою очередь, окажет негативное влияние и на экономику страны. Оппонентами по отношению к такого рода преобразованиям на данном этапе выступают оппозиционные политические партии и военное руководство. Они осознают, что проведение реформ и утверждение новых законов в условиях обладания ПСР парламентским большинством, позволяющим принимать любые законы, нюансы которых приведут к усилению позиций правящей партии, подрыву светских устоев государства и дальнейшему существенному ограничению роли армии в политической жизни страны. Между тем, о важности подобных реформ все настойчивее говорят и ведущие представители деловых кругов. Соответствующее заявление было сделано руководством крупнейшей ассоциации промышленников и предпринимателей Турции (ТЮСИАД) по итогам состоявшейся на днях встречи с президентом А.Гюлем. Однако, наряду с этим, ассоциация подчеркнула, что реализация инициатив не должна способствовать обострению внутриполитической ситуации, а также констатировала свою заинтересованность в сохранении стабильности в стране. За происходящим в Турции пристально следят западные партнеры. Так, официальный представитель американского государственного департамента Ф. Кроули отметил, что "эти процессы не новы в турецкой истории и особого беспокойства у США они не вызывают". В связи с этим напомним, что армия уже трижды совершала военные перевороты в Турции (в 1960, 1971 и 1980 годах). Кроме того, под давлением военных в 1997 году от власти был отстранен глава правительства, лидер исламистов Неджметтин Эрбакан. Нынешний президент Турции А. Гюль занимал в этом правительстве должность государственного министра, курировавшего внешнеполитические вопросы. Для более полного понимания такой спокойной позиции США следует обратить внимание на выступление в г. Кахраманмараш депутата от оппозиционной ПНД, заместителя председателя парламента М. Акшенер. Она заявила, что "при отсутствии желания и одобрения со стороны США в Турции не может быть военного переворота. На нынешнем этапе Вашингтон не видит необходимости в перевороте". М. Акшенер в свое время возглавляла в 54-м правительстве Турции министерство внутренних дел, так что ее трудно упрекнуть в некомпетентности в данном вопросе. Европейские же партнеры Турции с озабоченностью констатируют серьезный раскол между властными структурами в стране. При этом представители ЕС подчеркивают, что Р. Эрдоган будет поддержан Западом, если использует последние события для проведения серьезных правовых преобразований. Правда, при этом добавляют, что реализовываться они должны в правовом поле, т.е. без силового противостояния. Что касается российских интересов, то вариант дальнейшего обострения внутриполитического кризиса в Турции и возможного силового варианта по его урегулированию может негативно сказаться на динамично развивающемся многоплановом партнерстве двух стран. В частности, это может привести к отсрочке в реализации ряда важных двусторонних проектов. Для России Турция выгодна как стабильный политический и экономический партнер, а потому на турецком внутриполитическом поле нужен взаимоприемлемый компромисс, устраивающий противостоящие стороны. Анализ мнений турецких политологов приводит к следующему выводу. Усиливающиеся обострения в тлеющем с момента прихода к власти ПСР конфликте балансов и интересов свидетельствуют о том, что турецкое общество стоит на грани коренных перемен. Напомним, что предыдущее серьезное обострение имело место в 2007 году и было связано с выборами президента А. Гюля, кандидатура которого на этот пост была выставлена правящей ПСР. Пройдет ли период этих перемен спокойно и они обеспечат прогресс нового общественно-политического становления турецкого государства, или же у какой-то из сторон сдадут нервы и тогда страна может быть отброшена назад в своем развитии, - покажут дальнейшие события. Эксперты в нынешней ситуации рассматривают возможность силовых действий со стороны турецких военных как весьма маловероятную. Правительство сегодня в противостоянии с армией в очередной раз "набрав значительное количество очков", "отыграло назад", несколько ослабив давление на высшее военное руководство. Хотя при этом необходимо отметить, что уже 26 февраля в 13 провинциях вновь была арестована новая группа военнослужащих среднего звена в количестве 18 человек, в т.ч. командующий жандармерией г. Конья, который является одним из политических оплотов ПСР. Военные спокойно и молчаливо восприняли посланный им очередной предупредительный сигнал и не предприняли шагов, как на самом высоком уровне обещали, по обнародованию "имеющихся у них компрометирующих правительство документов". Армия ослаблена продолжающимися уже длительное время против нее нападками и расследованиями и не обладает достаточной внутренней консолидацией для организованного выступления. Нет у нее, как показывают результаты ряда социологических исследований, и былой поддержки внутри общества, а также гарантий солидарности западных союзников. Тем не менее, основные причины нынешнего конфликта в Турции остаются, что, в свою очередь, сохраняет вероятность его обострения в будущем. Новое обострение противостояния может произойти уже в ближайшее время в связи с попытками правительства ПСР реально приступить к реформированию высшей судебной системы страны. Этот вопрос будет рассматриваться на заседании соответствующей группы под председательством Р. Эрдогана. Еще одной причиной могут стать новые судебные иски в отношении правящей партии, инициированные ее противниками. В этом плане показательны два высказывания, образно связанные с проблематикой "воды". Премьер-министр Р. Эрдоган, говоря о необратимости процесса идущих в стране преобразований, гарантировал, что "вода в реке вспять уже не потечет". По чистой случайности, практически одновременно президент А. Гюль, выступая в одной из промышленных зон и отвечая на вопрос, будет ли закрыта ПСР, призвал участников к спокойной работе, а также отметил, что в любых обстоятельствах "вода найдет верное направление, по которому будет продолжать свое течение". А.А. Гурьев 1.03.2010
Источник - Институт Ближнего Востока |
Поделиться: